Бизнес аналитика в стартапе. Гайд для новичков

Бизнес аналитика в стартапе. Гайд для новичков

Развитие стартапа может напоминать американские горки - это взлеты, падения и неожиданные повороты. При этом, многих предпринимателей вдохновляет риск и подобная непредсказуемость.

Чтобы контролировать происходящее в бизнесе, каждому предпринимателю важно уметь собирать статистику по проекту. В статье, вы узнаете больше об аналитике в стартапах и поймете, что она не так страшна, как может казаться.

Почему аналитика так важна

Вы бы купили дом в стране, в которой никогда не были? А поставили бы все сбережения на выигрыш беговой лошади, которую видите впервые, из-за “хорошего предчувствия”? Чтобы создать свое дело, как минимум, нужно провести анализ выбранного рынка и ниши.

Собрав аналитику, вы определитесь с вектором в развитии бизнеса. Изучив базовые метрики, вы сможете совершенствовать проект и измерять прогресс за определенные временные рамки. Именно прогресс является одним из самых мотивирующих факторов в стартап-индустрии.

Также, вы сможете принимать более рациональные и разумные решения, увидев показательные тенденции, закономерности, проблемы и удачные решения. Сверившись с показателями, будет легче принять решение о пивоте, итерациях или уместности дополнительного поиска капитала.

Еще статистика является отличным инфоповодом и PR-ходом. Журналистов манят успешные кейсы и истории, в которых можно разглашать показатели роста.

Какие метрики имеют значение

Каждый фаундер и его стартап уникальны, у всех разные цели и планы по их достижению. Так как стратегия развития бизнеса зависит от множества переменных, универсального перечня аналитических метрик не существует.

Начнем с того, что стартапы находятся на разных стадиях реализации. Это самый важный фактор, влияющий на выбор метрик. Если проект находится на этапе mvp или pre-seed реализации, сосредоточьтесь на показателях вовлеченности и отзывах пользователей. Это понадобится для определения вектора развития организации и дальнейшего улучшения продукта. Дальше пора развиваться и масштабироваться, отслеживая метрики роста.

На первый взгляд все звучит крайне логично. А вот на практике большинство предпринимателей со старта сосредотачиваются на показателях роста и масштабирования проекта. С другой стороны, многие опытные предприниматели зацикливаются на показателях вовлеченности.

Бизнес аналитика в стартапе. Гайд для новичков

Топ-3 ошибки стартапов, при работе с аналитикой

1. Игра в “Театр успеха”

“Тетра успеха” - это игра в тщеславие, когда каждый нюанс развития стартапа показывается через розовые очки. Этот термин придумал Эрик Райс, автор книги “The Lean Startup”.

Число подписчиков в социальных сетях не имеет значения, если нет продаж, а пользы от прилива трафика не будет, если не увеличится конверсия.

Аналитика собирается не для самоутверждения и самообмана. Это делается, чтобы работать над развитием проекта и достигать реального результата (например, увеличения оборотов и показателей продаж продукта компании).

2. Слишком скрупулезное краткосрочное или долгосрочное планирование

Часто предприниматели не понимают, за какой период нужно отслеживать данные метрик. Хитрость и сложность таится в том, что в аналитике нужно ловко соблюдать баланс.

Краткосрочные статистические показатели будут колебаться и с этим нужно просто смириться. Зацикливаясь на краткосрочных KPI, можно сделать серию поспешных и ошибочных выводов, придумать себе проблемы которых нет. Это же работает в обратную сторону. Учтите, что проверять аналитику раз в несколько месяцев - это как игра в кости, которая ни к чему не приведет.

Можно просматривать данные аналитики ежедневно, но не делайте поспешных решений. Сначала нужно вывести определенную тенденцию, закономерность, а только потом исправлять или улучшать процессы.

3. Сбор данных и игнорирование действий

Отлично, когда стартап собирает статистику на протяжении всего жизненного цикла проекта. Но собрав аналитику за определенный период, делайте выводы и работайте над улучшением сайта и проекта в целом.

Если не использовать инструментарий на полную, нет смысла заморачиваться над его внедрением в бизнес-процессы. Так вы потратите время и ресурсы впустую.

Бизнес аналитика в стартапе. Гайд для новичков

Советы от команды Adventures Lab

1. Придерживайтесь минимализма в метриках

Часто начинающие фаундеры впадают в одну из двух крайностей: одни боятся собирать аналитику, а другие копят огромное количество информации и не знают, что с ней делать.

Не создавайте вокруг себя отвлекающие факторы. Выберите несколько важных показателей, работайте над ними и придерживайтесь баланса. Аналитика стартапа - это место, где полно серых зон, которые нужно изучать и анализировать.

Как выделить нужные метрики? Допустим, у вас pre-seed стартап, а основная цель - получить бесплатные регистрации пользователей в приложении. Все что нужно измерять, должно быть напрямую связано с этим действием.

2. Изучите Startup Metrics for Pirates (AARRR)

В 2008 году, Дэйв МакКлюр сформировал Startup Metrics for Pirates (AARRR), которая все еще не потеряла актуальность. По сути, МакКлюр разделил всю аналитику на пять категорий:

  1. Привлечение (Acquisition) учитывает показатели, которые связаны привлечением уникальных пользователей;
  2. Активация (Activation) касается того, как посетители впервые воспринимают сайт;
  3. Удержание (Retention) включает все, что связано с посетителями, вернувшихся на сайт повторно;
  4. Рефералы (Referral) касается отслеживания потребителей, которые распространяют информацию о ваших страницах;
  5. Доход (Revenue) включает все, что связано с монетизацией.

При этом, сегменты взаимосвязаны и совместимы между собой. Оптимально, когда стартапер акцентирует внимание на одном из трех путей:

  • Привлекает пользователей (привлечение и рефералы);
  • Совершенствует существующую площадку (активация и удержание);
  • Зарабатывает (доход).

Очевидно, это очень сокращенное объяснение и мы рекомендуем изучить эту тему детальней.

3. Не пренебрегайте тестированием

Ваш продукт всегда может привлекать больше трафика, а показатель удержания посетителей на сайте всегда может быть выше. Если вы думаете, что усовершенствовали сайт по максимуму - это не так. Изменить ситуацию может исключение одной фразы или добавление рамки к кнопке целевого действия.

Сплит-тест (A / B-тестирование) позволяет оценить и сравнить результативность работы нескольких вариантов страниц.

Тестируя разные вариации продающих страниц, вы сможете оценить эффективность мелких изменений на сайте (например, добавления или исключения блоков с текстом, изображений, расположения кнопок и т.д.). Так, вы сможете увеличивать результативность сайта путем эксперимента и сравнения аналитики. Шутки в сторону, но тестирование пригодится в мельчайших нюансах, абсолютно каждому бизнесу.

Adventures Lab активно ищет новые стартапы. Мы поможем инкубировать вашу идею, запустить бизнес и развить его по максимуму. Чтобы заявить о проекте, просто заполните специальную форму на нашем сайте.

44
Начать дискуссию