От идеи к вдохновляющей истории: три принципа подготовки текста презентации
У каждого из нас есть идеи, которые могут изменить мир. Качественная презентация может вдохновить твоих коллег, преподавателей и менеджеров менять его вместе с тобой. Тем не менее, более 90% презентаций, которые создаются ежедневно (а это более 30 млн.), убивают те идеи, которые за ними стоят.
Происходит это потому, что спикеры и команды недостаточно прорабатывают три основных этапа создания любой презентации: Разработку контента, визуализацию и подачу. Подробнее обо всех этапах ты можешь узнать из гайда по созданию презентаций от Art of Viz Academy
Сегодня ты узнаешь, как грамотно составить план дека, рассказать о решении и эффективно донести идеи до аудитории с помощью контента презентации. Это самый важный этап при подготовке выступления – ведь если ты разработаешь привлекательный дизайн и эффектную подачу, то первые минуты зритель, конечно же, будет прикован к картинке. Но пройдет 5-10 минут и он поймет, что за красивой оберткой не скрывается грамотная идея, и потеряет интерес (а это самое страшное, что может произойти со спикером во время презентации).
Для того, чтобы разработать эффективный контент, нужно сначала подготовить сторилайн (план) презентации, а затем структурировать текст на слайдах.
В этом тебе помогут три принципа, которые знает каждый успешный спикер:
Принцип Минто
По своей природе нам сложно воспринимать множество бессвязных объектов. При этом не важно, директор ты или аналитик — любой человек стремится найти какую-нибудь связь в той информации, которую получает. В противном случае он теряет логику и быстро теряет к ней интерес. С такой же проблемой столкнулась Барбара Минто, когда изучала рабочие письма коллег. Она разработала принцип, который эффективно донесет любое количество информации вашей аудитории. Сегодня его применяют спикеры и создатели контента во всем мире.
Принцип основан на построении «пирамиды» контента. Сначала следует кратко, но емко изложить всю суть — контекст, проблему и решение, которое ты предлагаешь. Затем рассказать про эти элементы с большей детализацией. Добавлять этапы детализации нужно до тех пор, пока не будут даны ответы на все потенциальные вопросы аудитории.
Чтобы пирамидой было легко пользоваться, следует придерживаться пяти советов:
1. В заголовок выноси главные идеи, избегай обобщений
Если в заголовке не будет отражен главный смысл слайда, то зритель начнет искать его в тексте и иллюстрациях. При таком сценарии аудитория часто приходит не к тому выводу, который спикер в него вложил.
2. Строй «пирамиду» контента сверху-вниз
Это упростит добавление информации и не запутает тебя по дороге. Собирать крупицы смысла в большом объеме контента гораздо сложнее, чем обозначить главные тезисы вначале, а потом них углубляться.
3. Информация на первом уровне «пирамиды» должна быть очевидна для зрителей
Чем лучше ты сформулируешь сжатый смысл презентации, тем меньше вопросов, требующих разъяснения, возникнет у аудитории.
4. Все утверждения требуют обоснования до тех пор, пока вопросы к ним не исчезнут
Аудитория не сможет согласиться с твоими идеями, если у нее останутся вопросы. Заранее продумывай, какие вопросы могут прийти из зала и отвечай на них в контенте.
5. Избегай повторения информации на разных уровнях пирамиды
Если необходимо повторить ключевые моменты – повторяй, но не увлекайся, это часто нарушает логику выступления.
После того, как ты ознакомился с принципом Минто, можешь составить краткую структуру презентации. Она будет зависеть от типа презентации и идеи. Примерная структура презентации выглядит так:
Ты сразу можешь заметить, что в ней соблюдается принцип Минто. В структуре есть три основные части:
1. Вступление
Часто его называют Executive Summary. Задача вступления – сжато отразить всю суть презентации.
2. Основная часть
Она в деталях раскрывает все аспекты решения и детализирует вступление.
3. Выводы
После каждой главы и в конце документа следует повторить ключевые идеи. Так ты логично донесешь их слушателям
Принцип S.M.A.R.T.
После разработки структуры можно приступать к контенту слайдов. Изначально принцип S.M.A.R.T. разрабатывался для постановки целей, но возможности его применения на этом не ограничиваются. S.M.A.R.T – это не то, как ты ставишь цели и даже не то, как оформляешь слайд с задачами. S.M.A.R.T. – это та идеология, с которой ты должен создавать каждую презентацию и каждый слайд.
