9 ошибок спикеров при работе со слайдами презентации

Тимур Асланов
Тимур Асланов

Выступать с презентациями приходится многим — пиарщикам, маркетологам, руководителям всех уровней, спикерам конференций и форумов, бизнес-тренерам и продавцам. И часто именно презентация — сами слайды — слабое звено у многих докладчиков. Я не только сам много выступаю, но и провожу большое количество мероприятий с участием других спикеров. И насмотрелся на самые разнообразные презентации и на реакцию публики на них. Рассказываю о том, каких ошибок следует избегать при подготовке слайдов для презентаций. Эти ошибки убивают эффект от выступления и впечатление от спикера.

Ошибка 1. Много текста в слайдах для презентации

Очень распространенная ошибка. Спикер пытается запихнуть в слайд максимум информации, потому что либо сам рассчитывает прочитать ее аудитории прямо со слайда, либо наивно полагает, что публика приходит на публичные выступления, чтобы читать.

Спикер, читающий слайды, это отвратительно. Хуже этого только спикер, читающий по бумажке.

Смысл презентации не в том, чтобы на слайдах был написан ваш доклад, а в том, чтобы вы интересно и ярко рассказывали что-то полезное аудитории, а слайды дополняли и визуализировали ваше выступление. Поэтому на слайде должно быть минимум текста. Все остальное должен рассказать докладчик, иначе зачем он нужен? Почитать тексты аудитория может и без его участия. Но тогда зачем собирать всех вместе?

Ошибка 2. Мелкий текст

Иногда это следствие первой ошибки — много текста на слайд умещается плохо и приходится уменьшать шрифт.

Спикер, стоящий вплотную к экрану, это прочитать может. А вот зрители в задних рядах уже уткнулись в своим телефоны, потому что с их мест разобрать вашу писанину нет никакой возможности. Вам это надо?

Ошибка 3. Сложные схемы

Третья ошибка также родственница первой. Только вместо длинных текстов на слайдах появляются огромные таблицы, непонятные схемы и обилие диаграмм. И снова мы теряем публику с дальних рядов. Да и те, что счастливо расположились в передних, тоже скорее всего мало что понимают в ваших экзерсисах.

Сложные таблицы на слайдах воспринимаются крайне плохо. Если есть непреодолимое желание все-таки этот набор непростой визуализации донести до слушателей — сделайте «раздатку». А на слайды выносите простые диаграммы (не более одной на слайд) и выводы, которые вы бы хотели, чтобы люди запомнили по итогам вашего доклада.

Ошибка 4. Заезженные картинки

Для того, чтобы сделать презентацию ярче и интереснее, многие спикеры украшают их рисунками и фотографиями, иллюстрирующими мысли, которые они пытаются донести. Это хорошо.

Плохо, когда спикер ленится, не хочет тратить на это время и берет первые попавшиеся картинки, которые ему выдает Google Images. Потому что еще 10 спикеров также поленились и взяли эти же 10 картинок. И еще 50 спикеров на предыдущих конференциях, где были ваши слушатели, повели себя также. В итоге слайды-клоны гуляют по презентациям и конференциям. Безликие белые человечки жмут друг другу руки, прорывают финишные ленты и карабкаются по карьерным лестницам из года в год, из презентации в презентацию.

Хотите отличаться от других спикеров? Найдите картинки, которых ни у кого нет. Закажите художнику набор своих человечков, которые будут только у вас. Придумайте свою символику для обозначения таких тем, как карьера, конкуренция, успех, мотивация, переговоры и холодные звонки. Это не так дорого стоит, но очень сильно выделит вас на фоне безликих человечков.

Ошибка 5. Бледные шрифты на бледном фоне

Выступать порой приходится в совершенно разных условиях и показывать слайды на очень разном оборудовании. Вам очень повезет, если в аудитории будет LED-экран с большой диагональю, сочными и яркими цветами на нем. Но в большинстве залов по прежнему используют проекторы. Разной степени новизны. И, что важно, разной степени яркости лампы.

Если лампа древняя или просто слабая, то и изображение на экране слабенькое. Особенно при дневном свете, а шторы также зарываются далеко не во всех помещениях.

И вот уже публика изо всех сил напрягает глаза, да и вы с трудом различаете, что у вас там написано или изображено на бледной картинке. Ну а задние ряды, как водится, опять в телефонах, проверяют ленты и отвечают на сообщения в мессенджерах. У них вообще нет шансов что-то увидеть.

Чтобы не вздыхать, не жаловаться на проектор и не проклинать организаторов мероприятия делайте слайды максимально яркими. Долой бледные цвета и фоны. Контрастные фотографии и контрастные цвета. Тогда увидит даже близорукий любитель соцсетей с последнего ряда.

