Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Веселая история о том, как я делал мемы про продакт-менеджеров, собирал лайки, репосты и пытался продавать онлайн-курс через вирусные посты.

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Меня давно интересует тема виральности, как один из лучших способов безбюджетно привлекать клиентов. Я пишу об этом в своем Telegram-канале и даже запустил целый курс, который пользуется популярностью.

Но чтобы не получилось как в том анекдоте про бизнес-тренеров, я сам периодически экспериментирую с разными форматами.

Встречаются два бизнес-тренера:

— Как увеличить продажи?

— Могу рассказать.

— Рассказать я и сам могу, как увеличить?

Длинная и веселая история

Три года назад, сделав вместе с коллегой программистом сайт за пару вечеров, я запустил всероссийских флешмоб «Мой первый мобильник». В нем поучаствовали тысячи людей, об этом писали десятки СМИ, выходили сюжеты на телевидении. На vc.ru об этом тоже писали. Тогда я впервые прочувствовал динамику вирусного распространения и усвоил кое-какие важные тонкости.

В прошлом году после посещения одной из конференций для продакт-менеджеров, я листал ленту и наткнулся на мем с Тони Роббинсом.

Тут же в голову пришла мысль, что если подставить на фотку с Тони капитанские высказывания, которые всем очевидны, но часто мусолятся на конференциях, будет очень смешно.

Это я и сделал, в тот же день опубликовав пост у себя на странице в Facebook:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Пост набрал 388 реакций и 113 репостов. Картинки разошлись по всем продуктовым чатам и каналам. Мне даже присылали фотографии, как мои мемы использовались в чьих-то презентациях. Всем было весело и мне тоже. Это вдохновило продолжать.

Но вот незадача. Оказалось, что нельзя просто сесть и придумать мем. Либо не получается совсем, либо получается плоско и несмешно.

Я сделал пару неудачных подходов и уже хотел было забить. Но вдруг наткнулся в ленте на смешную схему принятия решений и мне пришла идея сделать такую же про карьерный путь продакт-менеджера.

Двадцать минут креатива – схема готова и опубликована:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результат: 253 реакции, 40 репостов и вирусное распространение по всему продуктовому сообществу. Два вирусных поста за две недели. Не плохо.

Здесь мне пришло осознание, что не надо пытаться специально выдавливать из себя шутки. Я не юморист и не стендап-комик. Шутки получаются хорошими, когда они сами приходят в голову.

Спустя буквально пару дней после предыдущего поста пришла новая идея – абсурдные пословицы про продактов:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результат был уже намного скромнее: 88 реакций и всего 8 репостов. Я решил, что начал выдыхаться, и надо сделать паузу.

На идею следующего мема я наткнулся спустя несколько месяцев. Это картинка с Дэниелом Рэдклиффом, где он сперва в образе Гарри Поттера, а потом психа с двумя пистолетами.

Тут же проскочила мысль, что это точь в точь про начинающих менеджеров продукта:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результат был неплохим, но и не особо вирусным: 245 реакций, 13 репостов. До рекорда продуктового Тони было далеко.

Внезапно пришла мысль: а почему бы не повторить пост с Тони Роббинсом, раз он так круто всем зашел? И я повторил. Изменив только текст и оставив все те же картинки:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результат меня ошеломил: 468 реакций, 234 репоста. В два раза больше, чем в первый раз! Вирусный контент можно перезапускать. Делать «вторую волну», если хотите.

Через несколько месяцев я решил попробовать снова:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

И снова крутой результат: 310 реакций и 218 репостов. Немного слабее, чем во второй раз, но лучше, чем в первый.

Когда я готовил материалы для курса по виральности, в которые конечно же включил результаты своих экспериментов с мемами, то задался вопросом: можно ли извлечь из мемов коммерческую выгоду?

Меня давно бомбило с количества разных вебинаров, которыми изобилует реклама в Facebook, и я решил обыграть это в новом посте, добавив немного ситуативности и провокации.

Сделал картинки с шуточными анонсами вебинаров в нескольких вариациях, выложил сперва в чате участников курса, собрал обратную связь, доработал. Последней картинкой добавил рекламу, в комментариях опубликовал ссылку на курс:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результаты были скромными: 58 реакций, всего 5 репостов, 50 переходов по ссылке, 0 заявок.

