Забота о личных данных в Телеграм привела к обратному эффекту и массовым нарушениям конфиденциальности? Моё мнение как эксперта по защите от скама

Защита конфиденциальности всегда считалась сильной стороной Телеграм. До августа 2024 года это не вызывало сомнений. А проблемы с безопасностью контента воспринимались как неизбежные издержки — и пользователями (до тех пор, конечно, пока нарушения не касались их самих), и администрацией мессенджера. Игнорирование жалоб и отсутствие предсказуемости со сроками реакций на запросы — фирменный стиль поддержки ТГ.

Фото из рабочего архива YouStory Global
Фото из рабочего архива YouStory Global

Просто статистика

За этот год мы в репутационном агентстве YouStory Global удалили порядка сотни статей, опубликованных на сайте Телеграф и затем размещённых в ТГ-каналах наподобие "Рынка шкур". В статьях использовались личные фото девушек, часто публиковались их контактные и паспортные данные.

Telegra.ph – анонимная блог-платформа, часть инфраструктуры Telegram. Сайт был создан как инструмент для удобной публикации объёмного контента в мессенджере (больших статей, обзоров и т.д.).

На практике часто использовался для размещения токсичного контента: можно без регистрации и полностью анонимно опубликовать любую клевету, проиллюстрировать украденными из соцсетей фотографиями, к тому же сделать большое количество копий.

Проводя репутационный аудит, мы находили до 20-30 одинаковых статей, которые хорошо видны в поисковой выдаче по имени и фамилии.

Для восстановления репутации и права на конфиденциальность необходимо удалить каждую единицу контента, реализовать деиндекс личной информации из поиска, иногда приходится выходить на переговоры об удалении с хостинг-провайдерами.

Повторюсь, около сотни таких статей мы изъяли из Сети за 2024 год. Само количество однотипных заказов свидетельствует об устоявшейся практике использования Телеграф и Телеграм для определённых целей, напрямую связанных с нарушением права на конфиденциальность.

Ещё одна проблема, с которой к нам часто обращаются — это скам. Создаются ТГ-каналы, которые выдают себя за другое лицо. Делается это либо с целью продаж от чужого имени каких-либо продуктов или услуг, либо для набора подписчиков и получения рекламного дохода, если речь идёт об известной персоне.

Часто ТГ-каналы создают в качестве инструмента очернения, распространения клеветы, неадекватных мемов о каком-либо человеке или компании.

Для удаления такого контента из Ютуба, Дзена или Яндекс поиска существуют отработанные законные механизмы, основанные на выявлении в публикациях несоответствия правилам цифрового общения.

Телеграм по идее находится в рамках этого же правового поля: есть правила и "красные линии", за которые при публикации контента нельзя заходить, есть форма быстрой подачи жалоб в случае выявлений тех или иных нарушений. Но это в теории, на практике же обратная связь от поддержки мессенджера это либо игнорирование, либо плавающие, непредсказуемые сроки обратной связи. Хотя, если настаивать профессионально и монотонно, результата достичь можно.

Как удалить статью в Телеграф и чужой Телеграм канал, где она опубликована?

Я опишу схему, которую мы используем для удаления контента, в котором есть одно из следующих нарушений:

  • раскрытие личных данных (например, размещение скана какого-либо договора, заявления или другого документа, а также публикация контактов, ФИО, паспортных данных и т.д.);
  • несогласованное использование фото из соцсети другого человека (нарушение авторских прав на изображение);
  • выдача себя за другое лицо.

Шаг 1.

Отправка жалобы на пост в Телеграм через 3 точки. Если количество обоснованных жалоб будет порядка 80% от охвата поста, это повысит вероятность оперативной блокировки публикации. Также можно пожаловаться на весь ТГ-канал, нажав на 3 точки в верхней части экрана и выбрав причину жалобы.

Скриншот удалённого из Телеграм канала поста. Блокировка в связи с разглашением в публикации личных данных произошла спустя несколько часов после массовой отправки жалоб 
Скриншот удалённого из Телеграм канала поста. Блокировка в связи с разглашением в публикации личных данных произошла спустя несколько часов после массовой отправки жалоб 

Шаг 2.

