Как не пролюбить деньги в своем блоге

Как не пролюбить деньги в своем блоге

Пару месяцев назад ко мне в работу пришел клиент, где один из инструментов продвижения было платное размещение рекламы в телеграм каналах. Первое с чего я начала - это анализ предыдущих размещений. И о чудо, больше половины было без маркировки.

Я начала считать. Клиент юридическое лицо (ООО) в этом случае к нему применяются штрафы выше чем для физических лиц и ИП. Далее еще поговори о штрафах, но

я насчитала штрафов на 3,5 млн рублей. Это только за размещение рекламы без маркировки.

Позже мне дали доступы уже в ОРД для маркировки моих размещений... И там тоже я нашла штрафы. Просто отчеты не сделали по прошлым размещениям.

Почему мы теперь маркируем рекламу?

1 сентября 2022 года в РФ вступил в силу новый закон №347-ФЗ о поправках в Федеральный закон "О рекламе". С этого дня всю интернет-рекламу в России необходимо маркировать, а отчётность по ней передавать в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы) через Операторов Рекламных Данных (ОРД).

При этом штрафы начали применять только с 1 сентября 2023 года. На публикации до 1 сентября 2022 года штрафы не распространяются.

Какие штрафы за маркировку рекламы?

Есть 2 вида штрафов:

  • за отсутствие токена (или маркировки) на публикации
  • не предоставление информации в ЕРИР о рекламе

Штрафы суммируются и применяются к каждому факту нарушения. Если поступит жалоба и вы попадете под проверку, то все ваши публикации будут изучены и на каждую наложен штраф.

Сколько платить придется?

Если не предоставили в ЕРИР информацию о рекламе, неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление информации (Ч. 15 ст. 14.3 КоАП):

  • Граждане — от 10 до 30 тысяч рублей
  • Должностные лица (если обязанность возложена должностной инструкцией на конкретное лицо) — от 30 до 100 тысяч рублей
  • Юридические лица — от 200 до 500 тысяч рублей

Наказание назначают, если ответственный:

  • не подал информацию о рекламе
  • нарушил сроки подачи – 30 дней после публикации рекламы
  • представил недостоверные, неполные или неактуальные сведения

Если идентификатора (токена) нет на рекламе или он неправильно размещен (ч. 16 ст. 14.3 КоАП):

  • Граждане — от 30 до 100 тысяч рублей
  • Должностные лица — от 100 до 200 тысяч рублей
  • Юридические лица — от 200 до 500 тысяч рублей

Наказание назначают, если:

  • неправильно разместили токен на рекламе – полные правила размещения указаны в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора
  • не получили токен и не указали его в рекламе.

Выявлением немаркированной рекламы занимаются Роскомнадзор и ФАС.

Неприятная история, но что же делать чтобы не попасть на штрафы? Давайте разбираться.

Что такое реклама?

По нашим законам вся реклама в интернете, которую вы размещаете на территории РФ (даже если вы находитесь не в РФ, но рекламу крутите на РФ) подлежит маркировке, если:

  • адресована неопределенному кругу лиц
  • создана для привлечения внимания к объекту рекламирования, вызывает к нему интерес и продвигает на рынке
  • передается в любой форме и любыми способами
Как не пролюбить деньги в своем блоге

Читайте внимательно ЧТО тут написано. В целом доебаться до вас, если захотят, смогут! Если вы разместите ссылку на свой сайт и он покажется кому-то не в стиле вашего блога. Или вы смените стилистику через время.... Одним словом тут такая тонкая грань, что захотят содрать бабла - сдерут.

В соответствии с разъяснениями ФАС, реклама в Телеграме не требует маркировки, только если ресурс используется в качестве мессенджера.

Если ресурс используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей — через телеграм-каналы, то маркировка обязательна.

Как не пролюбить деньги в своем блоге

Самореклама - что за зверь?

С появлением закона о рекламе, штрафов и маркировки у нас появился новый термин - самореклама.

