Аутсорс — это долгие отношения, и хорошо, если по любви. Рассказываю, как мы годами работаем с клиентами и не выгораем

Бывает, встречаешь аутсорс-команду мечты — она обещает выполнение всех планов. Но потом выясняется, что подрядчик не очень-то заинтересован в долгих отношениях. Начинаются конфликты, которые приводят к некрасивому разрыву. Рассказываем, как найти надежного подрядчика, который хочет быть вместе всерьез и надолго.

Аутсорс — это долгие отношения, и хорошо, если по любви. Рассказываю, как мы годами работаем с клиентами и не выгораем

Привет! Меня зовут Андрей Фролов, вместе с партнером Антоном Носковым уже 10 лет руковожу бутик-агентством Metalcode — занимаемся ecom-проектами на PHP, Битрикс. Превращаем бизнес-требования в конкретные технические задачи и решаем их: разрабатываем нестандартный функционал, делаем интеграции с сервисами, личные кабинеты.

Чаще всего клиенты приходят к нам за экспертизой, когда у сотрудников не хватает компетенции для решения задач. У таких компаний нет технического задания, и мы помогаем разобраться в проблеме с нуля. А есть клиенты, которые не хотят нагружать внутреннюю команду, — аутсорсер им нужен, чтобы выполнить небольшие задачи. Иногда работаем как техническая поддержка: исправляем баги, поднимаем систему, когда что-то ломается.

И с первым, и со вторым типом клиентов мы научились работать в долгосрок. В статье расскажу, как у нас получается сотрудничать с компаниями годами, не выгорать и сохранять высокую продуктивность.

Почему отношения между аутсорсером и клиентом напоминают романтические

Мы поняли: сотрудничество с клиентами для нас иногда развивается примерно так же, как романтические отношения. Например, важно, чтобы оба партнера работали над собой и менялись. А еще в отношениях и в работе есть очень схожие периоды:

  • Знакомство — первые созвоны, установочные брифы.
  • Конфетно-букетный период — полное погружение в задачу и жизнь компании.
  • Стабильные отношения — регулярная работа по согласованным планам.
  • Спад интереса и разрыв — стагнация, когда в проекте ничего не происходит, аутсорсер просто делает рутину. Если стороны не заинтересованы в сотрудничестве и не хотят меняться, работа заканчивается.
  • Реанимация отношений — редкий случай, когда клиент запускает новое направление, подрядчик предлагает свежие идеи для масштабирования.

Как и в романтических отношениях, в работе с аутсорсером большую роль играет цель партнерства. Некоторые подрядчики изначально не настроены на долгосрок, им выгоднее постоянно менять клиентов. Так случается, если у аутсорсеров мало экспертизы и им выгоднее закрывать отдельные задачи, чем учиться новому. Как и в романтических отношениях, если одна из сторон не настроена серьезно, ничего не выйдет.

Мы всегда выбираем долгосрочное партнерство. В среднем сотрудничаем по четыре года. Есть клиент, с которым проработали семь лет. Такое сотрудничество выгодно всем: мы полностью погружаемся в один бизнес и не тратим время на долгий поиск и первое знакомство с другими клиентами, а компании не нужно постоянно менять подрядчиков и с нуля вводить их в проект.

Почему наем в штат — не всегда выход и нужны именно аутсорсеры?

Самая большая ошибка компаний — это когда они уверены, что один программист на постоянке решит все проблемы. Особенно если в целом не налажены внутренние процессы, нет культуры разработки. И владелец бизнеса думает: «Сейчас найму разработчика, он будет мои проблемы решать пять дней в неделю». Но потом выясняется, что специалисту кто-то должен ставить задачи, проверять результат.

Часто у отдельных программистов нет экспертизы в узких инструментах — например, в создании онлайн-магазинов на Битрикс. В этом случае проще нанять аутсорсеров, у которых процессы разработки уже отлажены и есть нужные навыки.

Наем в штат сработает, если у компании уже есть огромная команда, отлажены технические процессы. Но не все бизнесы могут позволить себе такую инхаус-команду: это приличные деньги, и внешние подрядчики иногда обходятся дешевле.

Дальше расскажу, как развиваются долгосрочные отношения с подрядчиком и как понять, что аутсорсер не настроен на серьезную работу.

Этап 1: первое знакомство и буря эмоций

На первых встречах подрядчик и клиент стараются друг другу понравиться и показывают себя с лучшей стороны. Аутсорсеры часто рассказывают о крутых кейсах, обещают погрузиться в проект и выполнить все планы. Между сторонами пробегает искра, загорается огонь в глазах.

Чтобы всё прошло хорошо, нужно найти правильный контакт. Вот какие вопросы стоит задать аутсорсеру при первом знакомстве 👇

С помощью ответов на эти вопросы будет легче сразу отказаться от работы, если не получится найти точки соприкосновения
С помощью ответов на эти вопросы будет легче сразу отказаться от работы, если не получится найти точки соприкосновения

Как работаем мы. В начале отношений всегда предлагаем клиентам делегировать нам небольшие задачи, чтобы проверить друг друга. Честно говорим: «Давайте поработаем в тестовом режиме, посмотрим, как пойдет». За это время клиент решает, походим мы ему или нет. А мы понимаем, сможем ли помочь компании. Возможно, на этом этапе развития разработка онлайн-магазина или приложения не решит проблемы бизнеса.

Иногда бывает так, что нам говорят: «Ребята, вы слишком усложняете, слишком много вопросов задаете». И это нормально, просто наши компетенции выше, чем сейчас нужно клиенту.

Отношения не всегда строятся напрямую с собственником. Например, мы чаще всего работаем не с владельцем, а с его командой — маркетологами, проджект-менеджерами, техдирами. Если видим, что собственник всем занимается сам, отказываем, потому что маленький бизнес — это не наша целевая аудитория: обычно небольшие компании не могут себе позволить кастомную ecom-разработку. В этом случае возможно сотрудничество только в рамках консультаций.

Во время первых брифов мы стараемся уточнить как можно больше деталей, чтобы работа потом шла быстрее
Во время первых брифов мы стараемся уточнить как можно больше деталей, чтобы работа потом шла быстрее

Этап 2: конфетно-букетный период и поток новых идей

После знакомства стороны обсуждают планы и намечают, что будут делать дальше. Тут важно понять, насколько аутсорсер включается в проект, потому что интеграция нового подрядчика — сложный процесс. Каждый раз нужно с нуля погружать команду и тратить на это время.

Лучше выяснять намерения подрядчика еще на старте, чтобы потом снова не тратить время на интеграцию исполнителя в проект. Например, может оказаться так, что исполнитель ищет временный проект на полгода и поэтому изначально не заинтересован в долгосрочных отношениях.

Как понять, что аутсорсер не вовлекся и дальше лучше не продолжать:

👎 Долго отвечает на сообщения — не чаще раза в сутки. Например, подрядчик игнорирует простой вопрос или не присылает типовые документы. Это говорит о том, что у аутсорсера есть проблемы в менеджменте и процессы внутри команды организованы не очень четко.

👎 Не задает уточняющие вопросы. Подрядчику всё понятно, он не пытается выяснить детали — в этом случае аутсорсер даже не старается разобраться в задаче. Например, вы продаете разные товары, а исполнитель не спрашивает, какие категории у вас есть в каталоге и как вообще сортируются позиции.

👎 Общается шаблонными фразами. Если у подрядчика много клиентов, он работает как конвейер. Один менеджер тянет несколько проектов и не успевает давать качественную обратную связь. В долгосрок в таком формате сложно построить продуктивные отношения, потому что тяжело держать проект на контроле, когда вам отвечают типовыми фразами и не дают деталей.

👎 Поручает сопровождение технически неподкованному сотруднику. Например, сейлзу, который хорошо продает, но не разбирается в нюансах разработки и не может поддержать разговор даже во время брифинга. Техдиру с таким менеджером говорить не о чем, поэтому и плотно работать не получится.

👎 Торопится подписать контракт. Если аутсорсер подгоняет с договором и предоплатой, даже не разобравшись в задаче, — это плохой знак. Особенно когда подрядчик не принимает во внимание бюрократические нюансы, которые усложняют оплату. Например, если деньги идут через госзакупку и нужно сначала закрыть контракт.

Как работаем мы. На стадии вовлечения мы проводим глубокий скоринг и делаем мини-аудит: расспрашиваем клиента о бизнес-процессах, ассортименте, технических возможностях, самых маржинальных продуктах, общей прибыли. Всегда докапываемся до сути — например, еще на старте определяем, что нужно переделать в онлайн-магазине в первую очередь, чтобы быстро увеличить прибыль.

Бывает так, что нас наняли на решения одной-двух мелких задач, а потом мы вникли и нашли глобальную проблему. Видим сразу, что работать нужно именно с ней, — предлагаем это заказчику.

Если мы видим какие-то ограничения после начала работы, сразу честно пишем клиенту о проблеме и предлагаем способы решения

Этап 3: стабильность и спад эмоций

После активного вовлечения наступает затишье, когда аутсорсер включился в проект и началась работа по плану. Стабильность здоровая, если подрядчик показывает отчеты, инициирует встречи и вам легко контролировать процесс. Можно в любой момент запросить промежуточные результаты, и аутсорсер покажет их без проблем.

Стабильность нездоровая, если аутсорсер:

🤯 Не включается в годовое планирование компании. Аутсорсеру неинтересна ваша экономика, он не старается уложиться в бюджеты. Даже когда вы прямо говорите, что не можете дать больше денег в середине года, — подрядчик не сокращает стоимость разработки.

🤯 Не общается с отделами. Аутсорсер не заинтересован в решении задач отдельных подразделений. Например, отдел маркетинга просит IT доработать систему аналитики, а аутсорсер не помогает специалистам компании даже оценить техническую сторону и сложность интеграций.

🤯 Не показывает отчеты. Подрядчик не дает промежуточные результаты и неделями не отправляет важные документы. В итоге непонятно, на какой стадии проект, что в планах, как тратят бюджет.

Как работаем мы. Иногда на стадии стабильной работы бизнес приходит к нам с задачами, которых нет в плане. Тогда мы вместе с менеджерами клиента анализируем проблему, ищем MVP (Minimum Viable Product, или минимально жизнеспособный продукт), который возможно реализовать сейчас. Мы не говорим сразу: «Нет, у нас это в план не заложено», а пытаемся найти решение.

⭐ Кейс из практики. Одна компания хотела сделать так, чтобы покупатели могли забрать заказ через 15 минут после оформления в приложении или на сайте. А мы понимали, что это невозможно, потому что товары три дня едут в пункт выдачи.

Если менять всю систему, логистика сожрет кучу денег. Начали искать решение дешевле и поняли, что через 15 минут после заказа можно выдавать то, что есть на складе. Это реализовать проще, потому что достаточно доработать витрину онлайн-магазина. В итоге потребность частично закрыли, но с меньшими усилиями.

Этап 4: затянувшаяся стабильность и конец отношений

Стабильная работа может сильно затянуться — наступает стагнация, когда долго ничего не меняется и не растет прибыль. Если период затягивается, отношения выходят на бесконечное плато, и можно заметить, что пропал огонь и вы вместе только по привычке.

Если на стадии стагнации отношения не реабилитировать, постепенно работа сводится на нет. Основная опасность для компании заключается в том, что бизнес упустит возможности для роста.

Долгое затишье приводит к разрыву, если всем понятно, что интерес угас окончательно. Часто бывает так, что в этот момент аутсорсер уже переключается на другой проект. В этом случае лучше не тратить время друг друга и расходиться.

Как понять, что наступила стагнация и отношения пора заканчивать:

🙄 Никому не нужны инсайты и прорывы. Бывает так, что стабильность комфортна всем. Вашему менеджеру спокойно, потому что всё само по себе идет по плану. Аутсорсер не хочет ничего менять, потому что понял, как всё устроено в компании. Например, знает, что раз в месяц нужно сдать отчет, а в конце квартала прийти на совещание с IT-отделом. Но это однозначно история не роста, а стагнации или даже отката.

🙄 Стало меньше общения. В начале отношений вы постоянно были на связи, устраивали еженедельные встречи, а потом заметили, что аутсорсер как будто работает сам по себе. А еще он стал реже отвечать в чатах или вообще игнорирует сообщения.

🙄 Вы понимаете, что переросли аутсорсера. Стало очевидно, что экспертизы подрядчика недостаточно и вашему ecom нужны специалисты покруче. Например, команда занимается только интернет-магазинами, а вам уже нужны склад, логистика и онлайн-банкинг.

🙄 Вы чувствуете, что аутсорсер перерос вас. Если проект не развивается, интерес подрядчика гаснет, потому что нет новых челленджей и интересных задач. Всё сводится к рутине, а аутсорсер готов на большее. Например, предлагает интегрировать 1С в ecom, но бизнес не хочет связываться со сложной разработкой.

Как работаем мы. Всегда сверяемся с намерениями клиента. Например, если плана развития нет, компания не заинтересована в росте. В этом случае мы не продолжаем сотрудничество, потому что проект со временем превратится в рутину и команда выгорит — хотя казалось бы, работай по уже налаженным процессам и получай деньги. Но для нас в приоритете постоянный рост. Когда расходимся с клиентом не бросаем его с задачами один на один — помогаем найти нового подрядчика и передаём дела в течение месяца.

С некоторыми клиентами работаем по 5 лет и понимаем друг друга с полуслова — например, вот так выглядит наш неформальный диалог в рабочем чате
С некоторыми клиентами работаем по 5 лет и понимаем друг друга с полуслова — например, вот так выглядит наш неформальный диалог в рабочем чате

Этап 5: реанимация отношений и второе дыхание

Если после затянувшегося затишья стороны вместе снова зажигают огонек, который вспыхнул в самом начале, это помогает реанимировать отношения. Для этого нужно, чтобы компания и аутсорсер росли вместе, — например, бизнес расширял розницу, а подрядчик увеличивал компетенции. У развивающихся клиентов потребности всегда растут, и тогда аутсорсер тоже развивается внутри компании.

Ситуация, когда аутсорсер перерос бизнес, не обязательно про размеры клиента. Оборот у компании может быть миллиардный, но всё приносит опт, а розница работает как побочное направление. Бизнес не вкладывается в нее, потому что не хочет рисковать. Это вполне разумно. Но в онлайн-продажах наступает застой, и для аутсорсера уже нет точек роста.

Как понять, что подрядчик готов работать над отношениями:

Говорит о проблемах. Аутсорсер предлагает сесть и обсудить ситуацию, найти выход вместе. Например, запустить новый проект или направление.

Предлагает новое. Вовлеченный аутсорсер всегда ищет нестандартные решения, тестирует гипотезы, проверяет идеи — выходит за рамки согласованного плана. Если это есть, подрядчик видит совместное будущее, поэтому и прикладывает дополнительные усилия.

Не требует увеличить бюджеты. Для аутсорсера вы не просто источник дохода, а надежный партнер. Поэтому подрядчик думает не об увеличении своей выгоды здесь и сейчас, а о преимуществах от долгосрочного сотрудничества.

Как работаем мы. Поддерживать искру в отношениях — ответственность двух сторон. Если мы видим, что началась стагнация, ищем новые решения, рассказываем о своих идеях. Например, в квартальных отчетах заметили, что какие-то товары хорошо продаются, и предложили доработать витрину, чтобы посетители видели эти позиции первыми.

Некоторые компании загораются, и мы вместе создаем что-то новое. И вот тогда происходит полная реанимация отношений — мы снова переходим в стадию активной работы и вместе растем дальше.

4 рекомендации для работы в долгосрок

Вот что мы рекомендуем делать на основе нашего 10-летнего опыта работы на аутсорсе, чтобы выстроить долгие здоровые отношения:

🤝 Постоянно мониторить результаты. Проверять показатели ecom и смотреть, помогает ли подрядчик их достичь. Если KPI аутсорсера расходятся с целями бизнеса, в долгосрок работать не получится.

🤝 Поддерживать регулярную коммуникацию. Это касается переписок и совещаний. Например, можно проводить еженедельные встречи, чтобы обсудить актуальные вопросы и промежуточные результаты. В чатах тоже рекомендуем поддерживать контакт с подрядчиком.

🤝 Смотреть, готов ли подрядчик выходить за рамки договора. Аутсорсер, который нацелен на долгосрочное сотрудничество, не ограничивается согласованными задачами и предлагает решения за рамками контракта. Если этого нет, долгие отношения не сложатся, потому что подрядчик не до конца вовлекается в жизнь бизнеса.

🤝 Проверять, насколько аутсорсеры погружаются в ecom. Например, хорошо, если подрядчик задает много вопросов и старается понять детали. Плохо, если сразу предлагает типовые решения и отказывается их кастомизировать под задачи бизнеса или бюджет.

Когда мы создавали агентство, сразу отказались от конвейерного подхода и выбрали именно бутик-подход — полное погружение в проект клиента. Да, много компаний в таком формате не возьмешь, но мы за количеством и не гонимся. Если вам интересно узнать больше о том, как работает наша небольшая команда, как мы общаемся с клиентами, какие решения придумываем и внедряем, — подписывайтесь на телеграм-канал Metalcode.

Рассказывайте, замечали ли в отношениях со своими подрядчиками красные флаги, о которых мы говорили выше?

2525
66
11
15 комментариев

Ой, ну слушайте «долго отвечает на сообщения» так себе маркер. На той стороне ващет тоже люди работают

1
Ответить

ага, работают, чтобы чётко и вовремя отвечать на входящие вопросы) а частенько бывает так, что ждать сутки на получение договора для изучения

2
Ответить

Знаете, как говорят, что иногда дохлую лошадь лучше не пинать)) Вот как будто и реанимировать отношения с подрядчиками тоже себе же хуже

1
Ответить

Согласен. Думаю клиент, бизнес должен думать о развитии и не работать с теми, кто не готов расти дальше. Зачем заставлять подрядчика работать)

1
Ответить

Неужели можно нанять подрядчика, который не будет отчитываться перед клиентом? Впервые о таком слышу, звучит надуманно

1
Ответить

Качественное управление проектом и ожиданием клиента, навык, который и правда есть не у всех, к сожалению.

1
Ответить

А как часто отношения идут не по этой схеме?) Или у вас уже прям отработанный пошаговый план?

1
Ответить