При отправке жалобы на пост или Телеграм канал нет возможности дать подробные пояснения, поэтому вторым шагом идёт отправка письма на один из адресов техподдержки:

  • abuse@telegram.org — в случае разглашения личной информации или при других нарушениях
  • dmca@telegram.org — при наличии нарушений авторских прав
  • stopCA@telegram.org — для оперативного реагирования на информацию о любом контенте, содержащем элементы детского насилия

Для удаления статьи из Телеграф необходимо также написать жалобу на один из этих адресов.

Пример письма, отправленного в поддержку Телеграм с жалобой на нарушение авторских прав
Пример письма, отправленного в поддержку Телеграм с жалобой на нарушение авторских прав

Если речь идёт о статьях с несогласованным использованием чужих личных фото, стоит отправлять жалобу на нарушение авторских прав. Это наиболее оперативных механизм, поскольку закон США о защите авторских прав в цифровую эпоху, которым руководствуется администрация Телеграм, подразумевает возможность быстрого удаления контента из Сети по жалобе правообладателя.

Шаг 3.

В связи с претензиями властей Франции к Павлу Дурову и его недавним заявлением о готовности сделать Телеграм более безопасным пространством, хочется верить, что третий шаг вскоре не понадобится. Но пока он актуален: после отправки письма с жалобой нужно ... снова отправить письмо с жалобой. И так каждый день до тех пор, пока не получишь реакцию.

Блокировка статьи в Телеграф или поста в Телеграм может произойти спустя примерно 7 дней. Важное уточнение: этот способ актуален, если есть очевидное нарушение и в письме приведены подробные пояснения.

Какой контент можно удалить в Телеграм и Телеграф? Примеры из практики

Открытые скам-чаты, биржи труда для мошенников, каналы с клеветой — перечислять виды опасных ТГ-каналов можно долго, они до сих пор все доступны, хотя и с некоторыми ограничениями.

Например, если канал выдаёт себя за другое лицо, по факту жалоб его не удаляют, а ставят пометку "Фейк", он не появляется в поисковой выдаче Телеграм и имеет ряд других ограничений.

Удалить подобный ТГ-канал с гарантией, что точно такой же через некоторое время не появится вновь, можно сейчас только через суд или Роскомнадзор.

Надеюсь, что заявленные Дуровым меры по усилению безопасности в ТГ приведут к тому, что защита личных данных будет осуществляться и в форме защиты от фейков, тем более, что риски подобных проблем с развитием ИИ возрастают.

Также в Телеграм часто создают каналы, распространяющие негативную информацию о юрлицах или публичных персонах (чиновниках, бизнесменах). Удалить такие каналы можно, поскольку, чаще всего, в контенте есть нарушения по части персональных данных или авторских прав, но сделать это труднее, чем, например, в Дзене, на YouTube или любой другой крупной интернет-площадке, какой Телеграм и является.

После своего ареста, который в т.ч. стал своего рода пиаром Телеграма, Дуров заявил о резком росте числа пользователей мессенджера до 950 млн, среди них 10 млн платных подписчиков Telegram Premium.

Что сделано для улучшения безопасности Телеграм?

Вот основные изменения, которые со слов Дурова реализованы в Телеграм за 1,5 месяца:

  • Выявление и удаление из поисковой выдачи Телеграм неправомерного контента.
  • Запрет на загрузку новых медиафайлов при публикации статей в Телеграф (фотографии и видео теперь можно добавить только в виде ссылки на сторонний ресурс).
  • Удаление функции «Люди рядом», которой редко пользовались, но у которой были проблемы с ботами и мошенниками.
  • Обновление Условий использования и Политики конфиденциальности, в которых теперь говорится о возможности раскрытия IP-адресов и номеров телефонов тех, кто нарушает правила, в ответ на обоснованные юридические запросы со стороны правоохранительных органов.

Думаю, последний пункт вызовет больше всего критики. Я же считаю, что администрации Телеграм нужно в первую очередь настроить работу поддержки для оперативной реакции на жалобы, а также пересмотреть отношение к скаму и фейкам как к контенту, имеющему право на существование при наличии соответствующей пометки.

А как вы относитесь к изменениям, которые происходят сейчас в Телеграм? Поделитесь в комментариях.

Реклама. Рекламодатель — ИП Городничев. ИНН 590849322520. erid: 2VtzqueZB7e

11
Начать дискуссию