$200 млн до «единорога»: как французы из Front App устроили революцию электронной почты
Liberté, email-ité, fraternité. Как новый любимец Forbes дорос до $800 млн и ускорил бизнес-процессы на 20%
Логотип компании Front и часть интерфейса
Вы когда-нибудь отправляли письма на почтовые адреса типа «info@», «support@» или «contact@»? Значит, вы имели дело с клиентами этого стартапа.
Компания Front App Inc. разрабатывает B2B-приложение. Это инструмент для управления входящими сообщениями из других мессенджеров, почтовых клиентов и сервисов (Twitter, Facebook и так далее). Сами разработчики позиционируют продукт как совместный корпоративный инбокс.
Особенности Front App:
- прозрачность — весь отдел видит твою переписку;
- присвоение задач конкретным лицам;
- уведомления не прерывают рабочий процесс;
- групповые / индивидуальные чаты внутри программы.
Главная цель — переосмыслить то, как мы работаем с электронной почтой.
Сегодня стартап оценивают в $800 миллионов; он неоднократно попадал в списки будущих «единорогов» по версии Forbes. Как вышло, что главный герой этой истории — почтовый клиент без малейшего понятия о личном пространстве?
E-mail: пациент скорее жив или мертв?
Последняя революция в электронной почте состоялась 15 лет назад вместе с запуском Gmail, когда были введены цепочки писем и возможность сортировать входящие. Однако мода на e-mail давно миновала: почта попросту перестала быть хайповым видом технологий.
Неудивительно, что софт-разработчики сосредоточились на полном уничтожении почты. Появились приложения и программы, призванные заменить email-переписку на коммуникацию в мессенджерах и программах типа Asana, Slack или Trello.
Однако утверждать, будто e-mail мёртв, — большое лукавство: почти всё наше общение с другими компаниями (а порой и собственной) происходит в почтовом клиенте. Но с точки зрения юзабилити почта не совсем предназначена для корпоративных процессов. И вот почему:
Приходится читать всю цепочку писем, чтобы восстановить контекст переписки и понять задачу;
Интерфейс почтового клиента не интегрирован в рабочие процессы — для доступа к почте нужно каждый раз заходить в отдельное приложение или на веб-сайт;
Решение задач рассинхронизировано и задерживается до тех пор, пока получатель не откроет письмо;
- Письма «застревают» в ящиках сотрудников, когда они берут больничный или отпуск.
Вопрос: что если довести электронную почту до ума вместо того чтобы отказываться от нее? Отвечает CEO и соосновательница Front App Inc — Матильда Коллин.
Недостатки принципа «всегда на связи»
Мессенджеры и групповые чаты — популярные решения для организации бизнес-процессов. Однако вместе с похвалой не стихает и критика: мигающие уведомления отвлекают от дел. Необходимость сиюминутно отвечать на запросы повышает уровень стресса.
Например, программа Slack — главный конкурент Front — выводит на экран любое присланное вам сообщение. Его невозможно отложить или прочитать позже, приходится отвечать сразу. Пользователи находят такой интерфейс гораздо требовательнее привычного e-mail.
Если я пришлю вам сообщение в Slack, вам придется тут же написать ответ. В программе просто нет функции убрать его в папку и разобраться позже. Но, как говорят нам наши глаза, большая часть работы всё же приходится на инбокс, а его главная особенность — в асинхронности.
Согласно стратегическому видению Матильды, концепция мгновенной (синхронной) коммуникации не доживет до рабочих процессов будущего. Поэтому Front App — это несинхронная версия Slack, где просмотр сообщений, уведомлений и запросов контролируется самим пользователем. Приложение не «дергает» вас, а способствует более спокойному, сосредоточенному темпу.
«Однажды появится информационная платформа, к которой будут подключены все программы. И нам, полагаю, сулит асинхронное общение, а не мгновенные ответы», — поясняет Матильда.
Основные функции Front App
Front App собирает в одной программе несколько видов запросов:
электронные письма;
SMS-сообщения;
чаты в мессенджерах;
посты в Twitter;
и многое другое
Такие запросы направляются в общие инбоксы отделов компании. Сотрудники отдела могут просматривать все сообщения внутри папки «Входящие» и назначать к ним ответственных лиц. Это сокращает время ответа: письма больше не пылятся до тех пор, пока вы вспомните про ящик, а сразу поступают в обработку.
