День рождения с хот-догами и пивной йогой: чем живёт молодёжное медиа Самары

Как построить медиа с нуля, при этом успевать за трендами, учитывать все нормативные риски и совмещать это с основной работой? Узнали у Данилы Князева — главного редактора самарского лайфстайл-медиа «Сом» и его шеф-редактора Марии Светкиной.

День рождения с хот-догами и пивной йогой: чем живёт молодёжное медиа Самары

Автор статьи: Алёна Трифонова

Радиостанция «Эхо Москвы» и тесты в Cosmopolitan: как ребята пришли в журналистику

Что вас вдохновило заниматься журналистикой, СММ и смежными сферами?

Данила: Я долгое время слушал радиостанцию «Эхо Москвы», и её главный редактор Алексей Венедиктов (признан в РФ иностранным агентом, прим. автора) очень вдохновил на работу с журналистикой своей харизмой и подачей.

Маша: У меня всю жизнь была мечта — писать тесты в Cosmopolitan. Эти тесты переросли в желание заниматься журналистикой. Я очень хотела работать в «Большой Деревне» — это самарское издание, предок наших местных медиа. Но сначала я была неопытной, а потом началась пандемия, «Большая Деревня» закрылась, и хотеть уже было некуда.

День рождения с хот-догами и пивной йогой: чем живёт молодёжное медиа Самары

Какая у вас была деятельность перед «Сомом»? Какая ваша основная работа?

Д: Сейчас заканчиваю медицинский университет, а основная работа в сфере фармацевтики. Журналистика — это творческая самореализация. Меня вдохновляет возможность вносить свой вклад в развитие культуры Самары, поэтому я этим и занимаюсь.

М: Я работаю интернет-маркетологом в рязанском агентстве CRM-маркетинга. Занимаюсь рассылками для крупных брендов и помогаю им выстраивать коммуникацию с пользователями через email, до этого занималась СМИ и продюссированием в московском ивент-агентстве.

Расскажите о первой работе, связанной с текстами: что писали и на какие темы?

Д: Мне нравится современное искусство, поэтому первый текст для «Сома» был на эту тему. Я написал материал про международную выставку «Близко. Далеко. Ближе» в галерее «Виктория» в 2022 году с участием нидерландских и украинских художников. После этой статьи главный редактор, на тот момент Паша Чечулин (ныне менеджер школы AI-тренеров в Яндексе, прим. автора), предложил мне стать арт-обозревателем, и я согласился попробовать.

М: Моя первая офисная работа после университета — копирайтер. Потом я попала в самарское медиа «Курмыши», где писала статьи, брала интервью и составляла подборки.

С чем вам было сложно в начале пути?

Д: Я был очень застенчивым, боялся заговорить, рассказать, заявить о себе. А журналистика помогла мне раскрепоститься.

М: С первыми текстами было нелегко, приходилось много заниматься правками, и было тяжело воспринимать критику в свой адрес. Хотя потом вошла во вкус и уже сама правила тексты других людей.

Журнал с нуля и PowerPoint Party: внутрянка регионального медиа

Расскажите историю возникновения журнала «Сом»

Д: Большая Деревня в 2020 году закрылась, и один из авторов этого медиа — Паша и сооснователь — Игорь решили создать самарское независимое СМИ с аналогичными ценностями.

В таком формате издание просуществовало до февраля 2022 года. А потом Паша, уже как главный редактор, собрался уходить из «Сома» и предложил два варианта: либо закрыть журнал, либо мне стать главным редактором издания. Я решил попробовать, хотя опыта работы в медиа было очень мало.

Сначала нанимали людей в команду с помощью друзей и социальных сетей, но столкнулись с сильной текучкой кадров. Сейчас у нас есть основной редакционный костяк. Без кризиса тоже не обошлось — у меня было желание закрыть «Сом» из-за нехватки времени. Но благодаря команде мы активно развиваем журнал до сих пор.

М: Мы практически единственное медиа, которое говорит обо всём, что происходит в Самаре — стараемся закрывать все аспекты жизни и двигаться в таком же темпе и дальше.

День рождения с хот-догами и пивной йогой: чем живёт молодёжное медиа Самары

Какие у вас задачи в «Соме»?

