Online-репутация как часть репутации в целом. Управление репутацией бренда в Интернете (ORM)

Хорошая online-репутация бренда в Интернете сегодня – важнейшее конкурентное преимущество. С каждым годом все больше владельцев бизнеса приходят к осознанию огромного ее влияния на уровень продаж. Управление репутацией в Интернете (ORM) стало одним из наиболее динамично развивающихся направлений digital-маркетинга.

Из чего складывается репутация бренда в Интернете, как ею управлять и какие преимущества дает бренду хорошая online-репутация?

Всем привет! 👋 Меня зовут Виолета Сапрычева, я SEO/SERM специалист в репутационном агентстве SidorinLab. И погнали!

Online-репутация как часть репутации в целом. Управление репутацией бренда в Интернете (ORM)

Мини-экскурс в историю понятия “репутация”

Еще три века назад английский философ Дж. Локк рассуждал о значимости репутации. Он сформулировал мысль о том, что на основе обмена людьми мнениями о поступках других людей (одобрения или осуждения) в процессе общения складываются представления о правильном и неправильном.

Научное определение понятию «репутация» было дано только в 1996 году в рамках исследования маркетинговых коммуникаций. Чарльз Дж. Фомбран вывел понятие репутации фирмы (бренда) как коллективного представления о прошлых ее действиях и их результатах, которое отражает способность фирмы предоставить необходимые продукты разным заинтересованным сторонам.

В дальнейшем понятие репутации не единожды подвергалось уточнениям. Но если упростить, получится примерно следующее: репутация — это сложившееся в обществе мнение о нас (нашей компании, нашем продукте).

Если из-за вас фирма потеряет деньги, я постараюсь вас понять. Но если будет потеряно доброе имя фирмы, я буду беспощаден.

Уоррен Баффет, миллиардер и легендарный инвестор

На репутацию бренда влияет множество факторов, в том числе, цена и качество продукта или услуги, финансовая стабильность компании, условия труда сотрудников, эмоциональный отклик у аудитории, социальная ответственность (например, бренд аксессуаров может выступать за осознанное потребление и создавать товары из переработанного сырья).

Что такое репутация бренда в Интернете

Грэм Даулинг в своей книге «Репутация фирмы» (первое серьезное исследование репутации брендов) приводил интересное сравнение репутации с существующей в китайской культуре «концепции лица», которое бывает двух типов: лень и мень. Лень – это вера общества в моральную чистоту компании или персоны. Мень же приобретается с достижением успеха и посредством его публичной демонстрации.

В текущих реалиях – публичной демонстрации, в том числе (а для многих брендов и преимущественно), в Интернете.

Рекламное объявление McGraw-Hill для корпоративных клиентов
Рекламное объявление McGraw-Hill для корпоративных клиентов

С бурным развитием цифровых технологий высказываться в том или ином ключе, а также уточнять и изучать мнения перед принятием решения о покупке товаров и услуг люди стали преимущественно в Интернете. Геосервисы и отзовики практически полностью заменили традиционное сарафанное радио.

Online-репутация как часть репутации в целом. Управление репутацией бренда в Интернете (ORM)

Репутация бренда в Интернете – важная составляющая часть репутации бренда в целом. Она складывается из отзывов клиентов и бывших сотрудников, пресс-релизов и статей в онлайн-СМИ, публикаций на различных площадках в Сети (форумы, блоги и т. д.) и, конечно же, в социальных сетях.

Все упоминания о бренде в совокупности создают так называемый репутационный фон.

Понятие online-репутации
Понятие online-репутации

Согласно последним маркетинговым исследованиям, в том числе Global Digital и Mediascope:

  • 64,4% мирового населения имеют доступ в Интернет;
  • 97,5 млн. человек (более чем 80% населения) используют Интернет в России;
  • 6 часов 37 мин. в среднем проводят пользователи трудоспособного возраста в Интернете;
  • 4 часа 14 мин. в среднем проводят в Интернете россияне трудоспособного возраста, из них 90% заходят с мобильных устройств;
  • около 95% пользователей Интернета, в том числе россиян, изучают отзывы о продукте/услуге перед покупкой, при этом около 40% – на трех и более онлайн-ресурсах;
  • более 40% россиян откажутся от приобретения товара или услуги после прочтения 4-6 негативных отзывов, а 15,8% после прочтения 1-3.

