Яндекс.Советник — как часто с вашего сайта уходят в Маркет

Сегодня браузерное расширение, известное как Яндекс.Советник, имеет сопоставимую с Авито или Facebook (в России) аудиторию в более 50 млн активных пользователей. И вот что это такое:

Пример работы Советника на крупном маркетплейсе<br />
Пример работы Советника на крупном маркетплейсе

Статистика собрана на основе выступления Валерия Бабушкина — смотри на Youtube «Поведенческая кластеризация пользователей Яндекс.Советник».

При этом получить статистику реальных переходов из интернет-магазинов в Яндекс.Маркет оказывается непростой задачей.

А теперь детали.

Откуда такая популярность?

Приложение со всплывающими подсказками Яндекс.Маркета с более низкой ценой или похожим товаром по умолчанию встроено в различные программы для веба: Яндекс-Браузер (второй по популярности в России), автоматический переключатель клавиатуры, аддоны, десктопные расширения и т.д. Отсюда и сопоставимая с Авито аудитория по пользователям.

Не всегда то, что надо

Зачастую подсказки носят и вовсе бесполезный характер: показываются совсем не товары или предлагаются более дорогие аналоги.

Советник выдает подсказки на основе анализа изображений (круто, на самом деле)
Советник выдает подсказки на основе анализа изображений (круто, на самом деле)
А здесь и вовсе показывается более дорогой товар (уже не круто, т.к. пользователю сервис рекламируется как полезный, предлагающий более низкую цену).
А здесь и вовсе показывается более дорогой товар (уже не круто, т.к. пользователю сервис рекламируется как полезный, предлагающий более низкую цену).

При этом рост аудитории расширения — как в лучшие ковидные периоды — с 2014 года (с момента покупки приложения Яндекс.Советник) количество пользователей выросло в 25 раз.

По данным сайта rusprofile.ru, выручка ООО «Яндекс.Маркет» за 2019 год составила 19 млрд. рублей (рост на 11 млрд. по сравнению с 2018 годом). Учитывая планы Яндекса, озвученные на последней ашмановской конференции, по глобальной перестройке Яндекс.Маркета, мы можем смело предполагать дальнейший рост одного из крупнейших маркетплейсов в России. А значит, и увеличение точек конверсии Маркета, в том числе за счет Яндекс.Советника (читай, владельцев интернет-магазинов).

Насколько велика проблема

Обладаем ли мы инструментарием, чтобы оценить переходы в Маркет с нашего сайта? Яндекс.Метрика предоставляет такой функционал в отчете «Внешние переходы»:

Как посмотреть переходы из Советника на Маркет в Метрике<br />
Как посмотреть переходы из Советника на Маркет в Метрике

В скриншоте на графике представлен в сайт в тематике «все для мобильных телефонов», с суточной посещаемостью в 3 тысячи визитов. То есть в логике Метрики, происходит утечка 2-3% трафика. Не слишком много, чтобы переживать. Но верны ли данные Метрики?

На самом деле, данные не полные: Метрика показывает только переходы, осуществленные с сайта (popup-окна с подсказкой Советника), не включая переходы из пуш-уведомлений и тулбара в браузере. А именно они наиболее заметные и кликабельные.

К тому же, отчет в Метрике позволяет строить график только по значимым посещениям известных урл-адресов (в рассматриваемом примере sovetnik.market.yandex.ru и market-click2.yandex.ru), а посмотреть другие реферы Маркета нет возможности.

Кстати, заверения Яндекса, что Советник не всплывает на сайтах-участниках Маркета не выдерживают и выборочной проверки:

Шаг 1. Всплывающие подсказки одного тематичного интернет-магазина-участника Маркета
Шаг 1. Всплывающие подсказки одного тематичного интернет-магазина-участника Маркета
Шаг 2. Обнаруженные подсказки, которые всплывают на сайте-участнике Маркета.
Шаг 2. Обнаруженные подсказки, которые всплывают на сайте-участнике Маркета.

Но если даже учесть, что данные корректны, то конверсия объявлений Маркета в 3% переходов говорит о частоте показа этих объявлений если не у каждого 4-ого, то у каждого 5-ого (из тех же наблюдений конверсии по объявлениям в Директе).

Есть ли другие способы измерить утечку конверсии?

Советник «всплывает» в 30% случаев?

Можем оценить статистику установок Яндекс.Браузера. Согласно Yandex Radar, за сентябрь 2019 года доля Яндекс Браузера составила 28,4%. Учитывая, по умолчанию включенную настройку показывать подсказки Советника, число показов близко к 30%.

В целом, мы находим подтверждение похожим расчетам в предложениях сервисов-блокировщиков Яндекс.Советника.

«Антисоветник» — до 30%

В публикуемой статистике Антисоветника подсказки конкурентов всплывают в 29% случаев:

29% случаев в рядовой день<br />
29% случаев в рядовой день

Забавно, что накануне 14 февраля статистика по всплывающим подсказкам этого же сервиса достигла максимума:

Жара накануне дня влюбленных
Жара накануне дня влюбленных

«Советникофф» — до 40% Рунета

Смелые цифры по пользованию представляет Советникофф. Однако более точных данных — по количеству блокировок, по показам Советника — данных нет, а на наш запрос ответ так и не пришел.

«Киксоветник» для InSales — до 10%

В расчетах этого приложения для популярной CMS мы получаем обещания удержать до 10% посетителей:

Приложение по блокировке Яндекс Советника для Insales
Приложение по блокировке Яндекс Советника для Insales

Как на самом деле?

Мы решили протестировать первый из выдачи блокировщик Советника на продвигаемом сайте (тематика «автономные канализации») и вот что получили:

Процент блокировок (читай показов Советника) скачет от 0 до 39%<br />
Процент блокировок (читай показов Советника) скачет от 0 до 39%

Для чистоты эксперимента стоит заметить, что сайт имеет небольшую посещаемость до 70 уников в день. Но при среднем чеке автономной канализации от 80 тысяч рублей, затраты оправданы.

Как бороться и стоит ли овчинка выделки?

Средняя цена за сервис блокировки от 1300 рублей до 1990 рублей в месяц (данные по тем же сервисам, которые предоставили статистику). В расчет не берем бесплатные сервисы, imho такие сервисы созданы для сбора информации и неизвестно, как их работа скажется на SEO (да и не к кому предъявлять претензии).

Отсюда при минимальных оценках (от Метрики) сохранения 2-3% трафика можно сравнить со средним чеком. Один сохраненный покупатель с лихвой окупает абонентскую плату.

Напоследок

И на поставленный вопрос в начале статьи ответим «Часто». Яндекс не останавливает свой рост как крупный агрегатор сервисов, потихоньку уступая место поисковой системы крупному западному проекту. Яндекс больше не объединяющая онлайн-бизнес платформа, взамен поисковик сам стал игроком на своей собственной площадке.

55
3 комментария

Спасибо за упоминание нашего сервиса. Всем предоставляется бесплатный тестовый период на 30 дней на сайте Антисоветник

2
Ответить

Спасибо, очень интересно!
Возникает вопрос, насколько это выгодно покупателю? Если разные платформы соревнуются у кого цена ниже в этих самых советниках.

Ответить

Покупатель выигрывает, проигрывает бизнес

1
Ответить