Мультфильмы от полиции. Как Zebra Hero, «Медуза» и Комитет против пыток рассказали о пытках в формате мультфильма

Андрей Макаревич, Павел Деревянко, Яна Троянова и Павел Артемьев озвучили абсурдные мультфильмы, написанные на основе показаний полицейских.

Проект «Мультфильмы от полиции» посвящен тому, что по статистике Комитета против пыток 3 из 4 человек, пожаловавшихся на пытки в России, получают отказ в возбуждении уголовного дела. Главной причиной отказа зачастую становятся лишь показания сотрудников полиции, где они объясняют появление травм у пострадавших абсурдными и не внушающими доверия ситуациями. Проект приурочен к Международному дню в поддержку жертв пыток, который отмечается 26 июня.

Мультфильмы от полиции. Как Zebra Hero, «Медуза» и Комитет против пыток рассказали о пытках в формате мультфильма

Мы хотели заострить на внимание на том, что часто постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносятся следователями даже без разговора с самим заявителем. По нашей статистике, трое из четырех человек, которые пожаловались в Следственный комитет на пытки со стороны сотрудников правоохранительных органов, получают отказ в возбуждении уголовного дела. Почти всегда на этом все и заканчивается. Работа Комитета против пыток заключается в том, чтобы на на этом ничего не заканчивалось, а все только начиналось.

Главные герои во всех историях о пытках — это сами заявители. Представьте, насколько сложно человеку рассказывать о совершенно ужасных историях, которые с ним произошли. А ведь часто общественное мнение не на стороне пострадавших: их обвиняют во лжи. Всегда кажется, что нет дыма без огня и жертва пыток виновата сама. Но все упомянутые в ролике люди — это люди разных судеб, разных социальных статусов. Но все они стали жертвами пыток.

Иван Жильцов, руководитель пресс-службы Комитета против пыток

Идея

В видео «Мультфильмы от полиции» герои зачитывают прямые цитаты из реальных объяснений полицейских о том, как по их версии жертвы пыток получили свои увечья. Эти цитаты экранизируются анимационными вставками в стиле классических мультфильмов, которые воссоздают написанное полицейскими и тем самым демонстрируют, что их тексты подходят больше абсурдным мультфильмам, а не реальным делам о пытках.

Когда я увидела в сценарии объяснительные полицейских, то не поверила, что это правда. Потому что все это больше похоже на сочинения, которые дети пишут в школах.

Я не могла не поддержать этот проект. Причиной пыток может стать что угодно. Часто это такой способ выбивать у людей признания, чтобы у себя закрыть необходимый учет. Не каждый сможет это выдержать.

Правда всегда работает, если о ней говорить. Давайте уметь разговаривать о своих проблемах, признавать, что у нас не все идеально, чтобы мы могли над этим работать.

Яна Троянова, актриса

Те, кто хочет узнать хоть немного о проблеме пыток, с легкостью это сделают. Эта информация вокруг нас. Но я очень надеюсь, что этот проект поможет пролить больше света на эту тему. Надеюсь, что его увидит как можно больше людей, что как можно больше людей задумается о проблеме пыток. Комитет против пыток делает очень правильно дело. Кто, если не мы?

Павел Деревянко, актёр

У меня не было никаких сомнений соглашаться на проект или нет. Нужно стараться делать то, что ты можешь делать — поэтому я согласился. Тема очень болезненная, очень актуальная.

Андрей Макаревич, музыкант

Формат

Аналогия объяснительных полицейских со сценариями появилась практически сразу. Вот только сценарии чего? В тексте попробовали варианты абсурдных скетчей и короткометражек, но самым точным вариантом в итоге оказался формат мультфильма.

Всей анимацией для видеоролика занималась студия Petrick. Работа над анимацией продолжалась 2 месяца.

Как анимационной студии, нам интересно участвовать в проектах, где анимация логически обоснована, несет большую смысловую нагрузку и двигает сюжет. В этом проекте анимация — неотъемлемая часть идеи, выглядит органично и благодаря этому больше впечатляет.

В процессе мы углубились в стилистику, в которой ранее не работали, и поэтому реализовывать идею было вдвойне интереснее. Задачей было разработать анимацию в стиле старого Disney и Looney Tunes, и это своего рода вызов. Мы нырнули в просмотры мультфильмов-референсов, искали фичи, которые можно привнести в анимацию. Прорабатывая дизайн, просмотрели разных персонажей от первого Диснея до Гриффинов: не пытались копировать определенную эпоху и персонажей, но пытались создать собирательный образ анимационных героев, которые могут калечить себя в своей анимационной вселенной, где им не больно.

Долго пытались понять, как сильно персонажи могут себя калечить, где предел допустимого насилия, которое можно воспринимать в мультфильме безболезненно? Некоторые сцены было тяжело выразить визуально, настолько текст отчетов полицейских был нелогичным.

Petrick, Студия анимации

Съёмки

Важно было найти правильный баланс между яркой атмосферой мультфильмов и тяжелым смыслом самого ролика. Не хотелось тянуть одеяло в какую-то одну эмоцию. По факту, все время, начиная от написания сценария, заканчивая самим роликом, мы старались балансировать и не уходить в крайности. Думаю, это и была основная режиссерская задача на проекте: протянуть и создать правильную эмоцию. Если честно, до сих пор не до конца понимаю, как мы нашли правильный баланс — это был путь проб и ошибок, ведь на финальный результат работала каждая мелочь. Какой должна быть музыка? Мультяшной или серьезной? Какая подача должна быть у актеров? Легкая или трагичная? Какая должна быть атмосфера кадров? Насколько яркими должны быть мультфильмы? Рассчитывать только на свой анализ и интуицию было невозможно, поэтому приходилось пробовать и искать разные варианты.

