Не украл, а вдохновился

Копирование идей у конкурентов иногда кажется самым быстрым и легким способом добиться таких же результатов (если они впечатляют и хочется так же). Но в долгосрочной перспективе это стратегия, увы, может нанести больше вреда, чем пользы.

Почему копирование конкурентов — плохая идея?

  • Когда вы полностью копируете идею, вы перестаете отличаться на фоне других. Теряете возможность выделиться и сформировать свой уникальный бренд. Без отличительных черт потребители могут не увидеть в вас ценности, и вы будете всегда оставаться в тени оригинала.
  • Что работает для одного, может не сработать для других. У каждой компании своя целевая аудитория, и стратегия конкурента может просто не подходить под потребности и ожидания ваших клиентов.
  • Даже если кажется, что конкурент добивается успеха благодаря конкретной идее, нельзя быть уверенным, что она сработает и у вас. Конкуренты могут обладать другими ресурсами, и их успех может быть связан с другими факторами (рекламным бюджетом, репутацией, командой и т.д.).
  • Ну и очевидное. Полное копирование может привести к нарушению авторских прав или интеллектуальной собственности. Это может повлечь юридические последствия и повредить репутации.

Зачем тогда нужен анализ конкурентов? Если ничего нельзя заимствовать?!

Полное копирование — это плохая идея. Но кое-что почерпнуть у конкурентов все-таки можно:

1. Перенимая идеи, найдите способ сделать их своими.

Конкурент запустил новую акцию с 10% скидкой на все товары в честь праздника? Отлично. Вместо того чтобы повторить эту же акцию, предлагайте не только скидку, но и бонусный продукт к каждому заказу.

2. Берите идею, а не воплощение. Если идея хороша, подумайте, как можно реализовать её по-другому. Измените подход, дизайн, формат или контекст использования.

Конкурент внедрил чат-бота на сайт для общения с клиентами? Возьмите эту идею, но реализуйте по-своему. Сделайте бота, который не только отвечает на вопросы, но и даёт советы по выбору товаров или предлагает скидки.

3. Изучайте разных конкурентов. Не сосредотачивайтесь на одном. Исследуйте, как другие решают похожие задачи, и черпайте вдохновение из разных источников.

Один конкурент хорошо работает с клиентскими отзывами, а другой — активно использует видеоконтент в социальных сетях? Супер. Но зачем выбирать только одну стратегию? Можно объединить оба подхода: вы собираете отзывы и создаете из них видеоролики, где ваши клиенты рассказывают о своём опыте использования продукции. Это сочетание сразу нескольких сильных ваших сторон.

4. Проведите анализ и оцените, насколько эффективно конкурент применяет свою стратегию, прежде чем перенимать идею.

Конкурент добавил функцию быстрой оплаты через мобильное приложение? Прежде чем внедрить то же самое у себя, узнайте, сколько клиентов реально пользуются этой функцией. Если выяснится, что таких мало, пересмотрите решение о внедрении такой функции или отложите ее на время.

5. Сделайте так, чтобы ваша версия идеи была лучше и полезнее для вашей аудитории. Внесите изменения, которые повысят ценность предложения для ваших клиентов.

Конкурент начал предлагать бесплатную доставку для всех заказов? Можно пойти дальше и предложить не только бесплатную доставку, но и экспресс-доставку для постоянных клиентов или бонусы за повторные заказы.

6. Прежде чем запускать новое решение на широкую аудиторию, проведите тестирование. Это может быть A/B тестирование на сайте, опросы клиентов или работа с фокус-группой.

Например, вы нашли интересную для себя идею ежемесячных подписок на продукт. Вместо того чтобы сразу запускать её для всех клиентов, вы проводите тестирование: предлагаете подписку небольшой группе пользователей и следите за их реакцией и вовлеченностью. Это поможет понять, насколько эта идея востребована у вашей аудитории и стоит ли её развивать.

7. Даже если заимствованная идея работает, не останавливайтесь на этом. Стремитесь развивать и улучшать её, чтобы постоянно опережать конкурентов.

Ваш конкурент успешно запустил программу лояльности, и вы решили сделать аналогичную? Ок. Можно не останавливаться на бонусах за покупки, а продолжить развивать программу, добавляя геймификацию, уровни с разными привилегиями и бонусы за рекомендации. Готово. Вы не только догнали конкурента, но и перегнали его.

8. Не переживайте о «запоздалых» идеях. Почти всё уже придумано, так что использование чужих решений — нормальная практика. Главное, адаптировать их под свои задачи, а не просто слепо копировать.

Ваш конкурент первым внедрил доставку? Это не значит, что вы не можете сделать то же самое, даже если вы запустите эту услугу позже. Главное — адаптировать ее под свои возможности и предложить что-то дополнительно. Например, бесплатный возврат товара. Вы не «опоздали», а улучшили предложение.

Заимствование идей у конкурентов может быть полезным, но только если подходить к этому творчески и с умом. Только в таком случае они принесут пользу, не став причиной потери идентичности.

Не украл, а вдохновился
реклама
разместить
Начать дискуссию