{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как повысить прибыль с помощью изучения целевой аудитории: простые методы, если вы не маркетолог

Когда общаюсь по настройке таргета, иногда сталкиваюсь с такими высказываниями по поводу целевой аудитории (далее — ЦА):

«Мне нравится делать, что я делаю, это я это делаю для себя, потому что мне по фану. Что скажут другие мне все равно!»

"Моя ЦА — это все люди, потому что мой продукт / услуга нужны всем!"

«Портрет ЦА – это для маркетологов, а я не маркетолог, у меня маленький бизнес и я не уверен, что мне нужен этот портрет».

Если кто-то узнал себя, стоит читать дальше. В статье разберём, почему такие убеждения могут вести к сливу маркетингового бюджета, почему портрет ЦА – это не только соц-дем и как самостоятельно определить ЦА, если вы не маркетолог.

Зачем нужно понимать свою целевую аудиторию?

Целевая аудитория (ЦА) – это те люди, которые с помощью вашего продукта хотят решить свои проблемы. ЦА может быть прямой (инициируют покупку) и косвенной (пассивны), узкой (которой прямо сейчас нужен ваш продукт) и широкой (все, кому гипотетически интересен ваш продукт). Важно: если у вас сегмент В2В, то ЦА не конечный потребитель, а те, кто принимает решение о покупке вашей услуги/продукта.

Зачем разбираться в том, что это за люди:

  • чтобы понимать, закрывает ваш продукт/услуга потребности вашей аудитории и если нет, то как его можно улучшить, чтобы его покупали. Если у вас стартап, то изучив целевую аудиторию вы поймете, нужен ли ваш продукт/услуга вообще или стоит выходить с чем-то другим.
  • чтобы знать, как доносить ценность продукта и на каком языке разговаривать с аудиторией; как улучшить свои посадочные страницы и контент.
  • ваша команда и подрядчики будут понимать, с кем работаем и кому продаем.

Главное: изучив целевую аудиторию, вы будете знать, на что влиять, а не догадываться.

Как теряем деньги из-за догадок и ложного представления о ЦА: плохие примеры и как не надо делать

Чтобы показать, как легко теряются деньги, расскажу пример моей знакомой: она решила настроить контекстную рекламу «на глазок» и протестировать её на широкую аудиторию, точно не представляя, кто мог бы купить продукт. В итоге она потеряла 5000 рублей за 20 мин. С таким же успехом можно было поджечь купюру в 5000 или выкинуть ее за окно.

О чем эта история: если бы была прописана целевая аудитория, можно было бы даже самостоятельно превратить 5000 руб. хотя в 1-2 заявки. А если бы этот документ передать специалисту по рекламе, он смог бы сделать точные настройки и реклама была бы еще эффективнее.

Одно дело, когда мы не знаем нашу аудиторию. Еще хуже, когда представления о целевой аудитории не соответствуют действительности.

Чаще я слышу именно догадки и желаемое представление ЦА – то, какой заказчик хочет, чтобы была его аудитория. Например, это звучит так: «У меня элитный продукт, поэтому моя ЦА – это красивые молодые женщины и мужчины, которые любят всё элитное и много зарабатывают». Это не всегда так. Они могут зарабатывать условно «не так много», но покупать могут у вас по другой причине. Например, вы продаете элитный чай и думаете, что ваша ЦА – это бизнесмены, потому что только они могут позволить себе элитный чай. Но в реальности у вас покупает чай работник завода, тратит на это существенную часть своего дохода просто потому что ему нравится восточная культура, которую он по-другому в своем маленьком городе не может увидеть.

Еще пара плохих примеров ЦА: «Мы продаём игрушки, поэтому наша ЦА детишки от 2-х до 5-ти лет» или так «Мой продукт нужен всем! Моя ЦА — это мужчины и женщины со всего мира». «Все люди» — очень плохое описание, потому что оно ни о чем не говорит. Им можно продавать хоть чай, хоть кальяны, подставить что угодно, но только «все» всё равно ваш продукт не купят.

Поэтому такое представление о ЦА — часто иллюзия. Вы представляете себе одно, а в реальности у вас покупают другие люди, которых вы не изучили. Одной фразой аудитория не описывается. Прописанный документ по ЦА – первое, с чего начинается продажи и маркетинг в компании. Без понимания ЦА любое действие, например, настройка рекламы, будет неэффективна и вы будете терять деньги.

Как самостоятельно определить ЦА: простые методы

Начнем с простого: если у вас нет под рукой своего отдела маркетинга, самое простое, что можно сделать:

- провести «разведку» или анализ конкурентов и посмотреть, кто уже покупает у них. Сделайте сравнительный анализ: какие у них преимущества и недостатки, какие у них фичи. Кто является их клиентами, изучите отзывы, посмотрите комментарии в соцсетях.

Если у вас уникальный, новый продукт/услуга, аналогов которым нет и поэтому вам кажется, что у вас нет конкурентов – вам кажется. Ваша аудитория может тратить деньги не на ваш продукт, а какой-то другой, и этот продукт будет вашим косвенным конкурентом. Например, вы продаёте какие-то турбо-гироскутеры, аналогов прямых нет. Однако вашими конкурентами будут автомобиль, такси, велосипед или даже хождение пешком или решение человека просто не выходить из дома. Так ваши гироскутеры будут косвенно конкурировать с этими решениями и бороться за то, чтобы человек потратил деньги именно на гироскутер.

