Актуальные принципы геймификации

Актуальные принципы геймификации

Всем привет! На связи Саша Солдатов — CEO и co-founder REBOOT и Тоня Ганичева — лид креативных технологий REBOOT. Мы помогаем решать сложные задачи наших клиентов, будь то создание сайта для бизнеса на старте или разработка сервиса для крупной корпорации. Запускаем спецпроекты и активно занимаемся геймификацией.

Исследовали рынок и делимся своими наблюдениями, в каких направлениях будет развиваться геймификация в ближайшее время. В статье разберем в основном Fintech, но затронем и другие сферы бизнеса. А еще дадим полезные рекомендации, как компаниям можно использовать тренды в разработке своих спецпроектов.

Лотереи и розыгрыши

Азарт от ожидания и возможность получить что-то бесплатно, с минимальными затратами всегда притягивают людей. Поэтому различные розыгрыши — бессмертная классика, которая, кажется, никогда не устареет. Один из успешных примеров челленджа с элементами лотереи — «Мегарозыгрыш» Ozon.

Механика довольно простая: пользователь покупает товары из определенных категорий и получает билетики, которые дают шанс выиграть большие призы. Чем больше билетиков, тем выше вероятность выиграть. Розыгрыш стимулирует количество покупок по категориям и LVT пользователя.

Актуальные принципы геймификации

Похожую идею реализовал «Самокат» в «Скидкотеке». Компания разработала музыкальную игру по типу Guitar Hero для Telegram с ежедневными челленджами и розыгрышем призов. Пользователь выполняет задания, которые связаны с покупкой определенных товаров, и получает «винилы». Они дают возможность танцевать персонажем. За успешное прохождение уровней клиент получает скидки, промокоды и ключи, которые дают шанс выиграть большие призы.

Актуальные принципы геймификации

Сервис каршеринга «Делимобиль» тоже проводит розыгрыш в своем приложении — «Врум-врум». Клиенты получают билетики за километры и приглашенных друзей и шанс выиграть квартиру и другие призы. Это стимулирует людей чаще использовать каршеринг, помогает пробудить старых клиентов и привлечь новых.

Актуальные принципы геймификации

Поддержка ESG-принципов

ESG расшифровывается как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие бизнеса, которое строится на ответственном отношении к окружающей среде, высокой социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления. Явление уже закрепилось за рубежом и постепенно внедряется в российский бизнес.

Банки все чаще строят системы лояльности с опорой на ESG-принципы. В приложениях клиенты получают награды за повышение финансовой грамотности и поддержку устойчивого развития: бонусы за прохождение обучающих программ по инвестициям, скидки или баллы за «зеленые» инвестиции, использование электронных чеков и другие экоактивности. И это не разовые акции, а полноценные программы, которые учитывают весь опыт пользователя в приложении.

В REBOOT мы делали игру для новых клиентов Альфа-Банка «Лжец». В игре мы показывали короткие ролики о продуктах и сервисах банка, которые полезны при онбординге. Каждый день пользователь знакомился с историями героев, среди которых нужно было выявить лжеца. В случае победы человек получал шанс выиграть приз. Каждый персонаж символизировал различные возможности и сервисы банка.

В другом нашем проекте для Альфа-Банка — «В поисках акций» — задачей было «разбудить» спящих инвесторов и вознаградить тех, кто регулярно активен. Пользователям нужно находить загаданные ценные бумаги, спрятанные среди других объектов на иллюстрациях. В конце каждого игрового периода среди тех, кто выполнил все задания, разыгрывается один из нескольких главных призов — акции на сумму 50 000 рублей.

Актуальные принципы геймификации

Американская компания Aspiration поощряет эко-френдли инициативы за счет своей программы лояльности. Держатели карт получают кешбэк за покупки в определенных категориях, а также возможность получить статус. А еще в приложении можно округлять траты: разница с каждой покупки отправляется на посадку деревьев.

