Маркетинг
Alexey Laptev

Базовые термины сквозной аналитики и как они связаны

Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса бесплатной сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также Telegram-канала про сквозную аналитику. Сегодня расскажу базовые термины сквозной аналитики.

Проблемы на рынке

  1. В разных сервисах аналитики одни и те же вещи называются по разному, например визит в метрике и сессия в google analytics
  2. Эксперты по аналитике не понимая на техническом уровне как все работает и путаясь в терминах, выдумывают невероятные виды аналитики, что может привести к сомнительным результатам у клиента, потере времени и денег.
  3. Клиенты не понимая на чем базируется аналитика, выдумывают себе лишние сложности и пытаются реализовать неправильные схемы этой самой аналитики.

Термины

На сайте

Client ID

Уникальная метка посетителя на сайте, основа любого сервиса аналитики. Хранится в Cookies, генерируется при первом заходе и остается неизменной пока ее не сотрут или не зайдут в приватном режиме.

Вот она

Да, есть еще User ID, фингерпринт, попытки кроссдевайса, но это все сложные и ненадежные костыли, чтобы получить client id посетителя и склеить историю его кликов с разных браузеров и устройств.

Для сквозной аналитики важен именно Client ID, а не utm-метки и прочие параметры.

Посетитель/Уник

Конкретный человек который заходит на сайт в рамках неизменного client id.

Если вы зайдете на сайт с 2-х разных браузеров, с точки зрения аналитики будет 2 уника. Поэтому заходите всегда с одного, не путайте аналитиков.

Клик/Хит/Просмотр

Каждый раз когда вы открываете любую веб-страницу или нажимаете F5, на сервер аналитики отправляется информация о текущей странице и откуда вы сюда пришли. Около 50 параметров.

Это и есть клик/хит/просмотр в аналитике.

Вот этот запрос с информацией на пример Google Analytics.

Именно клик и client id являются теми кирпичиками, на основе которых строится вся аналитика.

Более подробно читайте здесь.

Атрибуция

Клиенты не всегда покупают с первого клика, часто выглядит так:
Instagram > Яндекс Директ > Покупка.

Какая реклама привела к покупке? Instagram или Яндекс Директ? Первый клик или последний клик?

Вот атрибуция и позволяет вам выбрать тот вариант, который вы считаете правильным, обычно это последний клик.

Более того, проблема очень раздута и часто выглядит так:

Яндекс Директ > Покупка

Трафик

Поток кликов/визитов/уников за определенное время.

Когда говорят "На сайте большой трафик", это значит там 1000/10000/100000 визитов в день.

Если говорят "На сайте НЕ большой трафик", это значит там 100-900 визитов в день.

Условно.

Сеанс/Визит/Сессия

Это группа кликов в течение определенного времени.

Например вы утром в рабочее время читаете VC - это 1-й сеанс.

После обеда в рабочее время читаете VC - это 2-й сеанс.

Вечером в метро читайте VC - это 3-й сеанс.

С точки зрения сквозной аналитики и определения источника продаж, метрика довольно бесполезная и размытая, непонятно почему некоторые аналитики ее так любят.

Единственная польза - это собирать аудиторию для ретаргета. Если у посетителя много сеансов, значит ему тема интересна и можно догнать рекламой.

В контексте сквозной аналитики, когда соединяем трафик, расходы и продажи - эта метрика бесполезна.

Событие

Любое действие на сайте - посмотрел страницу, нажал кнопку, заполнил форму.

Цель

Правило, по которому сервис аналитики должен привязать событие к рекламному источнику, который в свою очередь находится в клике.

Например, типовая цель: просмотр Thank you page (Страница спасибо)

Достижение цели

Это факт наступления события согласно правилам, заданным в целях.

Например посетитель перешел на url example.com/thank-you

В CRM

Лид

Полученные контакты потенциального клиента, обычное это телефон и/или email.

Сделка

Это тот же самый лид, но уже с подтвержденным желанием что-то купить.

Заявка

Это лид/сделка на языке обычного клиента, не все знают термины CRM.

Продажа

Это сделка в которой клиент заплатил деньги в кассу, в крайнем случае, если цикл сделки долгий, а отдачу надо мерить, ему выставлен счет. И стоит соотвествующий статус, например "Продано" или "Сделка успешна".

Это конечно отсебятина, но не все понимают что такое продажа, для некоторых и новый лид - продажа.

Продажа - это деньги в кассе.

Нюанс

CRM делятся на 2 типа:

  1. Работают на базе 2-х сущностей - лид и сделка, это например Bitrix24
  2. Работают на базе 1-й сущности - сделка, это например AmoCRM/RetailCRM. Тут сделка выполняет роль как лида так и собственно сделки.

Оба варианты хороши, кому как удобней.