Д: Я взаимодействую с авторами: ставлю им задачи, дедлайны, придумываю новые рубрики и темы, а сам уже редко пишу.

М: Моя работа заключается в контакте с рекламодателями, написании разных материалов. Участвую в брейншторме и в организации офлайн-мероприятий, ещё снимаю и монтирую видео для журнала.

Шеф-редактор и главный редактор — это, скорее, должности номинальные, чтобы было понятно, кто за что отвечает, несмотря на это мы помогаем друг другу. Например, если я не успеваю что-то, то я спокойно могу обратиться за помощью к нашим ребятам.

Д: Да, делегирование приветствуется. У нас нет строгой иерархии.

Какие есть трудности в работе? На что больше всего сейчас уходит времени и сил?

Д: Первая трудность — построить медиа с нуля и найти комфортных ребят со схожими ценностями, которые горят работой также, как и мы. Вторая трудность — общение с инфопартнёрами.

М: Да, с ними в особенности. Часто бывает, что в неделю приходит по 10-15 предложений, но некоторые из них — странные и непонятные. Например, пишет неизвестный аккаунт с запросом на рекламу, а технического задания и объяснения, о чём нужно рассказать попросту нет. Приходится задавать кучу наводящих вопросов, чтобы хоть как-то вытянуть из человека информацию, а на это уходит много времени.

День рождения с хот-догами и пивной йогой: чем живёт молодёжное медиа Самары

Д: Третья большая проблема — это нормативные риски для медиа, например, связанные с рекламой — не сделаем маркировку, получим штраф.

Как вы определяете темы или события, чтобы рассмотреть их в журнале? Ориентируетесь больше на своё мнение, тренды или запросы аудитории?

М: В первую очередь мы, конечно, ориентируемся на собственные вкусы и только потом на тренды. И вышло так, что мы сами целевая аудитория нашего медиа, поэтому то, что нам интересно, заинтересует и читателей.

Ещё публикуем информацию об открытиях разных мест, общие новости мира, чтобы люди были в повестке, опирались на нас и что-то могли узнать из журнала.

Какие изменения произошли в вашем журнале со временем?

Д: Setters Media недавно делали опрос — исследовали состояние медиаиндустрии в России и пришли к выводу, что отсутствует креатив. Скукота. У нас было тоже самое, когда я пришёл.

Было непонятно, кто мы, куда идем, поэтому стали меняться. Проанализировали, что писать лонгриды, брать интервью — это форматы не для всей нашей аудитории, поэтому отдавать силы и время на расшифровку комментариев и их оформление — слишком затратно. Так что мы перешли на более приятный, лёгкий и позитивный контент — рассказываем про культурные проекты, новые мероприятия и выставки. Ещё стремимся сократить дистанцию между нами и читателями — общаемся практически напрямую.

М: Поэтому завели посты, где рассказываем о себе и своей деятельности. Вышли в офлайн, чтобы люди знакомились с нашей редакцией.

Кстати, история с очными мероприятиями завертелась с Дня Рождения в 2023 году, когда нам исполнилось 3 года. Организовали крутую тусовку всего за 10 000 рублей, где самым дорогим в смете был торт. Начали в «Сионе» с вечеринки с хот-догами и артистами, а затем перешли в «Дом 77» в «Вечно Молодой», там была пивная йога, спиддейтинг и праздничный торт. Ещё у нас были одна PowerPoint Party, осенняя гаражка, а также ежемесячно устраиваем книжные клубы в различных форматах и спецпоказы фильмов в кинотеатре #ёкино , и мы не собираемся на этом останавливаться. Скажу по секрету, уже записали два выпуска нашего будущего подкаста и планируем выпустить их в 2024 году

День рождения с хот-догами и пивной йогой: чем живёт молодёжное медиа Самары

В чём вы видите будущее развитие журнала? Есть ли планы развития новых тем в нём?

Д: Мы рассчитываем и дальше выходить в офлайн, потому что это очень важно для общения с нашими читателями и потенциальными заказчиками рекламы.

М: У нас заготовлен целый список офлайн-мероприятий, который определённо будет пополняться.