Вся эта статистика подтверждает: сейчас хорошая репутация бренда в Интернете не просто важна, а зачастую имеет решающее значение!

Точно так же, как пользователи полагаются на положительные отзывы в Интернете при принятии решения о покупке, они будут избегать компаний с негативными (неотработанными) отзывами и низкими рейтингами. Сказанное актуально и для заключения коммерческих сделок (В2В сегмента), инвестирования, устройства на работу. Крупные бренды прекрасно знают это и непрерывно работают над репутацией в Сети.

С точки зрения потребителя, хорошая репутация уменьшает осознанный риск при покупке товаров и услуг компании, потому что репутация служит залогом их высокого качества.

Грэм Даулинг (актуально применительно и к online-репутации)

Хорошая online-репутация помогает наделить потенциального клиента (особенно, если он взаимодействует с брендом впервые) психологической уверенностью в выборе продукта/услуги. Например, в том, что классные фильмы можно смотреть через приложение онлайн-кинотеатра Х, или что в борьбе с грибком стопы помогает препарат Y, или что за решением вопроса с земельным участком стоит обратиться в юридическую компанию V.

Какая у вашего бренда онлайн-репутация?

Хотите узнать, какая у вашего бренда онлайн-репутация? Вы можете самостоятельно провести экспресс-репутационный аудит.

Последовательно вбейте в форму поиска Яндекса и Google основные репутационные запросы: наименование бренда (далее – …), … + “отзывы”, … + “отзывы сотрудников”, … + наименование каждого (или основного) продукта + “отзывы”. Проверить частотность запросов и собрать репутационное ядро можно с помощью сервиса Яндекс Wordstat.

Имейте ввиду, что название бренда люди могут писать как кириллицей, так и латиницей. Обращайте внимание на всплывающие поисковые подсказки. Учитывайте региональную привязку. Например, если клиника оказывает медицинские услуги в определенном городе или имеет разветвленную сеть, следует использовать геозависимые запросы (например “застройщик Х Краснодар отзывы” или “фитнес клуб Х Таганская отзывы”).

Проанализируйте, что о вас пишут и в какой тональности (плохо, хорошо или нейтрально). Особое внимание уделите ресурсам, расположенным в ТОП-10 выдачи. Затем посмотрите, что о вашем бренде пишут в социальных сетях (используйте функцию поиска).

Если упоминания о вас преимущественно позитивные – поздравляю, у вас хорошая онлайн-репутация! Нужно стараться ее сохранить, а в идеале – улучшить (как говорится, нет предела совершенству). Если упоминания в большей степени негативные, рейтинги низкие или о вас вообще ничего не пишут (актуально для новых брендов), это повод начать активную работу над репутацией в Интернете.

В маркетинговых агентствах аудит online-репутации производится с использованием специальных инструментов по всему репутационному ядру запросов как в отношении бренда в целом, так и в отношении конкретных продуктов – объектов репутации. Современные технологии позволяют в режиме реального времени выявлять все упоминания о бренде: как в социальных сетях (например, система мониторинга упоминаний Brand Analytics умеет распознавать даже упоминания в сторис), так и на других онлайн-площадках.

Управление онлайн-репутацией как динамичное направление digital-маркетинга

Управление онлайн-репутацией (Online Reputation Management, ORM) – одно из динамично развивающихся направлений digital-маркетинга.

Online Reputation Management (ORM)<br />
Online Reputation Management (ORM)

Об этом свидетельствует появление отдельной услуги по управлению репутацией в Интернете во многих маркетинговых агентствах полного цикла, а также вакансий специалистов в данной области (ORM/SERM менеджеров). Загляните на тот же hh.ru и сами в этом убедитесь. Еще 10-15 лет назад на российских порталах по подбору сотрудников таких вакансий попросту не существовало.