Актуальные принципы геймификации

В игре для предпринимателей «Лестница» помогали пройти онбординг новым клиентам, которые недавно начали вести бизнес с Альфа-Банком. В обучающих блоках публиковались бизнес-рекомендации, разъяснения федеральных законов, описания сервисов банков с принципами работы, преимуществами и путями подключения. Чтобы закрепить материал, пользователям предлагалось пройти тесты, собрать слова из букв и проверить корректность утверждений. После прохождения каждой ступени можно было немного отдохнуть от обучения и сыграть в мини-игру.

Актуальные принципы геймификации

Популяризация ЗОЖ и спорта

Многие компании сейчас делают фокус на здоровом образе жизни: поддерживают спортивные мероприятия, мотивируют клиентов заниматься спортом. Например, компания ZRX разработала приложение Zombies, Run!, которое превращает бег в захватывающую историю с элементами выживания. Пользователи убегают от зомби, параллельно выполняя задания и собирая ресурсы, что делает тренировку более увлекательной.

Актуальные принципы геймификации

Коллаборации и сообщества

Еще один тренд — социальные челленджи и формирование мини-сообществ. Пользователи могут объединяться в группы по интересам (например, по финансовым целям, расходам по категориям) и соревноваться между собой в выполнении финансовых задач, таких как накопление средств, разумные траты или инвестиции. Например, члены семьи могут соревноваться в формате «Кто быстрее накопит на отпуск». При этом важно поощрять коллаборацию — участники должны работать вместе, чтобы достигать общих целей и получать совместные награды.

Эмоциональная геймификация

Эмоции помогают зацепить пользователя, установить более глубокую эмоциональную связь с продуктом. Отличные инструменты вовлечения — создание уникальных игровых сюжетов, отправка персонализированных сообщений, рост собственного финансового дерева с визуализацией финансовых успехов пользователя.

Например, в 2023 году Т-Банк запустил «Титулы» — цифровые аватары клиентов, основанные на их расходах.

В мобильном приложении клиенты могут видеть свои титулы в Сторис и в игровой форме сравнивать свои еженедельные траты с другими пользователями. С помощью различных персонажей можно отслеживать изменения в своих расходах по категориям. Новый титул открывается каждую неделю: алгоритм анализирует транзакции и определяет, какому титулу соответствует поведение клиента. Каждый титул уникален и доступен только один раз.

Актуальные принципы геймификации

GitHub — облачная платформа для хостинга IT-проектов и совместной разработки. GitHub ввела систему «трофеев» и «достижений» за активности на платформе. Пользователи получают звезды за популярные репозитории и значки за вклад и спонсирование проектов. Так платформа стимулирует разработчиков обмениваться знаниями и повышать качество кода.

Актуальные принципы геймификации

Кешбэк и внутриигровая валюта

Клиенты получают банковские баллы лояльности или награды за определенные действия: покупки в категориях или в магазинах партнеров. Затем пользователи могут обмениваться между собой цифровыми активами или тратить их на различные банковские услуги.

Например, казахстанский банк Kapsi Bank создал игру «Хорошее дело», где участники строят город за внутриигровую валюту. Ее можно заработать в мини-играх или получить за активность в банковских продуктах: например, оплату покупок, заправок.

Актуальные принципы геймификации

Т-Банк запустил «Призополию» — игру с узнаваемым сюжетом внутри мобильного приложения. Игра доступна для всех держателей карт. Клиенты осваивают планеты галактики, строят и развивают станции, соревнуются с другими участниками и зарабатывают очки рейтинга. Очки в игре дают шанс выиграть призы и получить кешбэк у партнеров.

Актуальные принципы геймификации

Развитие интерактивных финансовых симуляторов

Набирают популярность интерактивные финансовые симуляторы, кейсы и квесты, в том числе с элементами AR.

Например, Coin Hunt World хотела повысить осведомленность о криптовалютах и мотивировать пользователей к обучению и взаимодействию. Компания использовала элементы мобильной игры для обучения и участия в криптовалютной экосистеме. Coin Hunt World предлагает игрокам искать «записи» и «криптосокровища» в реальном мире, используя свои мобильные устройства. Игроки могут зарабатывать криптовалюту за выполнение заданий и участие в игре, что позволяет им не только получать новые знания, но и зарабатывать токены.