S – Specific
Каждая презентация и каждый слайд должен выполнять определенную задачу. Если ты видишь, что слайд не несет за собой ценность для зрителя – смело удаляй.
M – Measurable
Факты и цифры помогут получить доверие аудитории и выступят в качестве аргументов для твоих идей.
A – Attainable
Какой бы амбициозной ни была твоя идея, старайся объяснить ее достижимость, иначе можешь потерять контакт со слушателями.
R – Relevant
Выбирай уместные способы отображения контента на каждом слайде.
T – Time-bound
Работай в четких временных рамках. Показывай зрителю, на каком этапе проекта находишься и когда планируешь достичь реализации своей идеи.
Принцип MECE
В конце нужно проработать оформление в контент самих идей – здесь поможет принцип MECE.
Его разработали консультанты McKinsey, вложив в него все знания в области коммуникаций и сторителлинга. Он позволяет эффективно донести решение любой проблемы.
Принцип заключается в том что все идеи, которые ты доносишь аудитории, должны быть:
Взаимоисключающими:
Пересечение идей вызовет ненужное дублирование информации, которая собьет с толку аудиторию. Старайся его избегать в своем тексте презентации.
Совместно исчерпывающими:
Идеи, которые ты освещаешь, должны затрагивать проблему целиком. Если что-то упустишь, то зритель обязательно это поймет и у него возникнет недоверие.
Сам принцип прост, но его применение не всегда очевидно:
Давай разберем пример сегментации клиентов банка с помощью принципа MECE. Сначала поделим всю совокупность клиентов на тех, кто имеет гражданство России, и тех, кто его не имеет. После этого разделим граждан на еще две группы по критерию использования консультаций. В итоге получились группы, которые не пересекаются друг с другом и охватывают всех клиентов банка. В твоей презентации «клиенты банка» - тема выступления, которую ты делишь на части.
Принципы Минто, S.M.A.R.T. и MECE помогут тебе создать лаконичный и эффективный текст для презентации. Главное – применяй их во всех своих проектах, и со временем ты обязательно увидишь результат.
Как ты структурируешь текст своих выступлений? Какие лайфхаки по созданию презентаций хочешь увидеть? Обязательно пиши в комментариях.
Больше материалов по созданию эффективных презентаций ты можешь найти на образовательной платформе Art of Viz Academy.
А причём тут Стив Джобс, вынесенный в заголовок?
Пожалуйста, дополните статью примером презентации Стива Джобса и разберите, как в ней используются принципы из статьи.
Тогда это уже не будет кликбэйтом.
Спасибо за комментарий,
Стив Джобс многим запомнился как человек, который виртуозно взаимодействовал с публикой и проводил (не без помощи огромной команды специалистов) великолепные и продающие презентации. Выступать как Стив Джобс хотели бы многие спикеры, и принципы, описанные в статье, помогут приблизиться к его уровню.
Обязательно добавлю материал про сами выступления Джобса.
"У каждого из нас есть идеи, которые могут изменить мир. Качественная презентация может вдохновить твоих коллег, преподавателей и менеджеров менять его вместе с тобой. Тем не менее, более 90% презентаций, которые создаются ежедневно (а это более 30 000 000), убивают те идеи, которые за ними стоят."
Далеко не у каждого. Или даже практически ни у кого.
Именно поэтому 90% презентаций - это шлак: не о чем рассказать, а не потому что структура/подача плоха
И откуда данные про 30 млн? Кто считал?
Про 30 млн сказал журналист Ian Parker в статье для Нью Йоркера. Было это почти 19 лет назад, но с тех пор все, кто хочет нас научить делать презентации повторяют эту цифру как заклинание не озаботившись простейшей проверкой 🙈
Уже в 2015 Сатья Наделла заявлял о более чем миллиарде пользователей Microsoft Office.
Классика жанра. Не удивлюсь, что этот Паркер теперь ссылается на авторитетные источники, которые в свою очередь по цепочке ссылаются на самого Паркера
Будем считать что это синоним слова "много"
По данным исследования крупнейшей платформы для онлайн взаимодействия с аудиторией презентаций Polleverywhere, в PowerPoint каждый день проводится более 35 млн. презентаций и работают 500 млн. людей.
В свою очередь, по опыту эксперта Guy Kawasakis, 95% презентаций не эффективны (мягко говоря).
Источник в статье обновил.
Да кто ж спорит, что 95% - это шлак? Это ясно любому, кто эти презы делает/смотрит и без эксперта Кавасаки. Проблема в том, что как не делай презентацию, если сказать нечего - то и результат будет соответствующий.
