Почему маркетолог не равно SMM-щик. Разбираемся в специалистах интернет маркетинга.

Профессии маркетолог не существует. Возьмём врача. Врач - это не профессия (это призвание) - а общее название ряда специалистов. Врачом называют и патологоанатома, и специалиста по узи и терапевта. Здоровье - дело сложное, поэтому так много специализаций в медицине.

И если медицина про здоровье, то маркетинг про рост бизнеса.

Бизнес дело сложное и многогранное, поэтому существует много профессий в маркетинге.

Разберемся, какие специальности бывают в маркетинге. И за что отвечает каждый специалист.

1. Интернет-маркетолог/Digital marketing manager.

Специалист широкого профиля. Ближайшее сравнение - терапевт.

В современных компаниях у такого специалиста есть команда. И как терапевт работает в связке с другими врачами, так и Digital-маркетолог должен работать с другими специалистами.

Но зачастую, интернет-маркетологи делают все своими руками: настраивают рекламу, ведут соцсети, правят сайты. Такие вот многостаночники. Практика маркетологов-многоруков распространена в микро-бизнесах. Ведь у небольших предпринимателей просто нет денег на зарплату целой команды просто нет денег.

И вот такая практика одного специалиста вместо полноценной команды приводит к плохим результатам. Ведь как дом в одиночку не построишь, так и систему маркетинга один не создашь.

2. Специалисты по трафику.

Это люди, которые показывают рекламу в интернете. А трафиком называют людей/посетителей интернет ресурсов.

Цель специалистов по трафику - сделать так, чтобы целевой клиент увидел рекламу, перешёл по ней и оставил заявку на сайте (или сразу купил).

Есть много названий таких маркетологов, все названия почти синонимы:

Traffic manager/Performance маркетолог/Media buyer/User aquision manager/PPC-manager.

Трафик - это также широкая специализация. Пример, среди стоматологов, есть ортодонты, ортопеды, терапевты. Также и среди специалистов по трафику есть свои более узкие специалисты.

2.1. Специалист по контекстной рекламе = контекстолог/директолог (от название инструмента Яндекс.Директ).

Это маркетолог, который показывает рекламу в поисковых системах: Яндекс, Google, Bing, Yahoo (в РФ работает только реклама в Яндексе).

Например, когда мы в поиске Яндекса ищем товары, то сначала мы видим сайты, которые продвигаются в контекстной рекламе (мы можем даже не обратить внимание, что это реклама).

Или мы интересуемся машинами и на всех сайтаз в интернете, даже на сайтах погоды, мы видим рекламу авто. Это все тоже дело рук контекстологов.

Важно, чтобы такая реклама показывалась, надо заплатить деньги Яндексу (или другой рекламной системе). Чем больше компаний хотят показать своё обьявление, тем дороже стоит реклама. И один клик по рекламному объявлению может доходить до нескольких тысяч рублей! Особенно высокие цены на рекламу в банковских услугах: открытие расчетного счета или кредитование.

И так как реклама дорогая, задача специалиста сделать так, чтобы бизнес заработал денег больше, чем потратил. Эта задача не только контекстолога, но и вообще всех маркетологов.

2.2. Специалист по таргетированной рекламе/таргетолог.

Это брат контекстолога, но есть отличие. Таргетированную рекламу показывают людям, которые могли напрямую в интернете не интересоваться конкретным продуктом.

Таргетированная реклама чаще всего показывается в соцсетях: ВК, одноклассники, инстаграмм (в РФ уже нет) и т.д.

В чем суть таргетированной рекламы.

Предположим, мы продаем удочки. И мы решили увеличить свою выручку и продавать дорогой спиннинг как подарок мужу на день рождения. Таргетологи могут найти в социальных сетях жен рыбаков, у которых (рыбаков) скоро день рождения, и показать им рекламу по типу: «Боишься не угадать с подарком для мужа? Подари ему японский спиннинг. Муж тебя на руках носить будет». В этой ситуации сама жена вряд ли бы искала удочки в интернете, но таргетолог все равно её нашел и показал рекламу. Муж скажет спасибо.

2.3. SEO-специалист.

Помните, что контекстолог показывал рекламу в поисковых сетях и платил деньга за каждый клик. Так вот, SEOшник делает так, чтобы сайты занимали высокие позиции в поисковике Без рекламы. Да ещё не только в Яндексе, но и в Гугле (отсутствие рекламы для специалиста не помеха, а преимущество).

SEOшник знает, как работают алгоритмы поисковых систем. И оптимизирует сайт так, чтобы алгоритмы Яндекса и Гугла сами решил показать ваш сайт на высоких позициях.