Каждый запрос оформлен как окно переписки в мессенджере. В нём сотрудники могут переписываться по теме запроса, пересылать друг другу необходимую информацию и файлы, чтобы в короткие сроки собрать полноценный ответ. Среди других функций Front App — просмотр аналитики продуктивности, настройка напоминаний, доступ к общему планеру отдела.
И всё это — в пределах одной программы.
«По мере роста компании вы окружаете себя таким количеством софта, что данные, с которыми вы работаете, фрагментарно распределяются по разным сервисам, — объясняет Матильда Коллин. — Наша стратегия — свести всё в одну систему. Поэтому любой софт будет подключен к вашему инбоксу. У вас появится доступ к единому источнику данных на одном логине».
За счет комфортной организации труда Front App заявляют, что их клиенты могут получать до 16% больше заказов — а в корпоративном мире эта разница существенна. Уровень лояльности клиентов Front App сравним с уровнем Snapchat — редкость для корпоративного приложения.
В будущем CEO и CTO видят Front App лидером среди мастодонтов почтового софта — Gmail и Outlook. Вопрос лишь в том, как быстро стартапу удастся повысить интеграцию с другими сервисами. Однако привлечь клиента непросто, когда это всего лишь почтовый клиент. Зачастую пользователи Сети просто не видят смысла за него платить.
Создание стартапа от А до Я
Шёл 2013 год. Будущая CEO компании Матильда Коллин только что уволилась из стартапа по разработке софта для сопровождения договоров. Это был плачевный опыт, многократно испорченный местной корпоративной культурой. И всё же Матильда признается: именно из этого опыта она вынесла огромную любовь к софту и B2B.
Я выросла в семье, где было принято ненавидеть своё место работы. Потому мне хотелось создать такую компанию, чтобы мне там нравилось.
Матильда давно планировала основать стартап, однако этому препятствовал невыплаченный кредит за университет. Безработная, с камнем учебной задолженности на плечах, она пересеклась с уже знакомой нам парижской стартап-студией eFounders.
Читайте также: Стартап Mention: как победить конкурента от Google
Идеальный сооснователь: миф или реальность
eFounders свели Матильду с разработчиком Лораном Перре — ее будущим ко-фаундером и CTO. За 7 лет эти чужие друг другу люди выстроили бизнес, который привлек $138.3 миллионов инвестиций и неоднократно появлялся в списках Forbes.
Матильда с улыбкой вспоминает их первые встречи. «Мы столько времени проводили вместе, гоняя друг друга по самым сложным вопросам, которые только можно придумать. Мол, что будет, если я захочу уволить тебя? Или ты захочешь уволить меня? А если ты захочешь продавать компанию, а я — нет?» Несмотря на то, что они познакомились считанные месяцы назад, компромисс удалось найти по каждому вопросу.
Матильда и Лоран познакомились благодаря стартап-студии eFounders.
Налету решили и то, кто в итоге станет CEO. Лоран больше интересовался непосредственной разработкой продукта, но ненавидел менеджмент. Матильда, напротив, специализировалась на управлении. Недостаток одного оказывался сильной стороной второго — словом, стартап-студия создала идеальный союз специалистов, которые прикрывали друг друга в любом вопросе.
Разработка продукта с нуля
Компания Front App Inc. была основана 1 октября 2013 года — уже через три месяца после первой встречи Матильды и Лорана. Неназванная сумма инвестиций от eFounders помогла молодым разработчикам стартовать. Матильда и Лоран задали себе отправные точки:
- Большая часть рабочих процессов происходит в почтовом ящике.
Почта — актуальный инструмент для любого бизнеса, хотя её функционал задержался в прошлом.
- Стартап Front должен создать почтовый клиент, который грамотно интегрирован в рабочий процесс.
Учитывая гигантскую конкуренцию со стороны Gmail, Outlook и Slack, перед командой стояла задача разработать такой продукт, которому удалось бы полностью переосмыслить e-mail. Матильда признается: в самом начале этот путь был был довольно депрессивным.
Мы привлекали лиды на сайт, но стоило предложить пользователям наш продукт — и интерес сразу терялся. Тогда я говорила Лорану: «Мы всего в одном шаге от первого клиента. Просто добавь вот эту функцию». Он добавлял её, ничего не получалось, и я опять говорила: «Мы всего в одном шаге от первого клиента.»
Цикл повторялся около четырех месяцев, прежде чем стартап отвоевал первого покупателя. Затем в 2014 году компания Front App Inc. приняла участие в летнем наборе акселерации Y Combinator.
