Как мы меняем Fashion-рынок Дубая: лайв-стримы, частичный выкуп и концепция «только то, что нужно»

Привет, меня зовут Настя Ким и я генеральный директор и сооснователь маркетплейса WEE. В блог я приглашаю своих коллег и мы рассказываем о наших успехах и трудностях, а также делимся экспертизой рынка e-commerce. Сегодня расскажем о том, как мы запускали категорию Fashion вместе в Антоном Сиземиным, коммерческим директором маркетплейса WEE в Объединённых Арабских Эмиратах.

Анастасия Ким
Генеральный директор WEE
Антон Сиземин
Коммерческий директор маркетплейса WEE

WEE Marketplace – самый быстрый маркетплейс доставки широкого ассортимента товаров в ОАЭ. Один из наших приоритетов – развитие категории Fashion. Расскажем, в чём особенности e-commerce в ОАЭ, как мы движемся в этом направлении и как отстраиваемся от конкурентов.

Раздел fashion на сайте
Раздел fashion на сайте

Как устроен Fashion-ритейл в ОАЭ

Мы проанализировали аудиторию маркетплейса и поняли, что пора запускать раздел Fashion, ведь 68 % наших покупателей – женщины. Это диктует и сам рынок. Что характерно для Fashion-рынка ОАЭ:

  • На него приходится больше трети всего екома

В 2023 году общий размер e-commerce рынка Объединённых Арабских Эмиратов составил $10,2 млрд, из которых $3,5 млрд – это категория Fashion: одежда (включая верхнюю одежду и нижнее белье), обувь, сумки и аксессуары (головные уборы, солнцезащитные очки, украшения, часы). Таким образом, на Fashion приходится 34% от общего размера рынка онлайн-торговли, и с годами этот показатель только растёт. В категорию включаются женские, мужские и детские товары, при этом женская продукция занимает почти половину всего объёма – а наша аудитория преимущественно женская.

  • Высокий средний чек

Размер рынка e-commerce ОАЭ в абсолютном значении однозначно меньше американского или общеевропейского, однако для него характерны, так сказать, высокие траты на одного человека. И средний чек больше в два-два с половиной раза, и частота покупок тоже выше.

  • Высокая доля онлайн-продаж на мобильных устройствах

Ещё из интересных для нас особенностей e-com рынка ОАЭ можно отметить высокую долю покупок через мобильные устройства: в категории одежды, например, этот показатель составляет более 80%.

Все эти факторы в совокупности предопределяют наши действия на этом рынке.

От чего устал покупатель и почему рынок должен измениться

Сейчас мы наблюдаем, что бизнес-модели во всем мире основаны на огромном выборе и супер-широком ассортименте, который может быть избыточным для потребителя. Покупатель заходит на сайт крупного онлайн-магазина и видит 954 страницы белых рубашек, хотя ему нужна всего одна. Мы видим, что на рынке компании-монобренды показывают очень хорошие результаты, потому что успешно доносят свою ценность. В то же время крупные компании-барахолки с огромным ассортиментом начинают терять популярность.

В WEE мы стремимся переосмыслить путь потребления и попасть в новую волну эволюции. Уйти от конструкции «миллион товаров» в конструкцию «мы предоставляем ровно то, что нужно». Для этого мы будем стараться предугадывать желания клиента. Собирать определённые визуальные луки и использовать инфлюенсеров. Их мы будем обучать в своей школе, чтобы они могли доносить тренды до аудитории.

Местные женщины и туристы, которым нужны носки в десять вечера. Как мы выбирали целевую аудиторию

В дополнение к нашим подходам к целевой аудитории маркетплейса, в этом году мы выделили для себя ещё 6 сегментов, из которых 3 – женские. Именно на них мы сосредоточены, в том числе в категории Fashion. Например, сюда попадают постоянно проживающие в ОАЭ женщины 25-40 лет со средним доходом, у которых есть дети.

