Всё про приоритизацию для продакта. Сохраняй к себе

Сегодня хочу рассказать про приоритизацию: почему сначала важно определить добавочную ценность продукта и сегмент, про подход ФФФ и 2 подхода к приоритизации: ценность и затраты, а также MoSCoW.

Изначально это серия заметок в моём телеграм-канале для продактов. Этот канал — лучший способ разобраться в продакт-менеджменте, поскольку все посты связаны между собой и можно углубиться в тему. При этом сами заметки с иллюстрациями и везде есть примеры. Надеюсь, что зацените канал!

Всё про приоритизацию для продакта. Сохраняй к себе

Почему важен поиск добавочной ценности при приоритизации

Если фокусироваться на добавочной ценности продукта, легче выделить самое важное для разработки. Добавочная ценность — это причина, почему люди захотят переключиться с текущего решения на тебя. Это твоё ключевое преимущество на фоне альтернатив человека.

Когда я решился продавать свою базу знаний, мне было сложно определить добавочную ценность. И я начал добавлять всё подряд. Вдобавок к базе предлагал бесплатную консультацию, сообщество, реферальную программу и дайджест полезных постов из других каналов. Я пытался внедрить как можно больше фич, потому что не понимал, почему мои потенциальные клиенты захотят купить мой продукт. Но от добавления других предложений продукт становился ещё менее понятным.

  1. Вместо этого стоило найти главного конкурента, то есть вместо кого я буду и с кем меня будут сравнивать. Например, для тех, кто купил курс ГоПрактис. Они потратили деньги, а это значит, что решили важную для себя задачу.
  2. Понять задачу, на которую наняли курс. Предположим, что это прокачать навыки, повысить грейд и получить более высокооплачиваемую работу. И критерий, по которому они выбирают решение и который им важен. Находим тех, кому важна цена

Затем на основе этого определить добавочную ценность. Допустим, вместо покупки курса приобретай конспект, который поможет прокачать навыки, повысить грейд и получить покруче оффер. Конспект стоит в 100 раз дешевле. Вместо 70 тысяч всего 700 рублей.

Но главное — когда ты понимаешь свою добавочную ценность, тебе проще определиться с тем, что разрабатывать и не наполнять беклог сотнями идей. Вместо этого начинаешь с простой и понятной добавочной ценности и тестируешь только её.

Что делать стартапу? Отсекать ненужное **подобно скульптору

Всё про приоритизацию для продакта. Сохраняй к себе

Начинай с узкого сегмента, где ты даешь самую большую добавочную ценность и где есть ретеншен, вместо того чтобы распыляться и делать всё для всех.

Представь, ты продал свою машину и у тебя 15к долларов на руках. Решил сделать сервис доставки продуктов. Поскольку ты хочешь быстрее заработать, ты решил доставлять всё: фрукты, овощи, мясо и даже комбучу собственного производства. Ты потратился на разработку сайта, закупку товаров у поставщиков и покупку рекламы. В итоге денег спустя 2 месяца уже практически нет. Есть мало пользователей и не сходящаяся экономика. Что делать дальше — непонятно. Закрываться? Или брать кредит под залог маминой хаты?

Вместо этого стоит найти хотя бы одну категорию, в которой есть возвращаемость. Например, это комбуча. Взять клиентов, которые часто покупают в этой категории, и узнать, как вообще так получилось, что ваши пути сошлись. Предположим, что они вам ответят, что всё они покупают в магазине, а вот комбуча у вас хороша. Этот чайный гриб —и есть ваш ретеншен окупаемости. Вместо исправления всех категорий, просто отрубайте то, что не конверт��т и куда люди не возвращаются. Режьте балласт. Оставьте что-то маленькое, что работает. А дальше шаг за шагом расширяйте ассортимент, следуя такому же принципу.

На старте кажется, что надо охватить максимальное количество пользователей своим революционным продуктом. Но на деле выиграет тот, у кого хватит смелости начать только с узкого сегмента.

ФФФ. Фиксируем бюджеты, сроки, но не функциональность

Представим, что ты нашёл сегмент, где даёшь самую большую добавочную ценность своим продуктом и где экономика сходится. Теперь поговорим уже конкретнее про подход к разработке.

ФФФ помогает не выходить за рамки денег и сроков. И главное — предлагает резать функционал, но без потери качества, времени и денег. То есть лучше сделать что-то минимально ценное, но хорошо, вовремя и в рамках бюджета, чем ради запланированных функций жертвовать качеством, временем или деньгами.

Например, при запуске своего пет-проекта всегда есть соблазн оттягивать его, потому что есть основная работа, а свой пет-проект хочется сделать идеальным. Постоянно возникают идеи, как сделать лучше. И вот твой проект разросся, а продукта всё нет. Но допустим, что ты запустился: потратился на кучу новых функций, потерял время и провалился, потому что научился получать быстро обратную связь от людей.

