Маркетинг по-шведски: как работает агентство в самой толерантной стране

Привет! Меня зовут Ленсия, я автор канала «Чё по маркетингу?». Еще до самоизоляции я посетила офис агентства Akestam Holst в Стокгольме. Стратег Карл рассказал, как устроен маркетинг в Швеции и почему важно разрешить сотрудникам приходить на работу с собакой.

Маркетинг по-шведски: как работает  агентство в самой толерантной стране

Work life balance. Почему маркетологи не меняют работу 20 лет?

Первое, что меня удивило: собака в офисе. Оказалось, что всего в агентстве “трудится” 6 офисных питомцев. Как рассказал Карл, это является частью их корпоративной культуры. В агентстве они стараются создать максимально комфортную атмосферу для сотрудников, поэтому разрешают брать на работу питомцев.

​Офис агентства Akestam Holst
​Офис агентства Akestam Holst

Для шведов вообще очень важно соблюдать баланс между жизнью и работой. Поэтому будьте уверены, что после окончания рабочего дня на ваши звонки и письма никто не ответит. Также вас не попросят отвечать на рабочие вопросы во время отпуска или чуть-чуть поработать на больничном. А еще у вас не получится просидеть целый день за компьютером: каждые несколько часов коллеги собираются на кофе со знаменитыми шведскими булочками. Этот ритуал называется фика. Во время такого перерыва сотрудники болтают на нерабочие темы на общей кухне. Кстати, про кухню, у Акестам Холст офис занимает 4 этажа, но там уютно как в родной квартирке. Холодильник забит фруктами, печеньками и… пивом. Да, после работы спокойно можно выпить бутылочку пива с коллегами.

Интервью с Карлом в офисе агентства 
Интервью с Карлом в офисе агентства 

Благодаря такой комфортной рабочей жизни, люди не меняют хорошее место работы достаточно долго. Вот что об этом говорит Карл:

В среднем, в Швеции сотрудники индустрии маркетинга меняют работу раз в 3-4 года. В нашем агентстве сотрудники работают дольше: 5 - 7 лет. Но многие сотрудники работают с нами с момента основания, то есть 20 лет. Думаю, людям у нас хорошо, они любят свою работу, они приходят сюда и остаются надолго. Мы очень гордимся тем, что люди работают у нас долго.

Karl Wikström, Стратег Akestam Holst

Когда я изучала шведские агентства, я заметила, что у большинства на сайте есть контакты абсолютно всех сотрудников. Даже если в агентстве работает 200 человек.

Возможно, это тоже является отражением ценности сотрудников для агентства и еще одним доказательством, что профессиональное выгорание шведам чуждо.

4000 - 5000€
Зарплата маркетолога в Швеции

Еще одной причиной редкой смены места работы может быть зрелый возраст сотрудников. В среднем — это 35 лет. Однако достаточно много маркетологов, которым 55 и 60 лет.

Стоимость услуг агентства

Услуги маркетингового агентства в Швеции — дорогое удовольствие. Например, дизайн 1 баннера может стоить 1000 евро, а спецпроект в агентстве Акестам холст стоит от 50 000 до 200 000 евро. Поэтому есть тренд на формирование маркетинга внутри компании, а часть задач отдается на аутсорсинг в другие страны

Я знаю, что некоторые агентства отдают на аутсорс технические задачи в Украину, Польшу и некоторые регионы России. Мы делали подобное буквально раза 2-3.

Karl Wikström, Стратег Akestam Holst

Законы

Один из важных Европейских законов является GDPR.

Это свод правил по обработке и хранению личных данных пользователей. Суть предписания в том, что вы можете собирать данные о пользователях только на законном основании. Вы должны предоставлять информацию как и в каких целях будут использоваться их данные. И если однажды в офис к вам придут, а у вас, например, на рабочем столе есть документ excel с контактами людей, то вам нужно будет доказать все правила соблюдения GDPR. Иначе вас ждут большие проблемы и санкции.

Кроме этого закона, в рекламе нельзя использовать дискриминационные сообщения.

У нас очень много законов о копирайтинге и авторских правах. Также много законов, которые запрещают сексистскую или расистскую рекламу. Нельзя дискриминировать какую-либо группу людей. В том числе запрещены ЛГБТ-дискриминация и эйджизм. Это все контролируется правительством Швеции.

Karl Wikström, Стратег Akestam Holst

В Швеции разрешены однополые браки. Это накладывает отпечаток на общество и маркетинг. К ЛГБТ - сообществу здесь относятся с большим уважением. На многих заведениях можно увидеть флаг, который обозначает что место ЛГБТ-френдли.

Вывеска в агентстве ​Akestam Holst
Вывеска в агентстве ​Akestam Holst

Если вы посмотрите в целом на Швецию, то поймете, что у нас очень прогрессивный рекламный рынок. А прогрессивные рекламные сообщения собирают большой охват. Плюс мы хотим делать ту рекламу, которая бы не вызывала негативных эмоций у аудитории. Прогрессивные рекламные кампании выгодны для бизнеса, в целом. И они будут полезны не только для ЛГБТ-представителей, но и для более широкой аудитории.

Karl Wikström, Стратег Akestam Holst

Гибкость языковых коммуникаций

Государственный язык — шведский, но 90% населения отлично знает английский. Поэтому в стране встречается реклама на английском языке.

Зачастую мы коммуницируем на шведском, но некоторые рекламные кампании мы запускаем на английском. Мы это делаем для того, чтобы привлечь международное внимание, потому что мы знаем, если что-то написано о Швеции в медиа США, Европы или Англии, то это привлечет больше внимания у местных. Иногда, чтобы достучаться до шведской аудитории, необходимо привлечь внимание с помощью других стран.Часто мы просто делаем английскую версию шведской рекламной кампании, чтобы быть уверенными в более широких охватах.

Karl Wikström, Стратег Akestam Holst

Кроме английского, иногда встречается реклама на арабском языке. В Швеции много мигрантов, поэтому некоторые компании стараются охватить эту целевую аудиторию.

Наконец, мои впечатления от Швеции. Мне очень понравилось, как у них организована работа маркетолога. Видно, что в агентстве реально заботятся о сотрудниках. Здесь нет такой дикой гонки за успехом как в России. Это позволяет поддерживать моральное состояние в норме. Возможно, поэтому фриланс и самозанятость здесь развита хуже, чем в России, потому что люди не бегут от офисной работы. С другой стороны, это спокойствие может тормозить развитие рынка, в целом.

Еще больше информации о шведском маркетинге вы можете узнать из моего видео.

8
24 комментария

прогрессивный рекламный рынок

ожидания: голография, прозрачные экраны, персонализированная реклама на улицах

реальность: лгбт плакаты к месту и нет и арабский язык на вывесках

5
Ответить

Рынок, который мы заслужили

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

В этом году там было особенно круто. Очень тепло и солнечно, что вообще не похоже на Швецию

Ответить

Офис выглядит супер уютно, не видел таких опен спейсов у нас 

1
Ответить

Думаю, есть российские компании, у которых офисы не хуже

Ответить

Зазеркалье. Все наоборот у нас

1
Ответить