Сейчас наша база – это местное население, но, возможно, в будущем мы будем ориентироваться и на туристический сегмент. Расскажу реальный случай: однажды воскресным вечером мы с семьёй зашли в магазин Carrefour в Дубае и встретили обеспеченного туриста из Узбекистана. Увидев, что у нас славянская внешность, он подошёл и по-русски спросил, где прямо сейчас можно купить носки в Объединённых Арабских Эмиратах. По его выражению, он «обошёл уже половину Дубая, но носков так и не нашёл». Вот такая ситуация на полном серьёзе: вечером в воскресенье в Дубае носков не найти. В итоге мы с ним дошли до нашего дома, и я ему отдал несколько пар обычных белых носков. Это забавная история, но она демонстрирует, что если мы сделаем удобный для туристов сервис (быстрая доставка, примерка, частичный выкуп) – покупка одежды на маркетплейсах может стать актуальной и для них.

Итак, у нас есть существующая аудитория, есть новый сегмент, на который мы таргетируемся, и есть понимание сложности работы с масс-маркетом и люксом. Поэтому мы приняли решение сосредоточиться на промежуточных ценовых сегментах рынка: middle –, middle, middle +, low luxury. Это попадает в аудиторию и открывает достаточно широкие возможности для работы на маркетплейсе.

Как мы меняем Fashion-рынок Дубая: лайв-стримы, частичный выкуп и концепция «только то, что нужно»

Как мы ищем селлеров

Конкуренция в Объединённых Арабских Эмиратах высокая. Рынок здесь очень сильно сегментирован (иностранные бренды работают через крупных локальных дистрибуторов, имеющих свою розницу и онлайн магазины), а лидеры в сегменте могут занимать до 15% рынка. Поэтому нужно находить свои кластеры потребителей и предпринимать направленные усилия.

Мы будем предлагать одежду для офиса, для отдыха, для вечернего выхода, домашнюю и повседневную одежду, бельё, а также брендонезависимые категории: оверсайз, одежду без логотипов, в восточном и национальном стиле.

Каких селлеров мы ищем:

  • Компании, которые только выходят на рынок и предлагают эксклюзивный ассортимент. Мы полагаем, что рынок сильно сегментирован из-за большого количества производителей, работающих в модели B2C. Поэтому нас интересуют те, кто предоставит нам уникальный продукт. Мы отслеживаем тренды и ищем таких продавцов в дизайнерских каналах соцсетей, а также через наше стратегическое партнёрство с Emirates Fashion Week в Дубае.
  • Якорные бренды в среднем ценовом сегменте. В ОАЭ много крупных компаний, которые ещё не присутствуют в онлайн-торговле из-за отсутствия экспертизы или внутренних ресурсов. Среди них мы планируем найти несколько ключевых брендов для дистрибуции.

На что мы делаем ставки

Мы прекрасно понимаем, как важны карточки товаров для категории Fashion на маркетплейсе. Поэтому активно над ними работаем. Нам важно, чтобы они становились всё более стильными и функциональными. Чтобы отображались увеличенные фотографии для удобного предварительного просмотра. А также чтобы в листингах и на страницах товаров отображались мультикарточки (то есть карточки товара с объединёнными вариантами цветов и размеров).

Кроме того, есть два ключевых направления работы, которые, как мы считаем, могут стать прорывом для категории Fashion в ОАЭ. Первое – это внедрение частичного выкупа и возврата при примерке. В других странах такая модель показала себя успешной. А вот на рынке Объединённых Арабских Эмиратов никто так пока не работает. Обычно приходится покупать всю выбранную одежду и в случае необходимости оформлять возврат. Возможность частичного выкупа определённо сделает наш маркетплейс привлекательным для клиентов. Это удобно и не требует замораживания денег на карте. Поэтому помогает избегать разочарований и снижает барьеры для покупки.

И второй важный элемент – лайв-стримы. Мы внедряем возможность для продавцов транслировать экспертный контент и видеообзоры товаров. Мы убеждены в эффективности этой стратегии, поскольку важность блогеров и инфлюенсеров в ОАЭ отмечена даже на государственном уровне. К примеру, в начале года Правительство Дубая учредило специальный фонд и выделило 150 миллионов дирхамов (около $10,2 млн) на поддержку контент-мейкеров.

