Продукт, который, совершенно точно, нужен всем!

Отраслевые рейтинги: главные индустриальные измерители, навигаторы и стимуляторы устойчивого роста. А еще, раздражители для наиболее слабой и некачественной части профсообщества.

Месяц назад я получил новый опыт, и делюсь им с вами. На аукционе за первую рекламную строчку в Рейтинге Рунета я оказался самым ловким, и купил эту рекламную позицию за большие деньги. Да-да, ту самую, что расположена прямо над первой строчкой, над лидером рейтинга в категории Брендинг. И как в анекдоте, «напрашиваются два вопроса: зачем, и, самое главное – нафига» тратить деньги на строчку со звездочкой?

Рейтинг Рунета. Рейтинг брендинговых агентств 2024
Рейтинг Рунета. Рейтинг брендинговых агентств 2024

На фоне рефлексии от этой экзотической покупки, нестройная череда вопросов в моей голове продолжилась:

  • Для чего вообще существуют рейтинги?

  • Кто и какие бенефиты получает?

  • Важна ли чистота и прозрачность расчетов в рейтингах?

  • Насколько валидны самобытные методики?

  • В какой момент рейтинг запускает механизм сквозной монетизации?

  • Кто все эти люди?

Делюсь краткими выводами, и, как не раз уже бывало, напоминаю всем, что любая задача посильна. Сделать самый крутой рейтинг уровня Fitch или Standard & Poor's может каждый из нас. Аргументов, оправдывающих бездействие в этом направлении, три:

  1. ты увлечен другой работой,
  2. ты уже создал великий рейтинг,
  3. ты слабак, лентяй и пирожок с ничем.

Потому что, создание отраслевого рейтинга, как продукта выраженного действия, всего лишь — набор рутинных процедур. Впрочем, как и создание чего угодно.

Теперь, собственно, правильные ответы на, возникшие в моей голове, вопросы.

Рейтинги, либо, в иной конфигурации — рэнкинги, отвечают на четыре ключевых запроса:

  • научная база данных

  • инструмент (и канал) продвижения

  • удовлетворитель амбиций, с последующей монетизацией атрибутов

  • общественная площадка.

Всё. Бенефициарами жизнедеятельности рейтингов являются несколько ЦА.

Владельцы рейтинга получают доход через монетизацию, удовлетворение от собственной проактивной социальной позиции (без этого никуда), а также — новые рычаги воздействия на рынок и общество. А дергать за рычаги, я вам скажу, редкое и очень изысканное наслаждение.

Участники рейтингов, в свою очередь, получают официальное подтверждение своей причастности к профессиональному отраслевому клубу, как минимум, типа – мы в деле. Как максимум, участников рейтингов приглашают в тендеры на крупные контракты. А еще это удовлетворение амбиций, за счет признания, наград и высоких строчек в рейтинге. Самые продвинутые, коих, увы, не большинство, видят в анализе результатов рейтинга новые возможности и точки роста для себя.

Два примера документации о закупке на право заключения договора на разработку фирменного стиля
Два примера документации о закупке на право заключения договора на разработку фирменного стиля

Эти люди начинают рабочий день с изучения 🟢зеленых и 🔴красных вертикальных стрелочек, указывающих на взлет или падение котировок чего-либо, в каком-либо рейтинге. Вообще, изучать, сравнивать, анализировать динамику и конкурентов, примеряя их опыт к себе, при этом не завидуя, и не матерясь, это высокий пилотаж.

Национальный рейтинг эффективности брендинговых агентств Brand Hub top50
Национальный рейтинг эффективности брендинговых агентств Brand Hub top50

Второстепенные ЦА также не остаются без подарков. Целые отрасли народного хозяйства, где есть собственные рейтинги, выглядят привлекательнее, в том числе, для инвесторов и новых работников. Правда, и фискальные органы прекрасно видят всю картину мира, выбирая по рейтингу, кому уже пора слать черную метку, кого раскулачивать, а кого пожалеть до поры. Для СМИ рейтинги – источник свежего, порой немного желтоватого контента, особо после обновления турнирных таблиц, и наград победителей. Для студентов – ориентиры в поиске работы, для желающих переехать в мегаполис из далекого региона – пойнт оф дестинейшен. Есть и другие стейкхолдеры и выгодополучатели от деятельности индустриальных измерителей, но они менее значимы, да и перечислять мне надоело.

Национальный рейтинг коммуникационных компаний НР2К. Награждение
Национальный рейтинг коммуникационных компаний НР2К. Награждение

Как работает рейтинг? Что у него внутри? Это черный ящик, лотерея или кибернетика?

Правильный ответ – бывает по-всякому.