Обсуждая результаты с участниками, мы сформировали несколько гипотез, почему смешной казалось бы пост не стал вирусным:

  • Юмор получился не консистентный. Шутки про директора по маркетингу веселят маркетолога, а шутки про технического директора веселят того, кто имеет дело с разработкой. Это разные люди, каждый посмеялся над своим, но этого мало, чтобы захотеть сделать репост.
  • Рекламная картинка и ссылка в комментариях делают пост слишком коммерческим. Возможно, люди не хотели распространять мою рекламу у себя на страницах.
  • Не попал в алгоритмы Facebook. Ходит много разных мифов, что успех публикации зависит от выбора времени, фазы Луны, предсказаний Ванги и еще чего-то там.

Я твердо решил, что как минимум вторую гипотезу обязательно проверю. Но по опыту постов с Тони, требовалось несколько месяцев, чтобы сделать успешный перезапуск.

Пока я ждал, наткнулся на пару прикольных комиксов, которые сразу навеяли идеи шуток про продактов:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Первый пост зашел хорошо: 214 реакций и 32 репоста, высокая вирусность – он был во всех продуктовых чатах и каналах.

Тут я допустил ошибку, про которую сам каждый раз рассказываю участникам курса – не поставил копирайт. В итоге недополучил видимости и новых подписчиков канала.

В следующем посте я эту ошибку повторять не стал:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Правда пост зашел намного слабее: 83 реакции, 4 репоста.

ОК, повесились и хватит. Пора проверить гипотезу, что наличие рекламной ссылки понижает охват.

Для этого я снова сделал легендарный пост с Тони Роббинсом, добавив картинку с рекламой курса и ссылку в комментарии:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результат: 134 реакции, жалкие 8 репостов. Даже не близко к тому, что было раньше.

Кажется, наличие прямой рекламы действительно влияет. Коммерческий результат: 36 переходов по ссылке, 0 заявок.

Для надежности я решил сделать еще один рекламный пост, перевыложив схему карьеры продакта:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результат: 124 реакции, 2 репоста. В разы меньше, чем полтора года назад. Коммерческий результат: 25 переходов по ссылке, 0 заявок.

Чтобы быть уже окончательно уверенным, что коммерческая составляющая действительно убивает вирусность поста, я решил повторить пост с вебинарами только уже без рекламы:

Эксперименты с мемами в Facebook: как делать вирусные посты, собирать лайки и репосты

Результат: 33 реакции, 2 репоста. Даже меньше, чем в первом посте с рекламой.

Однако, меня насторожило, что почти все лайки были от друзей, с которыми у меня много взаимодействий (переписка, взаимные реакции и тд). И почти не было лайков от мало знакомых людей. Вполне возможно, что Facebook пессимизировал мой пост, не показывая его широкой аудитории. Но это только догадки.

Если подвести итог моих изысканий: валидно проверить гипотезу влияния рекламы в посте на вирусное распространение я не смог. Нет данных, которые подтвердили или опровергли бы это.

Вместо выводов

Что я для себя вынес, полтора года экспериментируя с вирусными постами в Facebook:

  • Сложно с нуля придумать вирусный пост, но зная основные составляющие, можно вдохновиться/позаимствовать/украсть (кому как нравится) идею поста у других, переиначив ее под свою тематику и аудиторию.
  • Вирусные посты можно перезапускать спустя некоторое время и повторные запуски бывают даже успешнее.
  • Вирусные посты можно использовать для привлечения внимания аудитории к своему продукту и получать переходы на сайт, но не продажи (по крайней мере в моем случае). Нужно учитывать вероятность, что наличие рекламы в посте уменьшает охват (это не точно).
  • Алгоритмы Facebook – реальное болото. Непонятно по какому принципу они то увеличивают, то уменьшают охват для одного и того же поста. Мой опыт показывает, что это не связано с днем и временем публикации, потому что некоторые посты становились вирусными вопреки распространенным советам.
  • Что я знаю точно: станет пост вирусным или нет, понятно за первые десять-пятнадцать минут после публикации. Вирусные посты сразу же начинают собирать экстремально много реакций. Если за первый час вы не видите явной аномалии относительно своих обычных постов, будьте уверены – вирус не случился.

Что я буду делать дальше – продолжать экспериментировать.

Следующим шагом хочу протестировать механику с реакциями от незнакомых людей в первые несколько минут после публикации. Есть гипотеза, что это может существенно повлиять на охват.

Всем здоровья и хорошего настроения!

1111
2 комментария

Спасибо, что поделились личным опытом, это ценно

1
Ответить

Так вот чьи мемы я постила коллегам 😅

1
Ответить