Сценарная подача: что можно стримить

Расскажем подробнее о новой возможности для продавцов на нашем маркетплейсе: проводить онлайн-трансляции со встроенной функцией покупок. Это может быть обзор конкретных товаров, чтобы покупатели могли лучше оценить качество продукции. А может быть контент на различные темы вокруг – от экспертного до развлекательного. Например, продавец совместно с фитнес-тренером проводит стрим на тему занятий бегом, разбирая ошибки и демонстрируя правильные техники. В процессе этого он привлекает аудиторию к своим товарам, связанным со здоровым образом жизни и со спортом. Таким образом, мы не только создаём прямую связь с товарами, но и предлагаем покупателям интересный и полезный контент. Это делает маркетплейс более привлекательным для потребителей.

На сегодняшний день мы уже запустили стриминг на маркетплейсе на основе сервиса Streamercе. В России им пользуется, например, «Золотое яблоко»‎ и «Lamoda»‎. Для начала мы планируем выйти на 7-8 стримингов в месяц. Вести стримы и выбирать товары, предлагаемые к покупке, могут как продавцы, блогеры или эксперты, так и мы сами. Товары будут доступны для покупки непосредственно во время стрима и подсвечены на странице трансляции. Пока мы не завершили процесс автоматизации, для покупки товара нужно перейти в карточку товара. Но после завершения автоматизации наполнять корзину можно будет прямо во время стрима. Разумеется, для клиентов просмотр стримов бесплатен.

Как AI и VR будут менять игру

Мы внимательно следим за трендами в мире новых технологий, чтобы быть в курсе последних разработок и возможностей для нашего маркетплейса. Тем более, именно в сегменте Fashion их логично внедрять в первую очередь. Он становится своеобразным полигоном для экспериментов.

Искусственный интеллект уже сейчас широко используется в e-commerce в контексте алгоритмов предложений товаров покупателям. Устойчивая тенденция заключается в том, что подборка рекомендуемых товаров не ограничивается одним видом, а формируется от функциональности. Например, если пользователь ищет кроссовки для бега, система предложит не только спортивную обувь, но и подходящую одежду и спортинвентарь. Если покупательница ищет вечернее платье, логично предложить ей подходящие туфли, сумку и украшения.

Что касается виртуальной реальности, эта технология может быть использована в стриминге для интерактива, погружения и большего взаимодействия. Кроме того, некоторые компании, такие как Metail, Zara и Tommy Hilfiger, уже используют VR для виртуальных примерочных. Последние позволяют пользователям создать свой виртуальный аватар и «примерить» на него одежду. Изменять размеры, цвета и стили, просматривать одежду с разных ракурсов.

Как видим будущее e-commerce в ОАЭ

Мы чётко понимаем, что при развитии e-commerce торговые центры и оффлайн-магазины в ОАЭ всё равно останутся крупным игроком. В ОАЭ существует и продолжает развиваться обширная инфраструктура оффлайн-шоппинга с самыми невероятными пространствами. В рамках торговых комплексов можно найти горнолыжные курорты, аквапарки, целые районы, площади и сады для прогулок. Внутри помещений и на открытом воздухе. Этот рынок сформирован под влиянием климата. Люди в буквальном смысле ходят гулять в торговый центр.

Развитие категории Fashion в ОАЭ будет зависеть в том числе от маркетплейсов. Можно уверенно сказать, что в Объединённых Арабских Эмиратах, как и в других странах, маркетплейсы будут занимать значительную часть рынка и увеличивать количество клиентов. В перспективе на рынке ОАЭ успешно будут действовать разнообразные маркетплейсы. От крупных до нишевых. А также собственные B2C-платформы, где бренды взаимодействуют напрямую с покупателями. Влияние развития маркетплейсов на Fashion-индустрию мы можем наблюдать уже сейчас. К примеру, некоторые бренды выпускают специальные коллекции для маркетплейсов. Это стратегическое решение, направленное на балансирование различных каналов продаж. Бренды предлагают один ассортимент в оффлайн-магазинах и другой – в онлайн. Более того, иногда они даже создают различные коллекции для собственных B2C-платформ и для маркетплейсов. Сегмент fashion в еком будет расти и мы нацелены на 30% оборота в фэшн получить от нашего GMV.

77
1 комментарий

Получилось изменить? Бгг)