Ну а про цифру - поскольку в статье просто написано 35 млн без методики подсчёта, то цифру можно считать взятой с потолка.
Впрочем, это не страшно - презентаций делается много. 30 миллионов или 13 - неважно.
Существует огромное количество специалистов и экспертов, которые двигают мир вперёд. Многие готовы поделиться идеями/опытом/экспертизой (VC тому подтверждение), но, к сожалению, они не всегда доходят до слушателей.
Владимир, давайте без лозунгов.
Это "огромное количество" озабочено одной целью - поднять денег. В этом нет ничего плохого, как и нет ничего плохого в том, чтобы маскировать эту цель под "движение вперед". Новизны в их действиях - в дизайне кнопок и тексте лозунгов.
Отличная статья! Хочется, чтобы вы писали больше статей про принципы визуализации, основные инструменты и техники, чтобы делать красиво и наглядно
Рад, что вы оценили! Обязательно будут новые материалы про само визуальное оформление
Ключевой инструмент для лаконичной и емкой презентации - Keynote, на мой взгляд, у него просто нет аналогов в плане удобства использования и "быстрого старта", не в пример тяжеловесному PPT.
Согласен, что Keynote действительно в таких моментах выигрывает у MS PowerPoint. В этом смысле это то же самое, что сравнивать экосистемы Microsoft и Apple
Тем не менее, менеджер, которому ты отправляешь такую лаконичную и удобную презентацию, чаще всего не сможет ее открыть/ откроет с искажениями, так как большинство используют PowerPoint.
Здесь ближе Google Slides с его отличными возможностями для коллаборации в реальном времени.
Если честно, лучшая программа - та, в которой тебе удобно рассказывать истории. Это может быть любая из перечисленных
Согласен! Инструмент - вторичен, лишь бы была сильная идея. Кстати, по поводу Google Slides - прекрасный облегченный инструмент коллаборации для создания презентаций, особенно хорошо подходит для большого материала, который собирается в единой структуре по кусочкам разными людьми (у меня много такого опыта), работает очень эффективно!
Но, как ни посмотри, лучшего приложения по функциональности, кроме PowerPoint ещё не придумали.
Комментарий недоступен
Ответил комментаторам выше и обновил ссылки в статье. Спасибо за конструктив.
Комментарий недоступен
Так и хорошо что громко называется. Это привлекает внимание к контенту и повышает эффективность статьи.
Комментарий недоступен
При выступлении перед инвесторами особенно важно правильно выстраивать ту же «пирамиду» контента. Часто время таких питчей ограничено, и правильная структура может помочь лаконично и ясно донести идею твоего стартапа
Комментарий недоступен
Это ведь реклама.
Комментарий недоступен
Спасибо за ссылку на интересный материал.
Способ подготовки презентаций «без слайдов» помогает при сжатых сроках, но здесь нужно быть осторожным, так как все внимание переносится на вас как на спикера. В этом случае интонация, жесты и сам контент будут под пристальным вниманием.
Комментарий недоступен
Это частая проблема - отсутствие взаимодействия между тем, кто делает презентацию и самим спикером. В идеале команда должна непрерывно работать вместе до конечного продукта.
Если понимать, что презентация создаётся для можно спокойно оставить треть страницы пустого пространства для выступающего.
Спасибо за статью👍🏼
Спасибо, скоро будут новые😌
По моему джобс выступал как мудак. лично мне даже смотреть противно было на него
Может меня глючит, но разве к аудитории всегда на "ты" обращаются?
Анна, добрый вечер! Обращение к аудитории зависит от tone of voice бренда. Оно может быть как на "вы", так и на "ты" в зависимости от целевой аудитории. Надеюсь, что Вам была полезна данная статья.
По теме есть целая книга Принцип пирамиды Минто
А так шикарная статья, спасибо
Я, кстати, на экзамене свой ответ по такой же схеме выстраивал. Вроде просто, но помогает структурировать речь и понимать общую картину. + не дает запутаться в мыслях
Верно, любой рассказ/ переговоры можно строить по такому принципу.
Изначально он использовался в письмах, но спикеры и консультанты сегодня часто строят по нему свою речь.
Кстати если не считать троллей то большая часть комментарий одобряющая и ободряющая! Владимир, отличная работа :-)
Ну и плюс 534 сохранение при 3,7 тысячах просмотров это просто фантастический показатель важности статьи.