Если вы думали, что создавать стартап будучи безработной и в долгах — довольно рискованное дело, добавьте в эту горючую смесь еще один факт. Ради сотрудничества с YC Матильда и ее команда переехали в Сан-Франциско. Кому-то пришлось перевезти детей и семью. Они провели в США больше трёх лет.
Финансирование и инвестиции Front App Inc.
Seed Round
30 сентября 2014 года стартап Front собрал $3.1 миллиона финансирования. Ведущим инвестором сид-раунда стала компания SoftTech VC (нынешняя Uncork Capital). В раунде также участвовали BOLDStart, Point Nine Capital и Caffeinated Capital наравне с ангелами-инвесторами из Y Combinator, Kissmetrics, Echosign, Slow Ventures. Засветился даже создатель Gmail — Пол Бакхейт.
Series A
26 мая 2016 года компания открыла раунд финансирования серии A и подняла еще $10 миллионов. Средства вкладывали Social Capital и несколько ангелов стартап-индустрии: CEO компании Slack Стюарт Баттерфилд, CEO компании Intercom CEO Оуэн Маккейб и генеральный партнер Index Ventures Илья Фушман.
К тому моменту услугами Front пользовались около 1000 клиентов, включая LVMH, Mailchimp и Hubspot. Также с 2016 года сервис корпоративных инбоксов начал двигаться в сторону нового функционала.
Series B, Series C
Всего за два года количество корпоративных клиентов сервиса увеличилось до 5,500. Около 65% юзеров регулярно заходили в программу и проводили там более двух часов в день. Это вызвало повышенный интерес со стороны инвесторов. Так, 24 января 2018 из кармана Sequoia, DFJ было привлечено $66 миллионов.
Интересный факт: на первую встречу инвесторы из Sequoia принесли Матильде Коллин подарок — набор LEGO. Учитывая её (уже) легендарное увлечение датским брендом, это был «удар ниже пояса». Матильда долго взвешивала «за» и «против», прежде чем убедиться: это сотрудничество действительно приведет Front App в лучшее будущее.
Многие инвесторы вернулись на раунд финансирования серии C: 22 января 2020 года стартап Front привлек $59 миллионов. Оценка компании превысила $800 миллионов — это четырехкратное увеличение с предыдущего раунда в 2018 году.
Помимо повторной инвестиции от Sequoia в развитие вложились сооснователи Qualtrics — CEO Райан Смит и CTO Джаред Смит, управляющий директор приложения Zoom Эрик Юань и многие другие.
Особенности корпоративной культуры
В 2020-м ситуация неизменна: лидерство Матильды Коллин по-прежнему одобряют 100% сотрудников. Однако рейтинг в критерии «Порекомендую другу» упал с 99% до 88% — впрочем, кого удивит турбулентность во времена пандемии.
Glassdoor дважды включал сервис Front в списки лучших работодателей. В 2019 году компания заняла 25-ю позицию рейтинга, а в 2020-м опустилась на место №43.
Вот ключевые особенности того, как Матильда управляет стартапом:
- Прозрачность — это ключ. Сотрудники Front App работают в общем пространстве и делят между собой трудовые процессы, включая каждое письмо и каждый ответ на него. Индивидуальные действия лишаются скрытности. На передний план выдвигается командная работа.
- Косяки — часть прогресса. В условиях прозрачности ни одна ошибка не ускользает от внимания коллег. Но прозрачность повышает терпимость к ним. Каждый однажды ошибается, и лучше разобраться с проблемой быстрее, чтобы сделать следующий шаг.
Дисциплина укрепляет доверие. В компании установлен четкий кодекс. Коллеги знают: каждый соблюдает свод корпоративных правил, поэтому они могут полагаться друг на друга.
- Оставь телефон в покое — получи премию. Смартфоны продолжают быть главным отвлекающим фактором для рабочих процессов. Матильда платит сотрудникам за сниженное использование телефонов.
- Отвлекайся меньше — успевай влиять на мир. Чем больше человек фокусируется на своих задачах, тем быстрее справляется с рутинными обязанностями, за которыми не видно настоящих перемен. Это позволяет каждому сотруднику видеть всё, что он улучшил или изменил, а также к каким результатам это привело.
Матильда утверждает: за счет этих правил к концу недели ее сотрудники экономят порядка 6,5 часов работы. Это почти целый рабочий день, 16% от 40-часовой рабочей недели.
Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.