Тендеры без обмана: как отличить честное предложение от уловки

Проведение тендеров – суперважный этап для любой компании, выбирающей подрядчиков. На стадии тендера закладываются отношения, от которых будет зависеть успех проекта. Но почему одни компании уходят с выгодными контрактами, а другие сталкиваются с проблемами и разочарованиями? Потому что ошибки, совершенные на этом этапе, часто обходятся дорого - будь то потеря времени, финансовые издержки или ухудшение репутации.

Тендеры без обмана: как отличить честное предложение от уловки

Мы решили посвятить этой теме цикл статей, чтобы помочь вам обойти тендерные ловушки. В каждом материале мы будем разбирать одну из типичных ошибок, которые допускают компании, начиная сотрудничество с подрядчиками. Мы дадим конкретные советы, которые помогут вам выбирать подрядчиков на основе фактов, а не иллюзий, избежать рисков и построить долгосрочные партнёрские отношения.

Суммарный опыт нашей команды насчитывает 22 года и включает десятки успешных проектов в самых разных сферах - от онлайн-школ до строительства элитных жилых комплексов и парков в МиМО. Десятки тендеров, где мы побывали по обе стороны процесса. 
Суммарный опыт нашей команды насчитывает 22 года и включает десятки успешных проектов в самых разных сферах - от онлайн-школ до строительства элитных жилых комплексов и парков в МиМО. Десятки тендеров, где мы побывали по обе стороны процесса. 

Для начала давайте поговорим о важности оценки тендерных предложений. Кстати, если есть вопросы или темы, которые особенно вас волнуют - пишите нам. Мы учтем ваши пожелания в следующих статьях.

Ошибка №1: Уверенность, что «дешево — это выгодно»

Самая распространенная ошибка в тендерах - выбор подрядчика, исходя исключительно из низкой цены. Это выглядит как очевидное преимущество: зачем платить больше, если кто-то готов выполнить работу за меньшие деньги? Но реальность гораздо сложнее
Самая распространенная ошибка в тендерах - выбор подрядчика, исходя исключительно из низкой цены. Это выглядит как очевидное преимущество: зачем платить больше, если кто-то готов выполнить работу за меньшие деньги? Но реальность гораздо сложнее

Почему низкая цена не всегда оправдана?

На практике подрядчики, предлагающие значительно более низкие цены, часто не могут выполнить работу в рамках заявленного бюджета. У них может не хватать ресурса, ведь его надо «кормить». Будь то квалифицированный копирайтер с навыками грамотного общения с ИИ, аналитики, или договор на нужный тариф с системами автоматического мониторинга с нужными количествами запросов, расходников и надстроек.

Результат? Через несколько недель после начала проекта вы сталкиваетесь с дополнительными запросами на оплату, навешиванием услуг, «необходимость расширения рабочей команды» или вынуждены терпеть затягивание сроков, снижение качества работы, отсутствие результатов.

Многие компании, особенно новички (да, сейчас тоже такие встречаются), привлекаются скидками и заниженными оценками. Подрядчик уверяет их, что сможет выполнить работу за минимальную сумму, пусть это будет 200 рублей за отзыв на карточку вместе с публикацией. Ну ок, вот вам:

"Эта квартира – настоящее открытие! Каждый уголок продуман до мелочей, а вид из окна просто завораживает! Расположение удобное – всё под рукой. Мы всей семьёй счастливы, что сделали это удачное вложение. Теперь точно понимаем, что квартира в новостройке – лучший выбор! Каждая копейка вложена не зря!"

А опубликуется все это на ЖК бизнес-класса, в районе ВДНХ, от ника 💕«КисьКисулка»🐈

Ну и по мере выполнения проекта оказывается, что реальная стоимость гораздо выше. Оказывается что работа с агентами влияния не закладывалась, их прокачка - соответственно, "автор" оставил сообщение и вышел из чата, не взирая на вопросы к нему у других пользователей площадки, официального представителя продукта, поддержки, да и доступы от профиля он забрал с собой.

При этом в условиях договора уже заложены «лазейки» для последующих требований дополнительных расходов. Ну или дырки, типа описанной выше работы с АВ, которые будет необходимо закрыть, иначе работа принесёт скорее вред.

Как не попасть в эту ловушку?

