Бонобо Канзи
Рабочее место для кота
Протесты против Маска
«Офису» — 20 лет
Ламба из картона
Дорожка для аквабега
Jaguar Type 00 в Париже
Xiaomi SU7 Ultra
Полёт над Луной
Автопилот Tesla на бездорожье
«Игровые» Google Maps

Как потерять 65* млн $ на ребрендинге: история легендарного провала соков Tropicana

Привет! Я Денис Сметнёв, сооснователь Skyeng и uForce. Веду канал Сметнёв, uForce и рок-н-ролл. Здесь я делюсь своим опытом и находками – маркетинговыми кейсами со всего мира.

Крик души! Ребята, какое же тяжёлое дело, оказывается, поиск эти ваших кейсов! Мы с помощником перелопатили тонны руды на медиуме, реддите, в Линке. Среди восторженных и водянистых историй побед, без конкретики и цифр нашли кое-что разумное и вечное:) А главное – адекватное реальности и совпадающее с моим собственным опытом и взглядами.

Обычно я рассказываю об успехе: удачный маркетинговый ход, ловкое использование вирусных трендов в соцсетях, новые подходы к клиентам и, как результат, – рост бизнеса. Однако истории провалов тоже полезны. В конце концов, лучше учиться на чужих ошибках, чем страдать от своих.

Кейс, о котором пойдёт речь, не новый, но хрестоматийный. Подробный разбор на английском оставлю здесь, а если хотите прочитать мою адаптацию, идём дальше!

Как потерять 65* млн $ на ребрендинге: история легендарного провала соков Tropicana

NB! В конце статьи расскажу об эпик фейлах из личного горького опыта: это было больно, обидно, но очень поучительно. Я извлёк из этих неудач уроки, может, поможет и вам!

Что случилось?

Бренд по производству соков Tropicana был самым продаваемым на американском рынке. До тех пор, пока в 2009 году не затеяли ребрендинг – решили придать продукту более современный вид. Культовый апельсин с трубочкой на упаковке заменили прозрачным стаканом, наполненным соком. Смотрите сами:

Как потерять 65* млн $ на ребрендинге: история легендарного провала соков Tropicana

Запуск вызвал мощный резонанс. Клиенты отреагировали настолько негативно, что компания всего за несколько месяцев потерпела убытки в десятки миллионов долларов.

Что по деньгам?

Tropicana инвестировала 35 миллионов долларов в рекламную кампанию. Уже на следующий день после старта продаж на бренд обрушился шквал критики в социальных сетях. Ещё через два месяца продажи упали на 20%, что сразу принесло Tropicana убытки в 30 миллионов долларов.

Сразу же подсуетились и конкуренты, которым раньше было не под силу бороться со знаменитым брендом. Некогда лояльные клиенты Tropicana ушли к ним.

Итого: желание идти в ногу со временем обошлось компании примерно в 65 миллионов долларов. Буквальная иллюстрация пословицы «Лучшее – враг хорошего»:)

Чем всё закончилось?

Tropicana вскоре объявила о возвращении к оригинальному дизайну упаковки. Так что уже через пару месяцев старый добрый апельсин с соломинкой стоял на полках магазинов. Компания вернула себе статус, доброе имя, лояльность клиентов и, можно сказать, отделалась лёгким испугом. И шестьюдесятью пятью миллионами:)

В чём причина такого оглушительного провала?

Сразу скажу – я не спец в упаковке и никогда с ней не работал, моя стихия digital. Поэтому подробно анализировать дизайн здесь не буду. Просто расскажу, что конкретно было сделано и почему, на мой взгляд, так плохо сработало. Для начала дадим слово Питеру Арнеллу, директору креативного агентства Arnell, которое занималось ребрендингом. Вот как он объяснил своё стратегическое решение:

«Мы посчитали важным привести бренд в более актуальный вид».

Звучит отлично.

Что в итоге сделали?

Апельсин, который раньше украшал бутылку, переместили на крышку.

Как потерять 65* млн $ на ребрендинге: история легендарного провала соков Tropicana

Крышке придали форму и текстуру апельсина, а чтобы сок выливался, её нужно было сжать. Это иллюстрировало месседж рекламной кампании, которая сопровождала запуск. Её главным слоганом была фраза: «Выжимайте, он натуральный».