- проведите анкетирование, интервью или фокус-группу. Если вы не умеете это делать, можете написать мне, я помогу. Но самое простое, что можно сделать: поговорить со своими продавцами или отделом продаж либо самим прозвонить нескольких самых лояльных клиентов и пообщаться с ними; получить обратную связь от клиентов, изучив отзывы либо сделать небольшую анкету в google forms и разослать клиентам. Лучше проделать все это и все выводы записать в экселе.

- изучить спрос с помощью инструментов аналитики (например, google trends, WordStat, планировщик ключевых слов). Так вы определите сезонность, спрос, географические и социальные особенности, а также определить непрямые ключевые запросы (например, при поиске массажного салона непрямым запросом будет «болит спина, что делать?»). Эта информация поможет понять, как ваш продукт могут искать в интернете. Так вы можете говорить с вашей аудиторией на одном языке, продавать свой продукт и даже выстраивать контент-стратегию в вашем бизнесе.

В результате исследования у вас получится несколько групп (сегментов) целевой аудитории, и в каждом — может быть несколько портретов целевой аудитории.

Как правило, в портрет включают пол, возраст, интересы, место проживания и т.д. Однако такого простого описания ЦА по полу и возрасту недостаточно. Важнейшая задача при исследовании целевой аудитории – найти внутреннюю мотивацию потребителя и его барьеры. Зная это, вы поможете потребителю принять решение о покупке.

С этим будем разбираться в следующей статье. Я более подробно напишу про характеристики аудитории, сегментацию, концепцию Jobs To Be Done и покажу пример готового портрета целевой аудитории.

Если уже сейчас хотите разобраться с этим, напишите мне, чтобы получить консультацию по определению целевой аудитории. Я вам с радостью помогу.

Материал подготовила Давыдова Татьяна, социолог, интернет-маркетолог

Vk, fb, ig, telegram: @davydova.tanja

Давайте дружить и подписываться друг на друга в соцсетях. Буду рада вашей обратной связи по статье!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Alice Stankanich

Добрый день, Татьяна. Скажите, а можно ли делить ЦА на богатых/бедных? У меня проект - магазин дорогостоящей игровой компьютерной техники. Отдельно завозятся бюджетные товары. Отдельно - из среднего-высокого ценового диапазона (цена за 1 мышь может достигать 200$). 

Скажите, можно ли делить ЦА так?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Давыдова
Автор

Добрый день! Конечно можно, доход - это очень важный аспект. Целевая аудитория, которой интересен ваш продукт, будет состоять из нескольких групп или сегментов. Будет условно сегмент аудитории с доходом ниже среднего, средним и выше среднего. Потом вы можете посмотреть, а кто больше и чаще у вас покупает, какие группы? И сконцентрироваться на этих группах и вкладывать бюджеты в те аудитории, которые у вас покупают больше и чаще. Я в следующей своей статье планирую об этом написать))) скоро опубликую, надеюсь, будет полезно)
Вы только начали свой проект или давно уже его ведёте?)

Ответить
Развернуть ветку
Alice Stankanich

Спасибо большое за ответ! Только начинаю, и причем, после другого сммщика. Тот просто выкладывал товары в Инсту, в красивом оформлении. Владелец магазина хочет повысить средний чек через Инстаграмм. Аудитория теплая, постоянно спрашивают о товаре, просят скидки :D 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Давыдова
Автор

Ну хорошо, что после предыдущего сммщика досталась теплая аудитория) скидки да, обожают. Главное с ними не переборщить, так как покупатели их потом ждут.) 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Сергин

Зато можно предлагать взять товар в кредит илов рассрочку :)
Первый вариант лучше)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Давыдова
Автор

Кстати да, как вариант )) 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Давыдова
Автор

Здравствуйте! Как у вас дела с изучением целевой аудитории? Я написала вторую статью по сегментации, там как раз про то, что вы спрашивали по поводу дохода. ) Надеюсь, будет полезно. Если что, задавайте вопросы) 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Снеговой

А сможете подсказать сервисы по анализу группы ФБ и аккаунт инсты конкурентов? Чтобы четкий ответ был, возраст, пол, интересы, дети, увлечения и так далее... Для ВК есть куча, а вот для инсты не могу найти, все предлагают только свой аккаунт анализировать, а мне нужен конкурент (у меня будущий старт ап и запускать буду только исходя из анализа ЦА конкурента, так как своей базы нет)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Давыдова
Автор

Для инсты нет нормальных инструментов. 

1) Есть вариант с подпиской на конкурентов: то есть подписались, ставите лайки в итоге вам показывается их реклама - на ней нажимаете «почему её вижу (как-то так)» и откроется окошко с интересом и возрастной категорией, в которую попали. И то не думаю, что это долго будет работать из-за нового обновления ios14
2) Еще можете заглянуть в библиотеку Фейсбука, посмотреть креативы конкурентов. 
3) еще для анализа конкурентов посмотрите лайвдюн, паблер, попстерс

Пожалуй все ,что могу посоветовать по соцсетям )

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Снеговой

Благодарю! буду пробовать 

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Прядка

Благодарю, интересная и полезная статься!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Давыдова
Автор

Рада, что было полезно, Наталья!) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис С.

Спасибо, и статья и комментарии полезные

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Давыдова
Автор

Рада, что было полезно, Денис!

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда