Первый Контакт с заказчиком
Первый контакт с заказчиком самый важный — нужно понять, кто перед нами и готовы ли мы с ним работать.
Самый короткий путь — спросить, но и здесь есть нюансы. Если вы просто вывалите на заказчика батарею вопросов (т.н. бриф), то либо не получите ответ никогда, либо качество ответов будет не очень.
Часто пишут про необходимость «раскрыть» клиента, но что под этим подразумевают — загадка. Давайте разбираться, как мы можем "раскрыть клиента" и что нам в этом поможет.
Раскрыть — значит понять. Понять нужды и боли, интересы и стремления. В таком деле нам не обойтись без диалога (ну или магии, если вы такой владеете) .
Отлично, едем дальше — диалог. В рамках диалога мы можем задавать вопросы по типу:
- открытые (те, на которые ответ дается в свободной форме)
- закрытые (ответ подразумевается, например вопросы на да-нет)
- уточняющие (те, которые опираются на контекст)
- наводящие (в вопросе содержится контекст или ответ)
Для начала диалога отлично подойдут именно общие открытые вопросы. Они простые, легко заходят в разговоре с абсолютно незнакомым собеседником, не подвергают общение рискам.
Чуть не забыл! Чтобы добиться результата от диалога, нужна именно живая речь — личная встреча, звонок или чат, но именно в динамичном формате “вопрос-ответ”. Это — один из ключевых моментов. Если человек на ваши вопросы будет отвечать как получится, между обедом и совещанием, часть там — другая завтра — пиши пропало. Считайте, зря вообще время тратили.
Понятной и согласованной картины вы не получите, как не смогли бы ее получить от художника, который писал бы ее также на ходу, пока завтракает или общается с коллегами.
Так, ну всё, достаем тетрадки и начинаем писать.
Примеры общих открытых вопросов:
- Какие у вас основные цели?
- Что вас вдохновило на этот проект?
- Чего вы хотите добиться в этом проекте?
- Какие сложности вы ожидаете?
- Как вы видите идеальный результат?
Как вести диалог:
- Фокус на беседе: позвольте заказчику говорить больше. Слушайте внимательно, чтобы уловить все нюансы. -
- Будьте естественны: вопросы должны быть легкими и непринужденными, чтобы создать комфортную атмосферу. -
- Управляйте диалогом, а не плывите по течению: если какой-то вопрос вызывает затруднения, перефразируйте или перешагните на следующий. Если собеседник сильно отклонился — дождитесь естественной паузы и верните обсуждение в нужное русло (кроме тех случаев, когда собеседник отклонился в интересующую вас сторону)
- Подводите короткие итоги каждому вопросу: обобщайте все сказанное собеседником и проговаривайте. Так вы избежите неправильного толкования слов и смыслов. -
- Фиксируйте разговор: память это ненадежный источник, а наличие записи позволит детально проанализировать все высказанное позже и не отвлекаться в процессе самого интервью.
Что избегать:
- Слишком большого количества вопросов — не перегружайте заказчика, держите беседу фокусированной.
- Сложных формулировок — слишком длинные или сложные вопросы могут запутать заказчика.
- Навязчивости — дайте заказчику возможность раскрыться, не давите слишком сильно.
- Избегайте суждений — формулируйте вопросы нейтрально, чтобы не влиять на мнение заказчика.
Вот и всё, к началу общения вы готовы, если поставите лайк или прокомментируете — мне, как автору, будет очень приятно и я с радостью отвечу на любые вопросы по теме.
Чуть не забыл, продолжение этой темы опубликовано в моем телеграм канале по ссылке ниже: