Как провести UX-исследование, если ты не аналитик? 3 инструкции от Crauch

Привет, на связи Антон из Сrauch. В статье расскажу, какие бывают UX-исследования, как их проводить и какой эффект они приносят бизнесу. А ещё расскажу, как их проводим мы.

О студии

Crauch — продуктовая студия дизайна и разработки для корпораций №1 в своей отрасли. Работаем с Positive Technologies, Яндекс Алисой, ВКонтакте, Самолетом, Лемана ПРО, Кубань Кредитом, SYNERGETIC’ом, Спорт-Марафоном и другими. Специализируемся на сложных веб-сервисах и приложениях по типу CMS, CRM, ERP, PMS, Личных кабинетах и прочих подобных вещах.

Фокусируемся на двух параметрах: удобство пользователя и красота визуала. Подаем наши работы в отраслевые премии и выигрываем награды. Например, у нас лучшее юзабилити по версии Tagline Awards 2023

Статья основана на вебинаре об исследованиях, который мы провели месяц назад. Ссылка на полное видео:

А кто спикер?

Альбина
Продуктовый дизайнер Crauch

Работала и продолжает с такими проектами и продуктами как: UX-аудит для Спрот-Марафона, UX-аудит для Стокманн, дизайн LMS-системы VK Education и др.

У Альбины огромный опыт в проведении исследований, и сегодня мы даем ей слово. Готовьте чаёк, доставайте двойные листочки и ручки — мы начинаем!

Для чего бизнесу нужны UX-исследования

К нам часто приходят за дизайном/редизайном продукта. Не вникни мы в аналитику на старте, нам пришлось бы всякий раз тыкать пальцем в небо — и внедрять те функции, которые клиентской ЦА и вовсе не нужны. Представьте, сколько холостых ресурсов мы бы потратили в этом случае!

Но это одна из причин. Ниже перечисляем другие:

1. Обнаружить проблему на ранней стадии

…и увидеть, к примеру, большой процент выхода из корзины. Сделать вывод, что именно ей нужно уделить особое внимание на этапе основных работ.

2. Избавиться от ненужного

И понять, что, условная форма регистрации не только мешает пользователям, но и работает некорректно. Решить, избавляться от нее или перемещать.

3. Снизить затраты на разработку

Исследования помогают превентивно понять, какие функции нужны продукту на том или ином этапе развития. В итоге, нам не придется тратить ресурс и деньги на то, что потом окажется ненужным.

4. Увеличить продажи

Увидеть слабые места, на которых пользователи «отваливаются». А потом скорректировать их и тем самым повлиять на метрики. Так, например, с помощью исследований мы помогли найти клиенту нужное решение в интерфейсе и увеличить средний чек и конверсию в покупку на ~5% со страницы оформления заказа.

Какими вообще бывают UX-исследования

Методы UX-исследований
Методы UX-исследований

Все исследования можно разделить на две группы: количественные и качественные. Первые фиксируют проблему и отвечают на вопрос «Сколько?», вторые — подтверждают её и отвечают на вопрос «Почему?».

Если мы проведем количественный опрос, то узнаем, сколько людей считают функционал корзины в интернет-магазине неудобным. Если же проведем юзабилити тестирование — поймём, почему они так думают.

Ответы могут вас удивить. Так, например, в проекте Стокманн мы поняли, что проблема была в обязательной регистрации, которую редко кто хочет проходить. Кстати, вот презентация этого аудита на YouTube — посмотрите, получилось полезно.

Сегодня мы разберем только качественные исследования: чаще всего именно они позволяют сформировать наиболее точную картинку о проекте и внести в него главные коррективы.

Качественные исследования: какие бывают и когда проводить?

Качественные исследования помогают понять, почему пользователи ушли из приложения и что о нём думают. Разберем три основных метода: юзабилити-тестирование, глубинное интервью и карточную сортировку.

Как провести UX-исследование, если ты не аналитик? 3 инструкции от Crauch

Последнюю незаслуженно мало используют, но мы ее очень любим. Для проектирования информационной структуры в екомах — самое то.

1. Глубинное интервью

Проводим его, чтобы поговорить с реальными пользователями и узнать, что в интерфейсе у них вызывает неудобство, что — непонимание, а что и вовсе заставляет уйти со страницы. Во время интервью проверяем гипотезы, находим проблемы и боли пользователя.

Глубинное интервью полезнее всего проводить на этапе запуска продукта или внедрения новых фич.

Пример выводов на основе интервью для одного из разделов на проекте
Пример выводов на основе интервью для одного из разделов на проекте

К примеру, на проекте «Спорт-Марафон» мы узнали, что многие люди уходили в Озон или Спортмастер, поскольку не могли сразу увидеть сроки и стоимость доставки. Так мы решили показать эту информацию прямо на странице товара. Кроме того, добавили инфо о наличии товара, поскольку — цитата из интервью — «были ситуации, когда товар заказывали, а его в магазине не было»

Виды глубинного интервью

Проблемное. Проводим его, чтобы выяснить боли и проблемы пользователя.

Решенческое. Проводим его, когда хотим понять, что нужно сделать с функционалом приложения/сайта, чтобы пользователь купил продукт.

Экспертное. Иногда мнение одного пользовательского сегмента недостаточно. Например, при создании сервиса для изучения английского, полезно опросить не только учеников, но и преподавателей. Последние часто указывают на неожиданные механики, которые важно будет учесть.

Нарративное. Мы предлагаем пользователю представить свою ситуацию как реальный жизненный сценарий. Например, мы можем спросить, как он изучает английский язык без мобильного приложения — и услышать в ответ целую историю.

Мы крайне не советуем проводить такие интервью спонтанно — поэтому уделите время тому, чтобы подсобрать информацию перед звоноком. Как это грамотно сделать — рассказываем ниже.

Итак, подготовка к интервью

Формируем и приоритизируем гипотезы

Здесь предполагаем, как пользователь может повести себя на той или иной странице. Подсказка: первые гипотезы рождаются ещё на этапе job stories и бенчмаркинга, поэтому проверьте их первым же делом.

Мы в Сrauch расписываем и группируем гипотезы в Notion
Мы в Сrauch расписываем и группируем гипотезы в Notion

Составляем вопросы

Желательно такие, на которые нельзя ответить коротко и однозначно. Вот список, который мы формировали для реального проекта:

Так мы в Сrauch формулируем вопросы
Так мы в Сrauch формулируем вопросы

Перед интервью не забудьте уточнить у респондента, в силе ли ваш созвон. И сориентируйте респондента, какие программы ему могут понадобиться для комфортного интервью. Да-да, такие моменты — в том числе ваша ответственность.

Как провести интервью, чтобы вытащить из человека все?

От того, как подробно респондент ответит на ваши вопросы, будет зависеть результативность всей вашей работы. Поэтому вопросов — в том числе уточняющих — должно быть много.

  1. В первые минуты респондент может чувствовать себя неуютно. Поэтому не начинайте интервью с основных вопросов. Спросите, как у респондента дела, давно ли он в теме интервью и как ему сегодняшняя погода.
  2. Аккуратно уточняем, точно ли у респондента есть необходимый для интервью релевантный опыт. Если выяснится, что нет — колл лучше завершить, чтобы не тратить своё и чужое время.
  3. Не идём строго по скрипту и задаём уточняющие вопросы. Вам отвечают односложное «нет»? Задавайте открытые вопросы, уточняйте, к какому конкретному аспекту вопроса относится «нет» собеседника.
  4. Если респондента «заносит», мягко возвращайте его в основную колею. Не бойтесь перебивать — но не делайте этого резко.

Итак, 50% работы выполнено. Что дальше? Расшифровка колла и выявление главных тезисов. Старайтесь делать это сразу после интервью, пока впечатления от созвона свежи.

Расшифровка после интервью по респонентам и сегментам одного из наших проектов
Расшифровка после интервью по респонентам и сегментам одного из наших проектов

А вот пример того, как мы применили этот метод анализа в проекте Спорт-Марафон: на интервью мы выявили, что пользователям важно видеть информацию о доставке в карточке товара. Покупатели часто откладывали покупку, потому что не могли сразу увидеть, сколько будет стоить и как быстро привезут товар.

