Как измерить эффективность сообщества

На связи “В одно рукопожатие” – агентство по развитию и построению сообществ.

Возможно, вы уже слышали о нас после релиза “Карты комьюнити” совместно с образовательным проектом СПИРАЛЬ. На ней мы собрали 70+ сообществ и комьюнити-проектов, которые развиваются сегодня в России и описали их общую экосистему.

Мы активно развиваем наш одноименный Телеграм-канал как медиа о комьюнити-индустрии, где делимся интересными находками сообществ, нетворкинг-форматами, практическими кейсами, международными исследованиями и общими трендами. Чем больше экспертизы мы накапливали, тем больше желания появлялось уходить в формат лонгридов для тех, кто хочет погрузиться в тему глубже и разбираться в деталях.

Так, мы и решили завести наш блог на VC, чтобы делиться размышлениями о сообществах, результатами собственных исследований и рабочими инструментами. Делать мы это будем не одни, а с друзьями проекта – практикующими комьюнити-менеджерами, руководителями и основателями комьюнити-проектов – то есть коллегами, которые неравнодушны к теме сообществ.

Начинаем!

Как измерить эффективность сообщества

Запрос от бизнеса VS реальное влияние

За последний год активной работы с комьюнити-проектами мы заметили, что тема оценки успешности сообщества беспокоит бизнес больше всего: как объяснить пользу комьюнити руководителю, как понять, туда ли мы тратим деньги, в каком эквиваленте эти расходы возвращаются в компанию.

Как это удивительно случается, своевременно мы встретились на кофе с Софией Кулик, руководителем по развитию комьюнити в Альфа-Банке. Тогда вместе за завтраком мы посмеялись, что вряд ли сможем измерить уровень сердцебиения и выброс окситоцина от участия в сообществе и как эти процессы конвертируются в бизнес-результат, но точно можем обсудить основные метрики и узнать, что еще считают другие.

Итак, одно ноябрьское воскресенье мы провели в офисе Альфа-Банка, где собрали камерный комьюнити-митап на 14 человек с основателями и комьюнити-менеджерами из разных типов сообществ.

По следам нашей встречи мы решили написать статью, как измерять эффективность сообществ, какие показатели могут быть репрезентативны для сообществ по интересам и бизнеса и какие метрики выбрать, отталкиваясь от типа вашего сообщества.

Что / кто / зачем считает

Метрики и показатели эффективности развития сообществ напрямую зависят от типа и целей развития вашего комьюнити: развиваете вы сообщество пользователей, комьюнити как продукт в сегменте lifestyle или сообщество как бизнес. В этом блоке мы собрали список основных метрик, динамику которых можно отслеживать вне зависимости от типа сообщества.

Общие метрики для измерения динамики внутри сообществ:

  • Рост общего количества участников (Member Growth Rate);
  • Уровень вовлеченности (ER — Engagement Rate) – насколько активно взаимодействуют участники в вашем сообществе;
  • Отток участников (Churn Rate) – какой % участников покидает ваше сообщество;
  • Коэффициент удержания участников (RR — Retention Rate) или возвращаемость участника в сообщество;
  • Индекс удовлетворенности (CSAT — Customer Satisfaction), который позволяет определить, насколько участнику комфортно, полезно и интересно внутри сообщества;
  • Жизненный цикл участника (Customer/Member Lifetime Period) — срок, в течение которого человек в среднем находится в сообществе;
  • Прибыль, которую приносит участник за все время работы с ним / за время пребывания в сообществе – LTV (lifetime value) или MLV (member lifetime value) – если у сообщества есть стоимость за членство (fee, membership) или это сообщество вокруг платного продукта;
  • NPS – уровень лояльности, готовность рекомендовать ваше сообщество другим людям;
  • Уровень реферальности / виральности (коэффициент приглашений) – как много пользователей привлекает каждый активный участник;
  • Конверсия в целевое действие.

Дополнительно вы можете отслеживать:

  • Охват упоминаний после мероприятий или событий от сообщества и количество UGC (user-generated content), охват публикаций / материалов от сообщества;
  • Количество и успех совместно реализованных проектов и инициатив, включая публикации, исследования и разработки.

Чтобы определить метрики, которые будут репрезентативны для вашего комьюнити, ответьте на вопрос: “Зачем я создаю комьюнити? Что я хочу от него получить?”.

Что важно бизнесу

Компании начинают делать все большую ставку на развитие внутрикорпоративных сообщества для сотрудников. Такие комьюнити находятся в контуре команд HR-бренда / внутренних коммуникаций или IT-блока и делятся на сообщества по интересам (например, книжные клубы), спортивные сообщества (например, беговые или теннисные клубы) или профессиональные сообщества вокруг IT или бизнес-направления (Frontend-, DevOps-разработчики и др.).

