Искусство создания личного бренда: как предпринимателю выделиться среди конкурентов

Почему личный бренд нужен каждому владельцу бизнеса и как его развить? Читайте в статье! В конце вас ждут полезные советы от предпринимателей.

Искусство создания личного бренда: как предпринимателю выделиться среди конкурентов

Привет, с вами Алла, журналистка Сlub.org. И сегодня мы разберемся, как создать личный бренд, который привлечет потенциальных клиентов и партнеров.

Польза личного бренда

Бренд — это набор уникальных характеристик, которые отличают компанию от других.

Продуманный брендинг помогает сделать продукт узнаваемым и востребованным среди аудитории.

Покупатели выстраиваются в очередь, чтобы приобрести в числе первых новенький iPhone, а миллионеры готовы ждать месяцами, чтобы стать счастливыми обладателями сумки Birkin. Эти истории про силу бренда.

За каждым раскрученным брендом стоят люди. И чем ярче личность основателя, тем известнее его бизнес.

Илон Маск — Tesla и SpaceX, Джефф Безос — Amazon, Стив Джобс — Apple, Татьяна Ким — Wildberries: эти предприниматели смогли продвинуть не только компанию, но и личный бренд.

Сильный личный бренд не привязан к конкретному бизнесу. Известный и уважаемый бизнесмен тратит куда меньше ресурсов на раскрутку новых проектов.

Так, пользовали знали Павла Дурова как основателя самой успешной российский социальной сети, «ВКонтакте», поэтому последовали за ним в Telegram.

Согласно исследованиям PR-агентства Weber Shandwick за 2019 год, сильный бренд руководителя напрямую влияет на продажи.

87% опрошенных агентством уверены, что репутация руководителя повышает заинтересованность потенциальных инвесторов, 83% считают, что правильное позирование в СМИ защищает от кризисных ситуаций.

77% респондентов говорят о том, что имидж руководителя позволяет привлекать новых сотрудников, а 70% рассказывают, что репутация помогает удерживать кадры в компании.

Звезда американских реалити, Ким Кардашьян, продала коллекцию своего бренда белья Skims всего за пять минут, что принесло ей два миллиона долларов. А после ухода Стива Джобса из Apple акции компании упали на 7%.

Как пошагово строить личный бренд

Шаг 1. Определитесь с нишей и целью

Для начала стоит разобраться, а зачем вам вообще личный бренд, что вы хотите привнести в этот мир?

Необходимо определиться, какая у вас миссия и какие профессиональные цели вы преследуете.

Например, основатель адвокатского бюро скорее всего хочет предстать как ценный специалист, к которому стоит обращаться в сложной жизненной ситуации. А владелец SMM-агентства как тот, кто умеет продавать в социальных сетях любую вещь и в совершенстве владеет искусством сторителлинга.

Шаг 2. Проанализируйте конкурентов и найдите свою уникальность

В большинстве сфер уже есть свои сильные игроки с твердой репутацией. И ваша задача понять, чем вы отличаетесь от конкурентов.

Искусство создания личного бренда: как предпринимателю выделиться среди конкурентов

Возможно, вы придумали необычный способ продажи продукта или используете лимитированные дизайны. Занимаетесь благотворительностью и выделяете процент с продаж на социальные нужды. Или же у вас острый язык и природная способность превратить каждую фразу в мем — это тоже повышает узнаваемость личного бренда.

Сет Годин, маркетолог и писатель, выделяется своим уникальным подходом к маркетингу и бизнесу. Он фокусируется на создании «племен» — сообществ людей, объединенных общими интересами, что позволяет ему строить сильные связи с аудиторией.

Шаг 3. Придумайте стратегию продвижения

Определитесь с целевой аудиторией, узнайте, кто ваши потенциальные клиенты. Это этого зависит направленность стратегии.

Исследуйте свою аудиторию. Выясните, какие проблемы она испытывает и какие решения ищет.

Например, Гари Вайнерчук, предприниматель и автор, активно работает с малым бизнесом и стартапами. Он понимает, что его клиенты ждут практических советов по маркетингу и продажам, и предлагает контент, который помогает им развивать свои проекты.

Найду точку соприкосновения с аудиторией. Как вы будете продвигать свой продукт, делиться с миром своими знаниями, философией?