Как потерять 65* млн $ на ребрендинге: история легендарного провала соков Tropicana

Ещё одна перемена – логотип. Изначально он был горизонтальным, а в обновлённом варианте, стал вертикальным. Шрифт осовременили, уменьшили и сделали лаконичным.

Что же могло пойти не так?

Потребители просто перестали узнавать любимый сок на прилавках. У них «забрали» все опорные элементы упаковки:

  • Апельсин с соломинкой
  • Оригинальный логотип
  • Надпись «100% апельсиновый сок»

Проще говоря, Tropicana слишком радикально подошли к переменам и сбили людей с толку.

Личный опыт.

У меня есть два кейса из эпохи Skyeng, связанные с тем, как непродуманные вмешательства в продукт негативно отразились на метриках.

История первая.

В первые годы работы Skyeng у нас был очень простой сайт с личным кабинетом: довольно непритязательный, а с визуальной точки зрения даже примитивный. Но функцию свою выполнял. В какой-то момент с ним основательно поработала наша дизайн команда: проработала шаги онбординга, сделала более стильным и удобным. Тогда у нас было мало трафика, и мы со спокойной душой без каких-то предварительных тестов запустили новую версию в продакшен.

Спустя три недели получили тревожный фидбэк от отдела продаж.

Оказалось, что процент пользователей, которые доходили до вводных уроков в Skyeng, упал в три раза.

Мы не стали долго разбираться в причинах и тут же вернули сайт к первоначальной версии.

Удобный и красивый, как нам казалось, личный кабинет, явно пришёлся не по душе пользователям, а компания едва не понесли убытки.

История вторая.

Skyeng выходит на международный уровень. Мы запускаемся в Испании и продаём там стандартные часовые уроки. При этом знаем, что у наших конкурентов дела идут чуть лучше. Тогда я решаю позаимствовать у них идею и сделать вместо длинных уроков, короткие. По моему мнению это должно улучшить метрики. В первые несколько дней картина и правда была позитивной. Но я ошибся и принял поспешное решение.

Если бы мы выждали недели две до закрытия конверсионного окна, стало бы ясно, что конверсия осталась прежней, а средний чек упал в два раза.

Но мы ждать не стали и поэтому заметили это только спустя пару месяцев. Это была лично моя ошибка и очень болезненный опыт.

Обе эти истории стали большим уроком, и в будущем мы таких ошибок не повторяли.

Вывод:

Недавно на одной из своих консультаций я уже давал совет исполнительному директору, который разрывался между борьбой за увеличение прибыли и желанием фаундера «улучшить» продукт. Совет простой: РАБОТАЕТ – НЕ ТРОГАЙ. Не сломано – не чини.

Изменения должны быть осмысленными, направленными на оптимизацию и улучшение пользовательского опыта и (важно!) подкреплены статистически значимыми цифрами. И уж точно не стоит делать крупные инвестиции в кардинальные изменения продукта, который имеет лояльных пользователей и приносит стабильную прибыль.

Какая история провала в бизнесе вас впечатляет больше всего? Расскажите!

Делитесь мнениями и классными бизнес-историями в комментариях здесь или в моём канале и пишите в личку @smetnev. Лучший кейс я обязательно опубликую.

* В статье пишут о 50 миллионах убытка, но простой подсчёт даёт минимум 65

55
8 комментариев

Что-то у вас все в кучу немного: и коммуникации и продукт и ребрендинг) просто три не связанные между собой проблемы, и даже не факт, что провал и там и сям

1

Не считаю себя экспертом ни в коммуникациях, ни в продукте, ни в ребрендинге (моя сильна сторона трафик и управленческие системы, если что).

Как по мне, причины могут быть очень разные. Для себя я лишний раз убедился в том, с чем сам сталкивался несколько раз: если система хорошо работает, то её лучше лишний раз не трогать. А если потрогал, надо очень внимательно следить за результатом.

Звучит наверное очевидно, но и личный опыт, и кейсы вроде описанного в статье подсказывают, что этот важный этап может пропустить кампания и команда любого уровня и размера.

1

Из российских кейсов что-то похожее припоминаю в level kitchen

1

О, спасибо, интересно, изучу!

Это отличный пример того, как ребрендинг может обернуться полной катастрофой! 🥴 Иногда меньше — это не всегда больше. В случае с Tropicana, стремление к «современности» лишило бренд его уникальности. Дизайн упаковки играет огромную роль, и слишком сильные изменения могут запутать потребителей. Вроде бы и вложения в новый имидж — а в итоге теряешь лояльность покупателей.....