2. Usability-testing

Еще один вид исследования. Проводим его, чтобы понять, на каком этапе заданного сценария пользователь теряется. Часто бывает так, что юзеры уходят с сайта просто потому, что не могут найти нужную кнопку — и такое тестирование позволяет выявить большинство подобных сценариев.

Такой анализ бывает модерируемым и немодерируемым. В первом случае исследователь подсказывает, на какие кнопки нажимать, и ведёт респондента по сценарию. Во втором же пользователь оценивает удобство прототипов самостоятельно.

Как подготовиться к такому анализу?

  • Составляем список сценариев, каждый из которых формируется из 1-3 гипотез
Так мы в Сrauch формируем сценарии
Так мы в Сrauch формируем сценарии
  • Формируем кликабельные прототипы и проводим анализ

Перед прохождением тестирования задаем респонденту уточняющие вопросы для скоринга. Во время теста отмечаем места, в каких местах у пользователя возникли затруднения и какие элементы интерфейса он не нашел. Узнаем, почему.

Вот так, например проходит юзабилити-тест на нашем проекте с VK Education

Полезно спрашивать респондента, о чем он думал перед нажатием на ту или иную кнопку. И замерять время, которое ему понадобилось на выполнение того или иного действия.

3. Карточная сортировка

Этот метод хорошо работает, когда на сайте есть много позиций, которые нужно распределить по категориям — например, в интернет-магазинах.

Такое исследование тоже делится на виды:

  • Открытая сортировка. Участники теста сами придумывают названия группировок, по которым раскладывают карточки
  • Закрытая сортировка. Группировки заготовлены заранее, участникам остается лишь распределить карточки по ним

Так, например, в зависимости от типа сортировки, на интервью предлагаем респонденту распределить товары по существующим категориям, которые подготовили мы или придумать название категорий к карточкам самому.

Вот эти самые карточки мы предлагаем распределить по категориям 
Вот эти самые карточки мы предлагаем распределить по категориям 

А после того, как пользователь справился, задаём вопросы, чтобы понять почему он распределил карточки так, а не иначе.

А так пользователь их распределил. Видим, что кроссовки помещены в категорию туризм. Спрашиваем респондента, почему именно так? А почему перчатки определены в скалолазание? 
А так пользователь их распределил. Видим, что кроссовки помещены в категорию туризм. Спрашиваем респондента, почему именно так? А почему перчатки определены в скалолазание? 

Таким образом, карточная сортировка помогает нам составить корректное древо категорий, которое ожидают пользователи. В случае, напирмер, с e-commerce — это очень полезный и важный метод исследования.

Где мы ищем бесплатных респондентов?

Обычно этих ресурсов хватает, чтобы не закладывать на поиск людей доп. бюджет. 90% людей соглашаются помочь бесплатно.

Не всем нужны UX-исследования

Если ресурса нет, а запуск нужен еще вчера, можно ограничиться бенчмарками и анализом конкурентов. Также помните, что суперочевидные гипотезы (подключение эквайринга в интернет-магазинах или наличие корзины) не нуждаются в проверке — так что не тратьте на них время и займитесь чем-то менее очевидным.

А если все-так UX-исследование нужно вам позарез — начать работу с нами очень легко, достаточно написать в личку нашему аккаунт менеджеру, Ульяне. Сделаем продуманно, с упором на данные, аналитику и ценность для бизнеса.

Ульяна
Аккаунт-менеджер Crauch

***

Конец!

Спасибо всем, кто дочитал до конца.

Подписывайтесь на наш тг-канал — там мы рассказываем о кейсах, управлении проектами и людьми, команде, жизни студии и находках:

1313
3 комментария

Вам потребовался аудит, чтобы понять, что обязательная регистрация никому не нравится? И сколько денег вы за это получили?

3

Это лишь один из инсайтов, который мы получили в процессе интервьюирования пользователей. Аудит понадобился, для того чтобы сформировать 60+ рекомендаций по изменению интерфейса, который должен повлечь за собой улучшение метрик

1