Актуальные принципы геймификации

В результате пользователи проводили в приложении более 2 часов в неделю, участвуя в поисках и выполнении заданий. Количество транзакций с использованием внутренней криптовалюты увеличилось на 40% за тот же период.

Метавселенные

Метавселенная — это гибридный цифровой мир, который объединяет виртуальную и физическую реальности: микс социальных сетей и компьютерных игр. Пользователь погружается в виртуальную среду через свой цифровой образ — аватар. Там он встречает других участников, с которыми можно взаимодействовать, и собственный контент.

Например, известный бренд обуви реализовал проектVans World, виртуальное пространство в метавселенной Roblox. В Vans World пользователи исследуют 3D-реализованный магазин Vans, где могут примерить и купить виртуальную обувь и одежду, участвовать в различных активностях и конкурсах.

Актуальные принципы геймификации

В течение первых нескольких месяцев после запуска Vans World в Roblox проект привлек более 7 миллионов уникальных посетителей. Виртуальные коллекции Vans получили тысячи взаимодействий, а активные пользователи стали тратить в среднем на 30% больше времени в виртуальном пространстве, чем в обычных онлайн-магазинах.

Аналитики все чаще говорят о появлении метавселенных и виртуальных отделений банков. Но, по нашим наблюдениям, это скорее взгляд в будущее, и на российском рынке метавселенные почти не представлены.

Свою метавселенную сейчас тестирует банк ВТБ. Пользователи принимают участие в «метамероприятиях» в виде 3D-аватаров или через видеозвонок за счет интеграции метавселенной с платформой DION. Но пока что ВТБ использует метавселенную только как продукт для корпоративных нужд.

Актуальные принципы геймификации

Сервис «Яндекс Еда» запустил метаверс совместно с Fortnite. Теперь в онлайн-шутере пользователи смогут поиграть на карте «Яндекс Еды». На острове можно прятаться на фудкорте — превратиться в пиццу или бургер, а также в робота-доставщика, самокат или курьерскую сумку.

Актуальные принципы геймификации

МТС тоже разработали свою метавселенную МТС Verse. В ней пользователи смогут создать аватар и в игровой форме познакомиться с сервисами экосистемы, проходить испытания и получать подарки.

Актуальные принципы геймификации

Выводы

  • Используйте лотереи и розыгрыши — это золотая классика, которая отлично стимулирует активность пользователей.
  • Поощряйте коллаборации: помогайте клиентам объединяться для достижения общих целей.
  • Подумайте над разработкой системы геймификации в поддержку ESG-принципов. Поощряйте экоинициативы и устойчивое развитие, продвигайте идеи добросовестного отношения к сотрудникам и клиентам, честного и открытого корпоративного управления.
  • Предлагайте игровые механики с учетом поведения и психотипа пользователя, старайтесь создать эмоциональную связь с продуктом.

Если хотите запустить с нами проект, то переходите на сайт и нажимайте на кнопку «КНОПКА НАЧАТЬ ПРОЕКТ».

————

Кейсы можно посмотреть тут: rebooot.me.

А еще заходите в гости в наш телеграм-канал: https://t.me/webzdelnya.

1717
11
21 комментарий

Кста, получила титул арабского шейха в Тиньке, всем друзьям похвасталась)))

2
Ответить

Вау, а чего такого крутого купили в дьюти фри?)

Ответить

кажется, у меня появилась возможность наконец-то полюбить бег )))

1
Ответить

Конечно, пора бы уже готовиться к зомби апокалипсису

1
Ответить

А я кстати много играла в скидкотеку, хотелось все достижения выбить 😁 Да и механика танцев прикольно сделана, напоминает игру город танцев из школы 🥰

1
Ответить

Помним такую, класс!

Ответить

«Яндекс Еда» и Fortnite — один из лучших примеров геймификации в России.

1
Ответить