Зачем же тогда платить деньги за рекламу, когда можно просто оптимизировать сайт?

Во-первых одно другого не отменяет. Надо и сайт оптимизировать и за рекламу платить, чтобы привлечь больше посетителей на сайт. Во-вторых, сделать так, чтобы сайт был на высоких позициях без рекламы (это мы называем органическая выдача) очень сложно и долго. А время как известно деньги, поэтому вместе с SEO запускают и рекламу.

В третьих, не факт, что сайт будет в Топ-выдачи, алгоритмы поисковиков постоянно меняются. Сейчас почти половину всей поисковой выдачи занимают рекламные предложения. На этом поисковики зарабатывают деньги, поэтому они не сильно рады, когда кто-то получает трафик бесплатно.

3. SMM менеджеры.

Это люди, которые отвечают за продвижение товаров в социальных сетях. К рекламе в Яндексе, к продвижению сайтов эти специалисты отношения не имеют.

Зато благодаря ним, мы знаем, где самые дешёвые авиабилеты. Да, SMM-менеджеры делают так, чтобы мы в социальных сетях узнали про какой-то продукт, чтобы взаимодействовали с брендом компании и в итоге, чтобы купили продукт и рекомендовали его друзьям.

В общем, SMM-это отдельная огромная область маркетинга, которая стала самостоятельной благодаря развитию соцсетей.

Огромная ошибка считать, что SMM - это только про то, чтобы выкладывать какие-то посты в ВК и инсту. SMM - это про коммуникацию с аудиторией на одном языке. Это про то, чтобы пользователь влюбился в бренд. Это про то, чтобы соцсети были оформлены эстетично, и было легко найти необходимую информацию в аккаунте компании. А также smm - это про работу с блогерами и про создание того самого «вирусного» маркетинга

И smm менеджер это опять специалист широкого профиля. Да, отрасль сильно усложнилась и потребовались узкие специалисты.

3.1. Контент-менеджеры.

Это специалист, который создаёт тексты/фото/видео/мемы. Сюда входят и копирайтеры и видеографы и мобилографы и рилс-мейкеры и т.д.

3.2. Influence-маркетологи/специалисты по работе с блогерами.

Здесь все понятно из названия, специалист находит нужных блогеров, договаривается с ними об условиях интеграции, составляет ТЗ и контролирует выход рекламы

3.3. Комьюнити-менеджер.

Это человек, который отвечает на сообщения, комментарии в социальных сетях, проводит розыгрыши. В общем, ведёт коммуникацию с подписчиками

3.4. Дизайнеры.

Они оформляют группы в ВК, аккаунты в инсте. Делают графику для постов, следят, чтобы был соблюден фирменный стиль.

4. Product менеджеры/продуктологи/продакты

Заметили, что сейчас во всех приложениях начали появляться сторис? И в тг и в банковских приложениях. Такие фичи по развитию продукта как раз и придумывают продуктологи. Продакты узнают, какой продукт нужен пользователям и отвечают за то, чтобы компания разработала востребованный продукт. Часто продакты отвечают именно за IT-продукты. Продактов в физических продуктах часто называют бренд-менеджеры.

5. CRM-маркетологи.

Вам сегодня приходили смс/push-уведомления от интернет-магазинов? А может быть на почте появилось новое письмо? За это отвечают CRM-маркетологи. У крупных и не очень компаний с повторными покупками есть большая клиентская база, с которой надо работать: напоминать о брошенных корзинах, информировать о новых поступлениях и выгодных акциях. И работой с текущей клиентской базой и занимаются CRM-маркетологи.

6. Руководитель отдела маркетинга/CMO/Head of marketing/Digital стратег

Этот как главврач. Он собирает команду специалистов, строит отдел маркетинга, формирует стратегию продвижения, формирует маркетинговые бюджеты. Другое сравнение – дирижер в оркестре. Почти всегда, это очень высококвалифицированный маркетолог, у которого есть сильная лидерская позиция, широкий системный взгляд на маркетинг и повышенная ответственность. Сильный руководитель выстроит маркетинговую стратегию, соберет под проект подходящую команду, сможет максимально эффективно использовать бюджет и на каждом этапе будет нести ответственность за маркетинг.

Лично моя специальность - руководитель отдела маркетинга. Если ваш бизнес нуждается в системном маркетинге – смело пишите мне, обсудим детали работы и подберем подходящий вариант сотрудничества.

55
1 комментарий

Все четко и по факту!

1
Ответить