1

Но иногда ведь дело в управлении. Если бы у них была хорошая команда, они бы учли все нюансы. Поэтому не всегда провалы можно объяснить плохим дизайном.

1
Раскрывать всегда
Как обжарщик кофе увеличил выручку с 35 до 75 тысяч долларов за 3 месяца

Всем привет! Я Денис Сметнёв, сооснователь Skyeng и uForce. Веду канал Сметнёв, uForce и рок-н-ролл. Здесь, на VC, делюсь своим опытом и находками – маркетинговыми кейсами со всего мира. Я ищу не просто красивые истории, а реальные примеры роста, запуска или перезапуска бизнеса, без воды, зато наглядно и с цифрами.

1111
11
реклама
разместить
Как ConvertKit вырос с $1,5 тыс. до $43,8M без венчурных денег

Что сделал фаундер стартапа, чтобы увеличить доход продукта с $1500 до $43,8 млн? На самом деле такой успех был предопределён ещё на старте — очень правильные действия неминуемо привели к этому. Давайте разбираться!

Как ConvertKit вырос с $1,5 тыс. до $43,8M без венчурных денег
44
Продажи растут там, где правильно начинают день: чек-лист идеальной летучки
Продажи растут там, где правильно начинают день: чек-лист идеальной летучки
55
22
11
Спасать ли маркетологу своё нагретое место даже ценой краха бизнеса?

Каждый из нас сталкивается в работе с такими ситуациями, которые реально выводят из себя. За 20 с лишним лет в digital-бизнесе я сталкивался с полной дичью.

Спасать ли маркетологу своё нагретое место даже ценой краха бизнеса?
1919
С кем нужно работать нишевому агентству, чтобы увеличить прибыль, как искать таких клиентов и почему клиент клиенту рознь: бизнес-встречи со Сметнёвым. Глава 3
22
100+ заявок за январские праздники для туроператора с Алтая с 25% сокращением бюджета в Яндекс.Директ

Здравствуйте!

«МОСТ» к успеху
«МОСТ» к успеху

Социальный бизнес в Тюменской области стабильно растет. За последние три года число проектов увеличилось вдвое: сегодня в регионе 117 социальных предпринимателей. Однако здесь, как и по стране в целом, большая часть проектов — в крупных городах. Многим муниципальным образованиям региона не хватает знаний и навыков для поддержки социального бизнеса.…

🚀 Почему акции: "Аля... скидка 10%, 20%" не работают? Разбираем, где облажались и что с этим делать
🚀 Почему акции: "Аля... скидка 10%, 20%" не работают? Разбираем, где облажались и что с этим делать
22
Кейс: Как привести более 1600 заявок и сделать более 375 продаж для клининговой компании
Кейс: Как привести более 1600 заявок и сделать более 375 продаж для клининговой компании
11
11
реклама
разместить
«Тратить больше 300 000 рублей в месяц не получится», — говорил подрядчик по Директу. А я заморочился, покреативил, умудрился потратить в 3 раза больше денег и сделал сильный кейс в нише выхлопных систем для авто

Прошлый подрядчик физически не мог эффективно потратить больше 300 тысяч рублей в месяц на Яндекс Директ и оправдывал это в течение нескольких месяцев. «Ниша узкая, спроса нет», — а конкуренты не спят и забирают в разы больше клиентов из этого же источника трафика!

«Тратить больше 300 000 рублей в месяц не получится», — говорил подрядчик по Директу. А я заморочился, покреативил, умудрился потратить в 3 раза больше денег и сделал сильный кейс в нише выхлопных систем для авто
1212
44
Как вырасти CPA сети и когда не нужно улучшать продукт: бизнес-встречи со Сметнёвым. Глава 1

Всем привет! Я Денис Сметнёв, сооснователь Skyeng и uForce. Веду канал Сметнёв, uForce и рок-н-ролл. Я много консультирую предпринимателей и C-level. Они делятся своими историями и проблемами, а я – опытом и экспертизой. Вместе находим решения сложных задач и приходим к пониманию, как расти дальше. Самыми интересными кейсами буду делиться с вами. П…

11
Как селлеры зарабатывают миллионы на Wildberries: реальные кейсы и стратегии успеха
Как селлеры зарабатывают миллионы на Wildberries: реальные кейсы и стратегии успеха
[]