Есть абсолютно закрытые рейтинги, и на них молятся, как на Мессию, типа, аллилуйя, меня упомянули в рейтинге, жена, зови детей! А есть, наоборот, совершенно прозрачные рейтинги, определяющие места по арифметическому уравнению. Но, даже тут всегда найдутся зануды, как правило, из моей классификации под номером 3 – можно вернуться к началу текста, чтобы вспомнить. Так вот, эти люди заспамят все каналы, уверяя, что данный рейтинг, например, умножив два на два, и получив, в результате, четыре, явно пошел на сделку с совестью, и совершил подлог. Ибо, 2х2=4 – это старая, сто раз опровергнутая, ложная догма. В таком ключе рассуждают лузеры, на которых не стоит обращать внимания в силу того, что они ровным счетом ни на что не влияют.

Любая самобытная методика подсчета баллов для рейтинга верна, ибо, является арифметикой за 5 класс Средней школы. Чем больше метрик и вычислений использует рейтинг, тем он достовернее. Аргумент, что, мол, в больших расчетах копится погрешность и велик риск ошибки – не работает. Возможно, ошибкой было создавать компанию, которая умудрилась не попасть в рейтинг.

Национальный рейтинг эффективности брендинговых агентств Brand Hub top50
Национальный рейтинг эффективности брендинговых агентств Brand Hub top50

Когда рейтинг сможет зарабатывать на рекламе? Ответ очевиден: как только появится качественный трафик, партнеры и полезный контент, можно использовать десяток методик монетизации. При грамотном подходе желанные деньги посыплются изо всех щелей. Хорошие рейтинги, как правило, имеют очень приличный доход. И еще деталь: протестировав методику анализа, подсчета и ранжирования на одном конкретном сегменте рынка, уважающий себя рейтинг пускает свои щупальца дальше по отрасли. Самые авторитетные рейтинги измеряют вообще всё, превращаясь в мета магнит для множества компаний с разной специализацией. Начав когда-то с рыбаков-поплавочников, отшлифовав технику на консалтинге и smm-агентствах, можно переходить на подсчет медиахолдингов, а дальше – прямиком в финтех. Затраты на содержание и развитие такого глобального рейтинга будут расти, но доходы окажутся кратно выше.

Посчитайте на калькуляторе, сколько зарабатывает на рекламе в конкретном сегменте приличный рейтинг, умножьте на количество разделов и категорий в нем, добавьте ивенты и премии, плюс подписка-рассылка, образование и ЖЖ-площадки. А если обновлять турнирные таблицы рейтинга чаще, то доходы продолжат расти. И это, по идее, тонны денег. Хотя, я не уверен.

Опрос в телеграм-канале «Фестиваль нового дизайна СРЕДА»
Опрос в телеграм-канале «Фестиваль нового дизайна СРЕДА»

Для остроты концовки моей повести стоить добавить, что та странная покупка мною «нулевой» рекламной строки рейтинга для моего сервиса Brand Hub, выглядела особо нелепо, принимая во внимание то, что первую, следующую за рекламной, строчку занимало также мое агентство Depot. Нафига, казалось бы, мне две первые строчки? А между тем, это еще один, насильно навязанный рекламодателю, мотив тратить деньги на рейтинг.

Смотрите: находясь на первом месте пьедестала, любой спортсмен спокоен и счастлив, он царь горы. Порвал всех, например, в ММА, или штангу толкнул, это неважно. И вот, представьте себе, что тут появляется, невесть откуда, субтильный чел, и встает на приставную табуретку, оказавшись еще выше победителя, на голову. Он встает на самый верх, и начинает махать рукам, как гладиатор, дескать, Рим – наш! А стадион ему рукоплещет. Какова будет реакция у настоящего победителя, атлета-киборга, смотрящего на происходящее снизу вверх. В яростном порыве он должен сдернуть самозванца за ногу с лестницы, и сожрать.

В реальной жизни насилие запрещено, поэтому у хозяина пьедестала есть другой инструмент — не пустить никого на приставную лестницу. Надо просто купить эту лестницу у организаторов рейтинга. Что я, буквально, и сделал, купив рекламную строчку. А владельцы Рейтинга Рунета самодовольно потерли ладошки, мол, попался, голубчик. Так это и работает.

Задание на дом. Определитесь, в каком агрегатном состоянии находится ваш бизнес? И если он не отмечен в специализированном рейтинге, то, вероятно, ваш бизнес и есть этот рейтинг. Третьего не дано.

А если серьезно, то не ленитесь создавать новые продукты, не забывая про «хорошо забытые старые», и вдохновляйтесь тем, что каждая бизнес-инициатива, изначально, гуманна и полезна людям. Любой рейтинг нужен рынку больше, чем самим создателям рейтинга. И даже самый противный, одиозный рейтинг, но с баллами и коэффициентами, моментально становится настольной книгой для субъекта бизнеса, работающего над своими ошибками. И тут самое главное: не зевайте, экспериментируйте, меняйтесь-улучшайтесь, а бабки догонят!

*в статье использовались изображения с сайтов Рейтинга Рунета, Национального рейтинга эффективности брендинговых агентств Brand Hub top50, Национального рейтинга коммуникационных компаний НР2К

2
2
1
1
Начать дискуссию