Кейс: как боты накликали 10 тысяч рублей по скрытым ссылкам

В данной статье я покажу ботов из контекстной рекламы, которые зарабатывают на конверсиях. Я расскажу о том, как нейронная сеть обучается на них, и мы увидим, как рекламная система списывает за конверсии, совершенные ботами.

Я, Григорий Мельников, автор онлайн сервиса по выявлению ботов KillBot, продолжаю цикл статей посвященных качеству рекламного трафика.

Для успешной реализации этого кейса нам потребуется:

  • Сайт, предпочтительно на конструкторе, чтобы можно было легко вносить изменения в код и CSS.
  • Рекламная кампания с использованием конверсионной стратегии "Максимум конверсий" или "Максимум кликов".

Подготовка сайта

Для данного кейса я буду использовать свой сайт: https://killbot-group.ru/. Этот сайт разработан на платформе Tilda, и для него уже созданы рекламные кампании, поэтому подготовка займет немного времени.

Создадим блок, содержащий скрытые ссылки и скрытую форму. Важно создать много скрытых ссылок - не менее 10, чтобы повысить вероятность их нажатия ботом. Также можно добавить ссылки на электронную почту и телефоны. Этот блок мы разместим на главной странице сайта:

Кейс: как боты накликали 10 тысяч рублей по скрытым ссылкам

Далее создадим скрытую страницу. На эту страницу можно будет попасть нажав на скрытую ссылку. Я создал такую скрытую страницу: https://killbot-group.ru/hidden :

Кейс: как боты накликали 10 тысяч рублей по скрытым ссылкам

Настройка целей в метрике

  • В метрике необходимо настроить цель "посещение скрытой страницы" (в моем случае, это когда URL содержит "hidden").
  • Также в метрике нужно создать отдельную цель на отправку скрытой формы или воспользоваться стандартной целью "автоцель: отправка формы" и скрыть остальные формы на сайте.
Кейс: как боты накликали 10 тысяч рублей по скрытым ссылкам

Настройка кампании в рекламной системе

  • Кампания должна быть рекламной сети. В поисковой рекламе не все ниши насыщены ботами.
  • Стратегию нужно выставить "Максимум конверсий". Можно также выбрать "Оплата за клики" - результат будет получен быстрее, или "оплата за конверсии" - результат ждать дольше, но деньги за конверсию все равно будут списаны. Я использовал обе эти стратегии.
  • Для стратегии, обязательно, укажите цели, которые могут совершить только боты, при настройке стратегий.

Мне могут возразить: "Чего ты ожидал? Ты устанавливаешь цели, которые выполнят только боты - вот и результат, Директ привел тебе ботов. Прекрасно сработало!"
Мой ответ: "Проблема заключается в том, что стратегия обучается на кликах ботов. Это означает, что если клик бота был учтен, то стратегия найдет похожего бота для следующего клика. Это актуально для любых целей."

Результаты работы кампаний

  • 605 кликов было сделано
  • 87874 показов
  • 15,65 средняя цена клика
  • 9466 рублей всего было потрачено
  • 28 ботовских конверсий - это клики по скрытым ссылкам(!).

Запись конверсионного визита в Яндекс Вебвизоре:

Посмотрите запись одного из визитов в Вебвизоре.

Стоимость этой конверсии - 2000р. И, самое интересное, что автоцель "Отправка формы" - даже не валидирует форму - фиксируется только факт нажатия кнопки. Ну,... хотя бы факт нажатия клавиш учитывали бы - эта же информация доступна. Или пишите пояснение, что автоцель отправки формы включает и мусор и пустые данные - чтобы пользователи знали.

Общие выводы

Было потрачено 9644 рубля. Было сделано 87874 показа и 605 кликов, из них 28 конверсий - это именно те, кто кликнул по скрытой ссылке.

Из 605 кликов:

  • не более 255 настоящих - это именно те, кто использует настоящий браузер, а не бот-софт с подменой фингерпринта; По хорошему, в этих кликах нужно глубже покопаться, но не буду тратить время.
  • 168 ботов, которые честно подменяют фингерпринт и честно стараются быть похожими на настоящих пользователей;
  • 135 визитов, с 0-вым временем на сайте - про эти клики нет возможности сказать боты они или нет, так как все скрипты сайта за это время прогрузится не успели;
  • 47 визитов без классификации - это или повторные визиты, или визиты с 0-м временем, или боты, которые вырезают скрипты для ускорения своей работы;

Для не обученной стратегии процент реального трафика не более: 42% = 255/605 * 100. После обучения процент реального трафика упадёт, так как конверсии ботов притянут ещё ботов.

Конверсионные визиты

Кейс: как боты накликали 10 тысяч рублей по скрытым ссылкам

На скриншоте выше список тех визитов, что совершили конверсию: "Посетил скрытую страницу". Видно, что активность у всех визитов одинаковая - это явный признак ботов.

У этих ботов один и тот же слепок (выделение красным справа) - это значит, что их породила одна и та же программа с схожим поведением в интернете. Это говорит о том, что нейронка Яндекса очень хорошо ищет похожих пользователей... Но есть нюанс...

Конверсии совершали только боты

Кейс: как боты накликали 10 тысяч рублей по скрытым ссылкам

В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=false - это значит отобразить визиты, чьих браузеров нет в списке настоящих.

Да, настоящих конверсий и не должно быть - это по условию задачи. Но это хорошо, что данные аналитики соответствуют.

Конверсий от настоящих браузеров нет

Кейс: как боты накликали 10 тысяч рублей по скрытым ссылкам

В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=true - это отобразит визиты чьи браузеры есть в списке настоящих.

Как с этим жить?

В одной из следующих статей я подробно, по шагам, расскажу как исключить показ объявлений ботам (нет, совсем не блокировкой IP). Поэтому подписывайтесь на мой телеграмм канал: https://t.me/KillBotRus . В первую очередь результаты я публикую там.

  • Для писателей ботов я предложу лайвхак - генерируйте отказ, и вообще ничего не делайте на странице (даже не скрольте, а то бот начнёт скролить поверх попапа).
  • Если писатели ботов будут использовать вышеуказанный лайвхак, то все посещения без действий просто собирайте в отдельный сегмент и минусуйте. Это и за клик заплатят, и директологам в помощь.
  • Быстрый лайвхак - подключите кампанию Яндекс Директ к сервису KillBot - он автоматически выявляет аудиторию ботов и минусует её.

Как именно выявить личность того, кто кликает на твою рекламу

Это я расскажу в следующем посте в своем телеграмм канале. А мой 3-й пост снизу: как однозначно доказать что клик по рекламе совершен ботом.

22
4 комментария

Интересная статья, спасибо!

Подскажите, а почему при выполнении этого пункта "В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=false - это значит отобразить визиты, чьих браузеров нет в списке настоящих." что с wl=false, что с wl=true Метрика вообще не показывает никаких данных ни за какой период?

1
Ответить

Такая возможность появится после установки скрипта KillBot, каждый визит будет помечен.

1
Ответить

Очень полезный материал, спасибо! Побольше бы таких статей...

1
Ответить

Отличная статья! Спасибо Вам)

Ответить