Ошибка 6. Съехавшие шрифты и обрезанные картинки

Ошибка неопытных спикеров. У организаторов конференций и форумов очень разная техника, которая очень по разному воспринимает слайды для презентаций. И разные версии программ, которые эти слайды читают. У кого-то новее, у кого-то старье. Кто-то просит презентации в PowerPoint, а кто-то вообще в Keynote. В общем кто во что горазд.

Вы присылаете свои выстраданные и выверенные 40-60 слайдов, организаторы загружают их на свой компьютер, вы выходите выступать, смотрите на свою презентацию, а там вместо букв иероглифы, текст весь поехал и картинки разбежались кто куда. Потому что версии PowerPoint не совпали и никто перед выступлением это не проверил.

Вы — потому что доверились организаторам. Организаторы — потому что им пофиг. В итоге на слайдах ничего не разобрать, не прочитать, вы в расстроенных чувствах скомкали свое выступление и выглядели непрофессионалом.

Проверяйте, как выглядит ваша презентация именно на том компьютере, с которого она будет выдаваться. Или экспортируйте ее в pdf-формат. Там ничего не сползет и не убежит. Но не будет возможности вставить анимацию и видео.

Ошибка 7. Перегруз с саморекламой

Мы сейчас не берем во внимание речь докладчика, так как это статья про слайды для презентаций. Во время выступлений многие вместо пользы активно себя продают и клянчат заказы. Это ошибка, но, как я уже сказал, мы сейчас не об этом.

Под саморекламой на слайдах я имею ввиду патологическую страсть многих спикеров поставить на каждый слайд логотип компании, свое имя и фамилию, адрес сайта, а если получится, то и корпоративный знак какой-нибудь. И в это прокрустово ложе уже потом пытаются запихнуть контент и сделать так, чтобы он нормально смотрелся.

Я понимаю, зачем это делают. Если вдруг кто-то из аудитории захочет слайд сфотографировать, то автоматически вся эта идентификация будет и на фотографии. И значит при использовании в дальнейшем этого слайда в работе логотипы и адрес сайта будут мозолить глаза тому, кто со слайдом работает, и продвигать компанию и спикера. Наверное какая-то логика в этом есть, но раздражают такие слайды безумно.

Сделайте хороший заглавный слайд у вашей презентации, сделайте слайд про себя любимого для самопредставления в начале доклада и поместите все контакты в конце на последний слайд. Этого, уверяю вас достаточно. И сосредоточьтесь на пользе, которую ваш доклад принесет слушателям. Тогда они со всем вниманием отнесутся к вашим контактам, да еще и несколько раз уточнят их. Но не надо превращать презентацию в спам.

Ошибка 8. Отсутствие единого стиля презентации

Ваша презентация должна выглядеть цельным произведением, а не лоскутным одеялом, сотканным из отдельных кусочков. Это значит, что все слайды должны быть оформлены в одной стилистике. Иначе возникает впечатление, что вы надергали их из разных презентаций других спикеров.

Один и тот же фон, одна и та же структура. Одни и те же шрифты. Одинаковое оформление маркированных списков и так далее.

Стилистика должна быть запоминающейся — это отличный инструмент личного бренда. Вас должны узнавать по слайдам. Это повышает вашу значимость и экспертность в глазах публики.

Ошибка 9. Грамматические ошибки и опечатки

Услуги корректора сегодня не слишком дороги. Предложение превышает спрос. Прежде чем показывать слайды публике, дайте их прочитать специалисту по русскому языку. Даже если в школе по этому предмету у вас была пятерка, никто не застрахован от опечаток, которые по закону подлости будут в самом неподходящем слове и поменяют его смысл не просто на другой, а на очень смешной. И вместо того, чтобы внимать вашей мудрости, аудитория будет покатываться со смеху, что, конечно, ударит по вашему авторитету эксперта.

А уж если есть грамматические ошибки, в зале непременно найдется граммар-наци, который не смолчит и захочет задать вам вопрос.

Но не для того, чтобы уточнить детали вашей концепции или методологии, а с целью обратить на себя всеобщее внимание и выставить вас на посмешище. Ну в самом деле, разве человек, который путает «тся» и «ться», может нас чему-то научить в маркетинге?

Заключение

Это, конечно, не все ошибки спикеров. Их гораздо больше, но у нас статья, а не книга, поэтому ограничимся девятью. Не допускайте хотя бы эти, и ваши выступления уже станут существенно лучше.

11
Начать дискуссию