Контент может быть разным. Например, кейсы, связанные с вашим проектом. Истории провалов или успехов, которые могут быть полезны аудитории. Профессиональные материалы, показывающие вашу высокую компетентность. Форма коммуникации, продвижения своего бренда может быть любой.

Сегодня предприниматели используют многочисленные социальные сети, а также отраслевые издания типа vc.ru или Хабр. Можно наладить контакты со СМИ, вести авторские колонки — так читатели будут воспринимать вас как эксперта в своей области.

Искусство создания личного бренда: как предпринимателю выделиться среди конкурентов

Коммуникация с аудиторией и профессиональным окружением крайне важна. Речь идет не только о комментариях в социальных сетях, но и об участии в конференции, форумах, проведении мероприятий. Поэтому так важно влиться в предпринимательское сообщество, регулярно общаться с коллегами и единомышленниками.

Продвижение — это гибкая вещь.

Необходимо постоянно анализировать, как аудитория реагирует на контент. И в соответствии с этим корректировать его, внося нужные изменения.

Какими бывают личные бренды?

Каждый волен выбирать сам, каким он хочет предстать в глазах публики. Главное — помнить об уместности, балансе между самовыражением и такими факторами, как аудитория и рынок.

Эксперт

Классический способ продвижения предпринимателя. Владелец бизнеса делится знаниями и опытом, тем самым заслуживая доверие клиентов и получая признание в профессиональном сообществе.

Максим Ильяхов основал популярный сервис для редактуры текстов «Главред», создал свою редакторскую школу, а также написал книги «Пиши, сокращай», «Ясно, понятно» и другие работы, полезные для копирайтеров и журналистов. Так Ильяхов смог создать репутацию главного специалиста по коммерческому письму в России.

Смутьян

Представитель данного типа личного бренда не боится идти на риск, делая спорные замечания или раскрывая скандальные подробности своей жизни. Этот человек как никто разбирается в том, что такое хайп или провокация.

Смутьяны имеют хорошую узнаваемость.

Но другой вопрос, готовы ли клиенты доверять им? Не перетягивают ли они внимание с проектов на свою яркую личность?

Артемий Лебедев, дизайнер и предприниматель, за словом в карман не полезет: его высказывания часто задевают и оскорбляют других людей. Тем не менее, несмотря на скандальную репутацию своего основателя, компания Лебедева выполняла такие крупные заказы, как обновление логотипа и схемы московского метро.

Свой в доску

В основе стратегии подобных предпринимателей лежит принцип:

Я такой же, как и ты. Раз у меня получилось, то и у тебя обязательно получится

Часто это история о преодолении и достижении больших успехов. Например, переезд в другую страну с одним рюкзаком или создание инновационного проекта с нуля. Бизнесмены с подобным типом личного бренда ориентируются на людей с похожими ценностями, мечтающими начать свое дело.

Федор Овчинников, создатель «Додо Пиццы», позиционирует себя как простого парня из Сыктывкара, который после череды неудач сумел найти свой путь и запустить успешный стартап.

Похожую историю рассказывает и Татьяна Ким. Многодетная мать, сумевшая воспитать семерых детей и основать маркетплейс Wildberries, она организовала свой первый склад вещей прямо в квартире, а в качестве сотрудников наняла родственников.

Ошибки в построении личного бренда

У вас есть цель, вы полны мотивации и реализуете свою стратегию продвижения, но результата почему-то нет. В чем причина?

1. Нерегулярный контент

Ваши публикации выстрелили в социальных сетях, появились лиды и продажи, и тут вы решаете взять паузу, исчезнув из поля зрения на месяц или на полгода. Вы возвращаетесь, а подписчики уже отписались — и на повестке другие герои.

Работа над личным брендом требует дисциплины.

Нужны не только первоначальные усилия, но и постоянное поддержание своей узнаваемости. В век изобилия информации даже яркие и талантливые люди быстро забываются.

2. Попытка охватить все и сразу

Развивать личный сайт, вести Telegram-канал, публиковать экспертные статьи на vc.ru, записывать беседы для YouTube-канала — делать все это одновременно задача непосильная.

