"Покупатели всегда понимают, когда вы знаете, о чем говорите"
(с) Seth Godin
Прошлый раз мы говорили о первом контакте с заказчиком и общих вопросах, теперь займемся вопросами конкретными. Что значит “конкретно”? Это без воды, по делу, в цифрах, тезисно. Время пространных размышлений оставляем позади и переходим к деталям.
Кстати! Важнее деталей только их количество - закидайте заказчика вопросами по каждой ерунде, и вы удивитесь тому, как быстро он перестанет с вами работать. Впрочем, если будете скромничать и уточнять только самые основные моменты - можете горько пожалеть, что вообще взялись за заказ. Во всем ищите золотую середину.
Между прочим, конкретизирующие вопросы не только снабдят вас необходимой и в меру точной информацией, но еще и покажут ваш профессионализм. Разве может профан разобраться во всех этих цифрах, стратегиях, результатах рекламных компаний? Для такой работы точно нужен профессионал со стажем (мы-то с вами знаем, что общая аналитика и основные понятия - не самая трудная часть маркетинга, но если уж есть такой миф, то пусть работает нам во благо).
Всё, достаточно вокруг да около.
Переходим к конкретным примерам конкретных вопросов:
✔ Какой объем работы вы планируете?
✔ Какие требования к содержанию?
✔ Есть ли единый документ, описывающий стиль, тон, подачу?
✔ Кто отвечает за соблюдение стандартов?
✔ Какая форма отчетности вас устроит?
✔ Какой у вас бюджет на проект?
✔ Какой график работ вы представляете?
✔ Какие критерии успеха для вас важны?
Как вести диалог:
➖ Четкость формулировки: вопросы должны быть прямыми и ясными, чтобы получить конкретные ответы.
➖ Фокус на деталях: уточняйте аспекты, которые помогут вам глубже понять проект.
➖ Свяжите вопросы с целями: привязывайте вопросы к целям, о которых уже говорили с заказчиком.
➖ Резюмируйте ответы в конце всего блока: лучше всего отправить заказчику документ с таблицей, куда вы поместите все его текущие ответы, включая ФИО ответственных лиц и их контактные данные.
➖ Фиксируйте диалог: это поможет избежать споров и недопонимания в будущем.
Что избегать:
❗Непонятных формулировок: старайтесь не допускать двусмысленных или сложных формулировок.
❗Излишней дотошности: важно не перегружать заказчика чрезмерно детальными вопросами.
❗Нечетких сроков: убедитесь, что все сроки конкретизированы и понятны.
❗Любых оценочных суждений: если вы не хотите превратить клиента в личного врага, не допускайте оценочных суждений по части проведенных работ или бывшего подрядчика.
❗Задач без ответственных лиц: в противном случае, вы рано или поздно попадете в ситуацию, когда все контактные лица заказчика спихивают задачу на друг друга, а ваши сроки горят.
Фиксация цифр, задач, лиц, дедлайнов имеет критическую ценность. Всегда помните, что на кону стоит ваша репутация (как минимум), и это касается не только первого контакта, но общения с заказчиками в целом.
Смело формулируйте свои собственные вопросы, здесь я привел только самые ходовые, у вас точно будут какие-то свои, особенные для вашего бизнеса.
В следующий раз разберем вопросы к заказчику о его целевой аудитории, почему их нужно рассматривать отдельно и как это сделать так, чтобы не обидеть потенциального клиента.
А пока - ставьте лайк если статья оказалась полезной, я всегда рад вашей обратной связи