Уже на площадке мы искали правильную интонацию для актеров. Было важно, чтобы наши герои не уводили объяснения в слишком мрачную атмосферу, чтобы зритель сам мог прийти к необходимой эмоции. По этой причине мы нашли другую аналогию. Представьте, что это не объяснения, как человек получил увечья, а объяснение учеников средних классов, почему они прогуляли урок. А вы, как учитель, зачитываете эти объяснения перед всем классом. Кажется именно эта интонация сработала лучше всего.

Феликс Умаров, режиссёр

В социальном проекте самое сложное — собрать и удержать творческую команду и найти главных героев. Тут никто никому ничего не должен и все работают для того, чтобы исправить ситуацию к лучшему, поэтому очень важно договариваться и разговаривать подробно про все, что смущает. Нет брендбука и человека, который принимает финальное решение один.

Так у Андрея Макаревича в начале было много вопросов к тональности ролика (мы рассматривали более веселую музыку для создания большего слома в конце). После долгих обсуждений мы уже не думали, что Андрей согласится, но неожиданно за день до съемок он позвонил и сказал, что понимает, что мы его услышали и готов сняться у нас. Его комментарии мы действительно приняли, поэтому тональность у музыки в итоговом видео поменялась.

У нас за плечами был прошлогодний проект для КПП и новая идея, в которую мы очень верили, это помогло нам собрать команду очень талантливых людей, благодаря которым получилось рассказать о проблеме так, что при просмотре появляются мурашки. Огромное спасибо всем, кто несмотря на сложную ситуацию выделил время для участия в проекте. Ребята, вы лучшие!

Анна Бокина, продюсер Zebra Hero

Команда

Комитет против пыток
Руководитель пресс-службы: Иван Жильцов

Zebra Hero
Автор идеи, сценарист: Эльнара Ялалтдинова
Продюсер: Анна Бокина
Продакшн-директор: Андрей Пауков
Креативный директор: Артём Царегородцев
Аккаунт-директор: Лена Самойлова

Группа
Режиссёр: Феликс Умаров
Оператор: Андрей Краузов
Художник—постановщик: Василий Иванов
Режиссер монтажа: Кирилл Хандурин
Исполнительный продюсер: Андрей Дементьев
Второй режиссер: Даша Костюченко
Композитор и саунд дизайн: Искандер Еримбетов
Звукорежиссёр: Станислав Паушев
Цветокоррекция: Тимофей Голобородько

Анимационная студия Petrick
Креативный продюсер: Миша Петрик
Продюсеры: Надя Петрик, Полина Фуфарова
Арт-дирекшн, Дизайн персонажей: Руслана Мирзаалиева
Раскадровка: Вова Орлов и Руслана Мирзаалиева
Дизайн окружения: Валерия Луговая
2D Анимация: Вова Орлов, Карина Погорелова, Таня Стрекалова, Паша Борисов
Клинап: Валера Зарытовский, Инга Шафеева, Таня Стрекалова, Карина Погорелова
Композитинг: Паша Борисов, Руслана Мирзаалиева

Каллиграф, Дизайнер начального титра: Insando

Съемочная группа
Фокуспуллер: Александр Бударин
Гаффер: Павел Брух
Осветители: Метальников Юри, Сентябрь Александр
Ассистент по реквизиту: Роман Фенин
Грим: Екатерина Ерёмина
Администрация: Евликов Максим, Ибрагимов Шамиль
Механики: Ярослав Наумов, Сергей Иванов
Долли: Василий Чесноков, Нефедов Александр
DIT: Иван Громов
Фотограф: Евгений Гребенников

Фильм о фильме
Режиссёр: Никита Кононов
Оператор: Василий Ляпоров
Сведение: Евгения Лаптева

Особое спасибо
PR: Ольга Шабаева
Камера: Елисей Гладников
Локейшн: Location hunters (Лена Ильюшенок)
Перевод: Алла Гутникова
Субтитры: Дмитрий Антонов

99
3 комментария

Впечатляет.
НО: меньше ярких сцен/персон и больше пользы может быть (должно быть) в результате расследований на темы:
- как выносятся обвинения на основе фальсифицированных доказательств; при данном методе работы квалифицированному следователю  пытки не нужны (если только для удовольствия садистов-оперативников);
- как выносятся не правосудные приговоры на основе таких обвинений;
- почему не правосудные приговоры не пересматриваются многие годы/никогда ...
Материалов на эти темы множество, просто стряхнуть пыль, и можно загрузить сценариями Мосфильм/Голливуд на многие годы вперед.

Ответить

Ну если повнимательнее приглядеться к тому же мультипликационному Дяде Стёпе, то можно с удивлением увидеть все знакомые внешние признаки Держиморды, который как известно обладал тоже исполинским ростом, и такими руками, что всем подряд ставил под глаза фонари - и правому и виноватому. 

Ответить

Всей команде и всем кто откликнулся огромное спасибо, вы молодцы

Ответить