У вас есть ресурс (сайт или социальные сети), где вы размещаете информацию о своих продуктах и при этом что-то как-то особенно выделяете среди всех публикаций - это и есть самореклама.

Например, будет на сайта сквозной баннер с акцией месяца на конкретный товар или производителя - самореклама

В отдельных случаях, когда... информация о товарах (работах, услугах) направлена не столько на информирование потребителя..., сколько напривлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услугеи их выделение среди однородных... (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц, всплывающего окна и т.п.), такая информацияможет быть признана рекламой

Далее ФАС дает так же огромное количество разных разъяснений по различным вариантам признаков или нет рекламы. И везде одна формулировка:

привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге - ЭТО РЕКЛАМА

Вы же понимаете, что все что мы делаем в социальных сетях направлено на привлечение внимания к нам, нашему богу и продаже товаров и услуг?

Совет: понаблюдайте за крупными блогерами, как они размещают ссылки на продажу свои продуктов и услуг.

А есть ли реальные штрафы в 2024 году?

Слайды с выступления представителя Роскомнадзора Марии Смелянской от октября 2024 года
Слайды с выступления представителя Роскомнадзора Марии Смелянской от октября 2024 года
Слайды с выступления представителя Роскомнадзора Марии Смелянской от октября 2024 года
Слайды с выступления представителя Роскомнадзора Марии Смелянской от октября 2024 года

Все штрафы, которое наложил Роскомнадзор в каждой из платформ за 9 месяцев 2024 года:

• Telegram — 80 постановлений на сумму 4 500 000

• Telegram Ads — 29 постановлений на сумму 5 800 000

• Instagram — 40 постановлений на сумму 2 100 000

• YouTube — 46 постановлений на сумму 2 500 000

Наибольшее количество нарушений наблюдается на цифровых платформах — в соцсетях, мессенджерах, в частности в Telegram. Это связано с тем, что объём рекламы на этих ресурсах растёт стремительными темпами, а механизмы контроля и саморегулирования в цифровой среде пока не разработаны Роскомнадзором

О чем это нам говорит?

Помните, когда-то давным-давно на дороге стали устанавливать камеры для фиксации правонарушений? И сейчас все штрафы приходят в автоматическом режиме.

Я думаю пройдет еще время и с нарушением рекламы поступят так же.... и вот почему.

Рекламодатели потратили на продвижение товаров и услуг в интернете более 381 млрд рублей в первом полугодии 2024 года, по данным ЕРИР
Рекламодатели потратили на продвижение товаров и услуг в интернете более 381 млрд рублей в первом полугодии 2024 года, по данным ЕРИР

Это суммы только из официального отчета. А сколько еще прошло мимо? А сколько же там штрафов? А это деньги так необходимые в бюджет.

Как узнают о моем нарушении?

Как не пролюбить деньги в своем блоге

Подобные жалобы можно написать в другие ведомства.

Если у вас есть "друзья", что желают вам процветания и денег побольше, одним словом ваши конкуренты, то советую перед размещением рекламы пройти простой тест на необходимость маркировки.

Тест на необходимость маркировки вашей публикации или рекламы

  • Материал направлен на продажу или "привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге"?
  • При желание до вас можно доебатья?

Если на оба вопрос вы ответили ДА, то маркируйте как саморекламу или рекламу (в зависимости от ситуации).

Забыла уточнить, бартер - это тоже реклама.

Желаю тебе не платить штрафы и окупить свою рекламу в Х10 раз.

Подведем итоги

Не знание законов не освобождает от ответственности. Поэтому перед размещением рекламы в своем блоге и ссылки на продажу, советую подробнее изучить вопрос маркировки рекламы и отчетов по ней. Это поможет тебе избежать в дальнейшем штрафов и финансовых потерь.

Если ты хочешь подробнее разобраться в вопросах маркировки, закупе рекламы для своего блога, продвижении и продажах в соцсетях напиши переходите в мой канал там еще больше информации

11
Начать дискуссию