Как это все вместе работает

Что тут происходит

  1. Клиент зашел на сайт, фиксируется клик
  2. Клиент перешел на страницу с формой или откуда хочет с вами связаться, фиксируется клик
  3. Пишет, звонит – вы начинаете с ним общение
  4. Происходит событие – клиент оставил свои контакты
  5. Если вы настроили цель – оно фиксируется в аналитике, если не настроили – не фиксируется
  6. На основе полученных телефона/email – создается лид
  7. Информация о лиде по вебхуку уходит в аналитику
  8. Если клиент решает что-то купить, то для обработки продажи создается сделка
  9. Информация о сделке по вебхуку уходит в аналитику
  10. Если клиент купил и деньги поступили на счет (это важно), то произошла продажа. По сути это сделка со статусом Продано.
  11. Информация о продаже по вебхуку уходит в аналитику

Что в итоге необходимо знать и понимать про сквозную аналитику

  1. Все сервисы аналитики работают одинаково, нет разных подходов. Есть разные уровни понимания или скорее непонимания как работает аналитика.
  2. Технически, в основе любого сервиса аналитики лежат клики и посетители на основе client id. Поэтому если вы хотите максимальную простоту и прозрачность, оперируйте этими понятиями, а не сессиями, смысл которых может отличаться даже в соседних аккаунтах в рамках одного сервиса.
  3. При использовании полноценных сервисов сквозной аналитики, события и цели на старте не нужны, это костыль, заменяющий в метрике/аналитиксе интеграцию с CRM. Сервис сквозной аналитики даст вам прямую реалтайм интеграцию с CRM, наведите порядок хотя бы по реальным продажам, а потом уже покрывайте целями нажатие кнопок, а не наоборот :)
  4. Визиты/Сессии для сквозной аналитики не нужны, но их можно использовать для формирования рекламных аудиторий, но это совсем другая задача.
  5. Если хотите более детально разобраться как работает сквозная аналитика, читайте эту статью.
{ "author_name": "Alexey Laptev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 36, "likes": 2, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 154877, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 02 Sep 2020 10:10:58 +0300", "is_special": false }
0
36 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Жесть. Автор, весьма поверхностно разбирается в аналитике и данных. Например смело заявляет что сессия безполезна. Хочу сказать что нет совершенно бесполезных метрик в аналитике. К примеру сессия. Это последовательность кликов по сайту пользователем во время открытия браузером вкладки. У сессии есть начало и есть конец. Сессия формирует клиентский путь, и состоит и шагов. Клиентский путь это совокупность сессий.
Нужно написать статью, чтобы вы не читали такую дичь.(

Ответить
0

Ну тут как раз проблема номер 2.

Напишите статью, только постарайтесь объяснить как на техническом уровне вычисляется источник именно из сессий, а не просто расскажите что такое сессия. :)

К слову клиентский путь состоит именно из кликов и тот факт что посетитель несколько раз открыл вкладку никак не влияет на определения источника.

Да, будет несколько сессий, но пользы от этого факта - 0. На практике нужна история кликов чтобы видеть абсолютно все действия посетителя .

Уверен, вы знаете это лучше меня.

Ответить
0

Спасибо за статью, очень интересно, у нас своя ERP система, у Вас есть партнерское сотрудничество с другими сервисами?

Ответить
0

Напишите на alex@utmstat.com что конкретно вы хотите

Ответить
0

Там есть про клиентский путь, я знаю как технически определять начало и конец сессий, и как это влияет на итоговый результат. Вам предстоит это еще понять. Исследуйте, ничего в жизни не имеет такой ценности как знания добытые самостоятельно.

Ответить
0

Так речь не про то как ее определять, а про то, что сессия не имеет значения для определения источника продаж. Читайте внимательней.

Еще очень интересно что 10К PARAMETERS вы трекаете. Нет столько, от силы 100 можно напридумывать.

Поэтому пока ваша экспертиза вызывает некоторые сомнения.

Ответить
0

Несколько сотен данных собирается только техническим трекингом, еще несколько тысяч, поведенческим, и еще гораздо больше результат нормализации и обогащений. И еще больше вычисляется с помощью машинного обучения, как производные.

Ответить
0

Кстати по поводу паспорта, сделайте демо страницу, которая определит меня с любого устройства и покажет единый client id. Тогда да, ваш паспорт работает, а пока тоже сомнения )

Ответить
0

Зачем, регайтесь и юзайте. А на тему экспертизы, вы там почитайте в новостях где мы победили, с кем работаем, и кто в нас инвестировал. Они конечно все безусловно не эксперты, чтобы нас судить:)

Ответить
0

Ну как зачем.

Если оно действительно четко работает, то такая простая демка вызовет вау эффект, тк задача не из простых и явно зацепится там не за что.

Ответить
0

Задача не в этом вообще в сервисе, точный трекинг, основа для лучшего маркетинга.

Ответить
0

Что есть точный трекинг? Единственная проблема точности трекинга - кроссдевайс

Ответить
0

Поставил ваш трекер на http://indianyoga.tilda.ws/ и он упал

Ответить
0

Тильда?)

Ответить
0

Да, что не так?

Ответить
0

Читайте мануал тильды. Скорее всего не правильно установили. У нас куча тильд трекается.

Ответить
0

Ну вы бы открыли сайт и посмотрели что падает ваш сервер, на который трекер шлет запрос.

Ответить
0

Ваш сайт лежит. У нас все работает, если считаете что у нас не работает, приложите скрин.

Ответить
0

Он не лежит, это просто пустая страница, чтобы ничего не мешало сделать цифровой паспорт

Ответить
0

это SSL разница протоколов. Незащищенная сеть пытается залезть в защищенную. Браузер и сервер такие попытки блокирует. Почините сайт, и не будет вас наш сервер посылать нафиг.)

Ответить
0

ну хорошо, на https завелся, но все равно не понятно в чем ценность сервиса.

Как проверить что сервис склеивает заходы с разных устройств в одного посетителя?

Как это утверждается на ленде

Что покажет
Цифровой паспорт
Был 1 уникальный посетитель на сайте
2 раза он перешел из рекламы
Купил перейдя сразу на сайт

Ответить
0

он и в незащищенном режиме собирал данные с вашей страницы. Ценность в предсказаниях, в какой канал тратить деньги, а в какой нет.

Ответить
0

Ну это обычные веса атрибуции.

Вы утверждаете что можете склеить из 3х посетителей в одного, как проверить?

У вас на ленде написано:

Ответить
0

Про веса атрибуций спорить не буду. Потом поймете. 
Склейка проверяется на  данных, берете и делаете эксперимент, ходите с разных устройств и браузеров, и тыкаетесь. Потом смотрите в лк. Скоро мы опубликуем это раздел для всех в личном кабинете, пока он доступен только крупным Заказчикам.
доброй ночи.

Ответить
0

Так я это изначально и хотел проверить, если оно так круто работает, нужно на главной выводить демо, а не только крупным заказчикам "открывать".

Пока конечно большие сомнения.

Ответить
0

регните ресурс и посмотрите, беспалтный период же есть.

Ответить
0

Я конечно извиняюсь, но пока получилось только код поставить, видимо экспертизы действительно не хватает.

В сухом остатке:
1. Сервис не видит код на сайте, хотя трекер фактически работает
2. Нет ни одного отчета, только пустой раздел
3. Прочие разделы заблокированы
4. Проверить сервис что он действительно видит одного посетителя на разных устройствах не представляется возможным.

Как заработает или как будет инструкция для менее экпертных пользователей, напишите на alex@utmstat.com. Тема интересная, но потестить никак не получается.

Ответить
0

1. Время проходит по анализу трекинга, пожтому сразу не видит, скоро будет видеть в рил тайме.
2. Отчеты генерируются автоматически, каждую ночь, проверье, они уже доступны.
3.прочие разделы в разработке, в сентябре откроем рекомендации и сегменты.
4. Смысл нашего сервиса не доказать вам или комуто что мы можем помайть 100 % юзеров и сделать им кросс браузеринг или крос девайсинг. А целом показать что анализ только по кукам намного хуже, чем анализ по сложному динамическому поофилю, которым является цифровой паспорт. И последнее, метчинг работает, Но не в режиме реального времени. Может пройти много времени, перед тем как профили разных посещений склеятся, но когда они склеятся ваша аналитика и предсказания изменятся, так как весь дата сет пересчитается. Мы работаем с рекурсивными данными, а не с табулярными.

Ответить
0

Отчетов нет.

Ну доказать не плохо бы, тк большая часть посетителей сайтов не оставляет достаточно данных чтобы их можно было уверенно склеить. Поэтому когда знаешь на основе каких данных работает аналитика и что даже гугл не может нормально решить эту задачу даже в хроме где есть кроссдевайсная авторизация, то ваше решение вызывает сомнения.

 Лично мне доказывать не надо, но думаю у продвинутых аналитиков крупных клиентов возникнут такие же вопросы.

На данный момент нет ничего кроме обещаний.

Ответить
0

А как быть с посткуки развитием аналитики, как клиент Id будет трекаться? 

Ответить
0

Думаю ничего не отменят, иначе это серьезно отразится на всем интернет маркетинге.

Ответить
0

Отменят. Апл уже не передает куку с мобильных устройств. В ряде браузеров. Гугл офицально написал что в конце года обновит гугл хром и передача кук будет серьезно порезана. Апл также обявила о блокировке апл айди в следующей оси.
Частично все перейдут на фингрпринт. Остальные будут чтото придумывать. Пострадает по сути только ретаргетинг, и то не сильно. Море гавносервисов по аналитике которые базируются только на куках, умрут.

Ответить
0

Честно говоря, перепалка в комментариях оказалась намного интереснее самой статьи. ☺ Ждем продолжения.

Ответить
0

Я правильно понимаю , что главное это отслеживание USER ID а не Client. Мне важна суть. Client ID это разрозненные данные с разных устройств. 

Ответить

Комментарии

null