Мы хотим перейти на тот уровень, когда «Сом» станет нашей основной работой. Будем заниматься только тем, что нам очень нравится и чем мы горим. Планы не на ближайший год, конечно, а вообще на будущее, потому что понимаем, что осуществить их очень тяжело.

Каким проектом в плане коммерции является «Сом»? Есть ли у вас помимо рекламы спонсоры?

Д: «Сом» — это независимый полукоммерческий проект, у нас нет спонсоров. Зарабатываем чисто на рекламе, а деньги, полученные с неё, мы разделяем поровну между собой.

Какие проекты чаще всего хотят у вас прорекламировать и как у вас с рекламой в целом?

Д: В основном нам предлагают прорекламировать новые бары, кофейни, большие мероприятия, выставки и музыкальные группы. А также мы часто выступаем инфопартнёрами мероприятий на «Станкозаводе», «Города курорта» и событий «Дома 77».

М: С рекламой у нас всё хорошо. Мы сделали презентацию с форматами, ценами, статистикой, с примерами предыдущих коммерческих публикаций и поставили взаимодействие с брендами и проектами на поток.

Что вас вдохновляет работать над журналом?

М: Меня вдохновляет причастность к обществу креативщиков, к большому делу, что я тоже имею отношение к развитию самарской культуры. Например, прошлой осенью мы освещали аукцион в самарском баре «Посольство». Нас пригласили как информационного партнёра и разместили лого на посте. Это было очень приятно.

Ещё нас мотивируют люди, которые благодарят за классные и интересные посты, за киновечера, за хороший День Рождения, за то, что мы есть. Мы делаем всё на настоящем альтруизме и вдохновении от аудитории.

День рождения с хот-догами и пивной йогой: чем живёт молодёжное медиа Самары

Уникальность, креативность, самоорганизованность: как войти в журналистику в 2024

Как вы думаете, легко или сложно сейчас войти в профессию и почему? Каково вообще сейчас быть журналистом?

Д: Если говорить о классической журналистике, то, конечно, сейчас это трудно: очень много законов, не всё можно говорить. А работать в медиа-сфере гораздо легче, ведь существует большое количество контента и разных мыслей.

М: Войти в профессию сложно, если недостаточно самоорганизации и желания. Если человек горит журналистикой и хочет посвятить ей жизнь, то всё получится. Но для этого нужно изучать информацию и уделять своему занятию достаточно времени. В противном случае, лучше не тратить силы и найти то, в чём реально хочется развиваться.

Какие профессиональные навыки важны в этой сфере в наше время?

Д: Уникальность, креативность, работа в команде.

М: Самоорганизованность, умение работать в команде. Одному человеку будет сложно создать бренд, так как нужно писать, искать информацию и заниматься дизайном. В команде все друг друга поддерживают и помогают.

Также важна коммуникация с брендами, коллегами из своей сферы для обмена опытом и крутых сотрудничеств.

Какие сейчас тенденции в сфере журналистики и копирайтинга?

М: Искренность, открытость, короткие форматы.

Д: Добавлю к Маше ещё то, что мы решили представляться, и этот подход стал трендом — многие каналы стали делать также.

Что вы можете посоветовать тем, кто хочет заниматься текстами и сделать это своей профессией?

Д: Не бояться делать первый шаг, показывать своё «Я» и рассказывать о своих интересах.

М: Не бояться обратиться за советом к более опытным людям или коллегам. Адекватно воспринимать критику. Если работаете на большую аудиторию, то важно соблюдать определенные стили и форматы.

Не бояться заявить о себе и просто делать. Чем больше писать, предлагать и проявлять креативность, тем лучше будет развиваться собственный стиль. Чтение книг также поможет развить его.

Как остаться уникальным и при этом актуальным?

М: Адаптировать тренды под себя, а не просто копировать. Если слепо следовать тому, что сейчас популярно, это приведёт к однотипному контенту. Важно понимать, что не любой тренд подойдёт под вашу аудиторию, поэтому анализируйте всё, что происходит в сети и выбирайте то, что будет отражать ваш бренд и нравиться читателям.

Д: Важно иметь внутреннюю чуйку и интуицию. Чтобы понимать, что понравится аудитории, а что нет.

66
2 комментария

Интересно, к чему приведёт такая самодеятельность

1
Ответить

Логотип читается как Соль

Ответить