Вместо этого хорошим примером "как стоит делать" можно назвать первый айфон. У него не было диктофона, карты памяти, видео и буфера обмена (которые были в обычных Нокия). Были проблемы с 3G и в целом плохое качество связи. Но был тачскрин и адаптивный интерфейс, которые сделали хорошо. Эта та добавочная ценность, из-за которой перешли с других телефонов на айфон.

Поэтому фиксируй сроки и бюджет. А функциональность оставляй гибкой. Но то, что делаешь — делай для людей и хорошо.

Самая легкая приоритизация. Ценность и затраты

Добавочную ценность и сегмент нашли, подход поняли, а теперь подробнее про сами способы приоритизации

Всё про приоритизацию для продакта. Сохраняй к себе

Приоритизация нужна, потому что нельзя сделать всё, сразу и хорошо. По методологии ФФФ лучше фиксировать сроки и бюджет, а функциональность оставлять гибкой, но то, что мы хотим сделать, сделать на совесть. И лучше сделать в первую очередь то, что не требует больших затрат, но даёт высокую ценность для бизнеса.

Представим, что мы решили сделать мобильное приложение. Если не делать приоритизацию и делать всё по очередности, то сначала мы бы сделали регистрацию, онбординг, заполнение личного кабинета и только потом наш основной функционал. Первую обратную связь в таком случае получим сильно позже, чем если бы приоритизировали работу и начали с основного функционала. Ведь всё до этого этапа — не дает нам понимания, делаем ли мы что-то нужное и даём ли мы добавочную ценность?

Если продолжить тему разработки мобильного приложения, то сначала стоит понять: что сделать легко и это будет давать максимальную пользу, а что долго и мы ничего по выходу не получим. Так получаем, что основной функционал важнее всего, потому что даёт первую обратную связь. После тестирования мы узнаем: стоит ли вообще продолжать работу? Дальше онбординг, от которого зависит, поймут ли нашу добавочную ценность: почему вообще стоит выбирать нас среди всех альтернатив и продолжать пользоваться? После — регистрация и личный кабинет, которые скорее отвечают за то, чтобы понимать, а кто нами пользуется. Это полезно для сегментации аудитории. Но в сравнении с основным функционалом и онбордингом это не самое ценные блоки для бизнеса задачи. Это не ключевые риски на первых порах.

Это лишь один из способов приоритизации. Главное — понимать, что не всё можно сделать и нужно выбирать. И лучше выбирать то, что приносит больше всего ценности. Но и держать в голове, чтобы это был не космолет и не стоил космических денег

Приоритизация по MoSCoW

Всё про приоритизацию для продакта. Сохраняй к себе

Главное — приоритизировать, а не брать и делать все подряд

  1. Маст хев — без чего не будет работать продукт. То, что необходимо сделать в любом случае
  2. Шуд хев — важно, но не критично. Они тоже должны быть выполнены, но после маст
  3. Куд хев — не важно, но может повысить удовлетворенность от продукта. Можно сделать, если останется время и будут ресурсы
  4. Вуд хев — без чего могут пользоваться продуктом без ущерба удовлетворенности. Хотелось бы сделать, но их можно проигнорировать или перенести на следующие релизы без вреда для продукта

Представь, ты делаешь лендинг. В лендинг ты можешь добавить тексты, дизайн, иллюстрации, разработку, систему платежей и бота для связи. В случае если не подключать какую-либо приоритизацию, можно всё сделать последовательно и нанять под каждую задачу человека. Тогда срок релиза отдаляется и может занять больше месяца, стоимость как и риски сделать что-то плохо — увеличиваются.

С приоритизацией по Москоу ты смотришь и делишь на категории: без чего лендинг не принесет продаж, без чего конверсия лендинга сильно снизится, с чем можно поднять конверсию и что понравится твоим посетителям.

Так, например, без текстов продать продукт не получится. Так что это маст хев. Иллюстрации — шуд хев, поскольку увеличат конверсию, ведь с помощью графиков, схем и хороших фотографий людям легче понять, что вы продаете. Платежка и бот для связи — куд, поскольку можно самому принимать платежи и лично общаться, но автоматизация увеличивает конверсию и позволит масштабироваться. А вуд хев — это разработка и дизайн. С ними легче, но с точки зрения пользователя это не самое важное и их можно перенести в следующие релизы. Кто-то может никогда и не обращаться к разработчикам и дизайнерам, ограничиваясь готовыми шаблонами на Тильде.

Приоритизация — наше всё. Без неё дороже обходится разработка, выбиваемся из сроков и самое главное — дольше получаем фидбек от рынка

3 поста, которыми чаще всего делились

  1. Всё про конкурентов. Все заметки по этой теме в одном посте https://t.me/zettelp/831
  2. ABCD-сегментация. Объяснил, как такой метод позволяет фокусироваться на самых важных сегментах https://t.me/zettelp/840
  3. Рассказал, как запустил свой пет-проект и поделился инсайтом https://t.me/zettelp/835
  4. Также можете почитать мою статью-гайд с аналитиком из Авито, как продакту работать с аналитиком и не сойти с ума https://vc.ru/hr/1784356-kak-prodaktu-rabotat-s-analitikom-i-ne-soiti-s-uma
2
Начать дискуссию