Первое в России агентство, специализирующееся исключительно на управлении репутацией брендов и персон в Интернете – Сидорин Лаб, основанное 14 лет назад. Сейчас компания успешно ведет более 140 проектов, в том числе международных, в которых задействованы более 300 сотрудников.

Что входит в ORM (управление репутацией в Интернете)

Многие мои знакомые, когда слышат фразу «управление репутацией в Интернете», произносят: «Это удаление плохих отзывов?»

Возможно, поставленный таким образом вопрос и смотивировал меня на написание этой статьи.

Управление репутацией в Интернете (ORM)
Управление репутацией в Интернете (ORM)

Для наглядности в классическом ORM можно выделить несколько блоков:

  • Мониторинг (выявление и анализ упоминаний о бренде в Интернете вручную и с применением систем мониторинга в режиме реального времени, разработка карты реагирования на упоминания);
  • Работа с негативом (отработка негативных отзывов, удаление недостоверной информации);
  • Распространение позитива (создание и продвижение карточек на отзовиках и гео-сервисах, стимулирование оставления клиентами позитивных отзывов, создание и размещение в Сети статей, пресс-релизов и других «островов контента», привлечение, вовлечение и удержание целевой аудитории бренда (развитие комьюнити);
  • SERM (управление репутацией в поисковых системах, включает в себя ряд мер по созданию и продвижению в ТОП выдачи поисковиков позитивных онлайн-ресурсов, а также вытеснению негатива (сюда также можно отнести закупку контекстной рекламы);
  • Брендинг (разработка соответствующего ценностям целевой аудитории образа бренда, в том числе создание фирменного стиля).
Что входит в управление репутацией в Интернете (ORM)
Что входит в управление репутацией в Интернете (ORM)

В зависимости от результатов первичного репутационного аудита бренда, анализа его аудитории и конкурентного окружения, выявления сильных и слабых сторон, разрабатывается и реализуется та или иная стратегия управления цифровой репутацией.

Например, при наличии в ТОП-10 выдачи поисковых систем высокой доли негатива по тем или иным репутационным запросам, бренд может сосредоточиться на генерации и продвижении позитивного SEO-контента под нужные запросы (полезных для аудитории обзорных материалов, пресс-релизов и т. д.), отработке конструктивного негатива, а также смене тональности (с негатива на позитив) на трудно вытесняемых негативных ресурсах.

Какие преимущества дает бренду хорошая репутация в сети Интернет?

Репутация относится к самым ценным и уникальным нематериальным активам, которыми может обладать компания или персона. Online-репутация сегодня – неотъемлемая часть репутации в целом.

Наличие у бренда хорошей репутации в Интернете дает целый ряд преимуществ:

  • придает дополнительную психологическую ценность продуктам и услугам (доверие целевой аудитории к продуктам или услугам компании с хорошей репутацией изначально выше);
  • помогает потребителям осуществить выбор между функционально похожими товарами (услугами);
  • увеличивает эффективность рекламы и продаж (на фоне выделения среди конкурентов и за счет повышения доверия целевой аудитории);
  • способствует популяризации новых товаров и услуг;
  • позволяет легче выходить на новые рынки и налаживать партнерские связи;
  • помогает привлечь в компанию квалифицированных сотрудников (большинство людей охотнее будут работать в известной и уважаемой компании);
  • помогает компании получить максимальную прибыль или сохранить ее, если компания уже вышла на этот уровень;
  • повышает устойчивость к экономическим и другого рода кризисам (дает шанс на повторную попытку).

Если у вас есть что добавить - пишите в комментариях ✍)

Резюмируя сказанное, в современном мире управление репутацией в Интернете – просто необходимая мера для успешного развития практически любого бизнеса, увеличения продаж и, соответственно, уровня дохода и преодоления кризисных ситуаций с минимальными потерями.

И нет, управление репутацией в Интернете ≠ «удалить отзывы», хотя кое-что при определенных условиях действительно удалить можно. ORM – это про комплексную и непрерывную работу над имиджем, информационным фоном, а также грамотное взаимодействие с целевой аудиторией.

🚀 Если вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи.

77
Начать дискуссию