При развитии внутрикорпоративных сообществ также важно разделять метрики на стратегические и тактические (операционные). Собрали ряд метрик, которые можно использовать для оценки эффективности профессионального сообщества внутри компании:

  • Скорость закрытия вакансий через сообщество (за счет помощи в найме, адаптации, профориентации от участников сообществ);
  • Уровень удержания сотрудника в компании и его вовлеченность;
  • Снижение затрат на обучение (насколько участие в сообществе позволяет сократить расходы на внешние тренинги и программы);
  • Повышение уровня компетенций;
  • Уровень сотрудничества между командами (количество кросс-функциональных проектов и инициатив, созданных в сообществе);
  • eNPS (насколько сотрудники готовы рекомендовать сообщество коллегам и другим сотрудникам);
  • Оптимизация процессов: количество инициатив и эффект (в том числе экономический) от внедрения инструментов, предложенных внутри сообществ (например, автоматизация процессов разработки экономит трудозатраты, и снижает потенциальные риски).

Кроме того развитие внутрикорпоративных сообществ влияет и на внешний бренд компании, и на ее восприятие в индустрии, в том числе среди потенциальных кандидатов.

Поэтому также бизнес преследует цели:

  • Укрепление HR- и IT-бренда компании;
  • Обмен опытом с индустрией (например, за счет организации внутренних и внешних мероприятий и митапов с участием сообщества).
  • Запуск и поддержка открытых проектов: разработка инициатив, которые выходят за рамки внутреннего использования компанией.

Альфа-Банк – яркий пример компании, которая выделяет развитие комьюнити как отдельный фокус работы. На сегодняшний день в компании существует более 50 сообществ по разным направлениям.

София Кулик, руководитель по развитию комьюнити в Альфа-Банке, поделилась с нами, что важно понимать бизнесу, на какие показатели смотрит ее отдел и что хотелось бы считать системно.

Как измерить эффективность сообщества

В Альфе мы развиваем внутрикорпоративные сообщества, потому что это помогает не только персональному росту сотрудников, но и улучшению показателей самой компании. Как и в любом процессе, в работе с комьюнити очень важна системность: мы стремимся к тому, чтобы сообщества «встречали» и окружали коллег на каждом этапе EJM («карты опыта»). То есть в зависимости от того, на каком сейчас шаге находится человек (онбординга, развития, роста в новой роли, возможно выхода из компании), комьюнити оказываются рядом и отвечают его запросам и потребностям.


Например, стажерам хочется с первого дня чувствовать себя полноправными сотрудниками и пользоваться всеми бенефитами, поэтому они попадают в своё сообщество, где мы отвечаем на вопросы, приглашаем вдохновляющих спикеров, которые рассказывают о своём опыте и поддерживают ребят, и конечно же приглашаем их в общебанковские сообщества Киноклуб, AlfaReaders, «Есть разговор» для будущих и настоящих спикеров. В это же время опытный сотрудник, который уже провел несколько лет в банке и чувствует желание развивать коллег, может присоединиться к комьюнити наставников, менторов или преподавателей, чтобы делиться опытом.


Чтобы каждый сотрудник увидел всю витрину комьюнити, мы создали сервис «Клубы и сообщества» на внутреннем портале для сотрудников Альфы — Alfa People — и теперь регулярно следим за цифрами: сколько уникальных пользователей заходят в сервис еженедельно и ежемесячно, какие сообщества пользуются наибольшей популярностью, как меняется динамика в течение года. Помимо digital-решений, мы конечно же ориентируемся на офлайн-события: каждый раз замеряем, сколько человек пришло впервые на мероприятия комьюнити и собираем обратную связь после ивентов.


В будущем мы стремимся доказать, что присутствие в комьюнити и регулярное участие в жизни сообществ влияет на eLTV сотрудника в компании, сейчас исследуем этот вопрос и скоро поделимся выводами.

Метрики в идеальном мире

За 4 часа наше комьюнити-встречи мы собрали не только общую карту из основных и частных метрик-примеров подсчета эффективности сообществ, но и успели помечтать, отвечая на вопрос: «А что хотелось бы считать, если бы мы не были ограничены инструментами и возможностями аналитики?».

Вот какой у нас получился список dream-метрик:

  • Качество аудитории – насколько новые участники соответствуют ожидаемому портрету/ам участников вашего сообщества;
  • Трансформационный индекс или влияние комьюнити на жизнь человека — что сообщество дает участнику, как меняет его жизнь;
  • Love mark (чувство общности) — насколько участник чувствует себя частью этого сообщества;
  • Индекс кайфа — как участник чувствует себя в сообществе, что оно дает ему эмоционально;
  • Time to value (скорость закрытия внутренних целей) — как для участника, так и для бизнеса (с помощью сообщества или без него);
  • Earned resources (полученные ресурсы) — сколько сообщество сэкономило / заработало благодаря партнерствам и его активным участникам, его реальный капитал, а не только финансовый доход;
  • Метрика финансовых потерь – сколько комьюнити теряет, когда его покидают старые участники, с учетом всех ресурсов и их вклада;
  • Time to market – как быстро выходит новая разработка/функционал, благодаря работе проф. сообществ.

Найти 2-3 ключевых показателя комьюнити для вашего бизнеса – задача под звездочкой. И если вы сможете научиться говорить на языке бизнес-результата, то комьюнити станет не только имиджевым инструментом, но и возможностью развивать проект системно с опорой на сообщество.

55
реклама
разместить
Начать дискуссию