Ксения Собчак выпускает несколько видеороликов каждую неделю, а ее каналы в Telegram обновляются ежедневно. Конечно, журналистка не делает все в одиночку. Над проектами Собчак работает большая профессиональная команда.

Если у вас нет таких колоссальных ресурсов, лучше сосредоточиться на одном-двух направлениях.

Принцип «делать по силам» работает и в продвижении.

В попытке преуспеть везде можно не добиться успеха ни в одной нише.

3. Некачественная коммуникация

С клиентами и аудиторией можно и нужно вести диалог. Терпеливо отвечать на вопросы, не обходить стороной комментарии и отзывы, даже если они содержат критику, вежливо отрабатывать возражения.

Важно, чтобы ответы не были фамильярными или официозными.

Оптимально — это улыбаться клиенту через экран, а не заискивать перед ним или отвечать сухо и небрежно.

Предприниматель и любой другой человек, развивающий свой бренд в Сети, сталкивается с хейтерами, теми, кто хочет вывести на эмоции и насолить. Поддаться порыву и ответить оскорблением на оскорбление — значит, идти на поводу у недоброжелателя.

Помните, что вы говорите с хейтерами на глазах у потенциальных клиентов, поэтому нельзя терять лицо и поддаваться на откровенные провокации.

Советы от предпринимателей

И все же, в чем секрет построения успешного личного бренда? Как основателю бизнеса или руководителю стать узнаваемым? С этими вопросами я обратилась к резидентам сообщества Club.org — Константину Дубровину и Надежде Швыревой.

Константин Дубровин
Предприниматель, автор блога «Вдумчиво о продажах»

«По завету Джима Коллинза я всеми силами кручу маховик. Идея маховика описана в его книге «От хорошего к великому». Каждый день я публикую по экспертной статье. Плюс пишу книги.

Кто-то снимает рилсы, записывает подкасты или выступает. Формат значения не имеет. Смысл в том, чтобы крутить маховик, причем годами».

Надежда Швырева
Адвокат, председатель МКА «Швырева и партнеры»

«Только в этом году я начала осознавать, что мне удалось создать узнаваемый бренд: люди знакомятся со мной, говорят, что следят за моей деятельностью. Мне кажется, это связано с тем, что я много работала со сложными кейсами, и далеко не каждый может это выдержать.

Моей известности способствовали социальные сети. Я училась правильно писать, доносить информацию, постигала основы пиара, описывала интересные кейсы. А еще была открытой и прямолинейной: думаю, люди чувствуют, что я не лгу и разговариваю с ними начистоту. Я сама отвечаю в комментариях, общаюсь лично и по переписке.

Несмотря на то, что я считаю себя известным и толковым юристом, у меня всегда много сомнений и размышлений на тему того, правильно ли я поступаю. Отсутствие звездности – важная составляющая моего личного бренда».

Расскажите, а как развиваете личный бренд вы? Какой у вас тип личного бренда? Делитесь историями в комментариях!

2222
1212
33
33
11
11
11
11
реклама
разместить
39 комментариев

Где проходит грань между созданием личного бренда, который действительно отражает профессионализм и ценность, и превращением себя в инфо-цыгана, который публикует сотни рилсов и мемов в день, создавая шум вместо содержания? Особенно если учитывать, что предприниматели, занятые крупными и сложными проектами, часто просто физически не имеют времени на постоянное внимание к своему публичному образу. Как сохранять баланс между реальной экспертизой, которая требует времени и фокуса, и необходимостью оставаться заметным в цифровом пространстве, не превращая личный бренд в самоцель?

5

Упомянутый в статье Ильяхов продает курсы. Это плохо?

2

Хорошее замечание, спасибо! Думаю, занятым людям сохранить баланс помогают специально нанятые для этого компетентные люди. Главное, чтобы в этом случае само лицо бренда честно говорило, что работает с помощниками.

2

инфобарыга - так политкорректней)

2

Интересная тема! Вывод поняла такой: сначала ты работаешь на свой бренд, чтобы потом бренд работал на тебя.. )

3

Отчасти это так. Но чтобы бренд работал на тебя, надо постоянно работать на него. Вряд ли хоть когда-нибудь можно получится расслабиться.

2

Алла, спасибо, что процитировали!)
Интересный материал. С удовольствием прочитал.

3