Простой ответ - проверяйте каждую деталь. Если цена кажется подозрительно низкой, не лишним будет уточнить:

«Какие шаги, инструменты и стратегии вы планируете использовать для успешной реализации проекта?

Какие конкретные результаты мы можем ожидать по окончанию необходимого (Вам, как клиенту, менеджеру, человеку), периода работ?»

А не работаете ли вы с нашими конкурентами?

Представляете как здорово можно "веселиться" на площадке, играя за несколько игроков рынка сразу? Это себе позволяют не все агентства, только самые кхм... недобросовестные. Негатив никогда не исчезнет полностью, необходимость в работе подрядчика не иссякнет, но не это самое страшное. Зациклившись на одной задаче - борьба с негативом, подрядчик ни за что не предложит вам новой стратегии развития работ, новых горизонтов не будет. А зачем? Он "работает", а вы платите. Результаты встанут, потеряют все, кроме недобросовестной компании исполнителя.

Не обязательно строить вопросы от цены, нас ведь интересуют результаты, вот от них и пляшем, уточняя нужные нам нюансы. Точные ответы и продуманный план дадут понимание, насколько подрядчик готов выполнить работу качественно и в срок.
Не обязательно строить вопросы от цены, нас ведь интересуют результаты, вот от них и пляшем, уточняя нужные нам нюансы. Точные ответы и продуманный план дадут понимание, насколько подрядчик готов выполнить работу качественно и в срок.

Когда низкая цена – это не подвох, а разумный выбор

Конечно же бывают ситуации, когда новички - не значит неопытные. Многие молодые компании собраны из классных специалистов, решивших работать на себя. Да, они предлагают более доступные цены, но не за счёт качества.

Как распознать таких специалистов? Всё просто – задавайте вопросы, лучше решить все на берегу, вам ведь вместе работать, возможно годами. Будьте уверены что профи готовы подробно ответить на ваши вопросы, не избегая технических нюансов, а если нужно и на пальцах объяснят зачем крупному игроку в секторе уделять внимание репутации именно в предлагаемом разрезе(например использовать не банальный посев на отзовиках, а работу с микроинфлюенсерами), как проработать семантику для продвижения в поиске и в чём смысл грамотного подхода к клиентам в разных сферах, от благотворительного фонда до массажного салона.

Низкая стоимость услуг таких компаний зачастую обусловлена рациональной оптимизацией расходов. Во времена удалённой работы новые игроки с самого начала адаптировались к гибкой занятости и уже изначально выстроили процессы для эффективной работы удалённой команды.

Им не нужно перестраивать офисные процессы, и они знают, как выбрать сотрудников, которые не будут халтурить. Опыт работы в удалёнке позволяет HR и руководителям рабочих групп точно оценивать потенциал и надёжность специалистов, обеспечивая качество на всех уровнях.

Кроме того, их ключевым отличием становится точное понимание потребностей клиентов. Вернемся к банальным отзывам, их ведь легче всего считать, как единицу:

В одном из выигранных нами тендере, нашим козырем, как мы узнали по итогу, стал верный расчет необходимых работ на карточках продукта. Там где все указывали от 500 до 900, мы понимали что 2 сотни единиц это то что нужно для достижения необходимых результатов (мы просто не падаем в обморок от перспективы сотрудничества с крупным клиентом). При этом цена за единицу была вполне рыночной. Так мы не роняем рынок скидками, и после нам не стыдно ни перед коллегами по цеху, ни перед клиентом. Ведь работы выполнены четко в срок.

Качество? Мы должны были за три месяца вывести средний рейтинг в 4 единицы. И за три месяца мы вывели средний рейтинг в 4,1 звезду исходя из расчета всех приоритетных для клиента карточек. Менеджер бежит счастливый за повышением и бонусом к руководству, наши сотрудники получают премии, мы записываем себе очередной успешный кейс.

Все рады, чего и Вам всем желаем.
Все рады, чего и Вам всем желаем.

Спасибо что дочитали. Мы планируем продолжать делиться с вами интересностями, так что подписывайтесь, если интересно, комментируйте если есть что сказать, ставьте лайки если понравилось. Не забывайте что у нас есть Телеграм-канал JetStream IT.

Смотрите в наш ⛩Дзен и в VC.ru не пропускайте интересные факты о технологиях, копирайтинге и управлении репутацией. Мы делимся знаниями и создаем тренды!

Начать дискуссию