Всё про приоритизацию для продакта. Сохраняй к себе
Сегодня хочу рассказать про приоритизацию: почему сначала важно определить добавочную ценность продукта и сегмент, про подход ФФФ и 2 подхода к приоритизации: ценность и затраты, а также MoSCoW.
Изначально это серия заметок в моём телеграм-канале для продактов. Этот канал — лучший способ разобраться в продакт-менеджменте, поскольку все посты связаны между собой и можно углубиться в тему. При этом сами заметки с иллюстрациями и везде есть примеры. Надеюсь, что зацените канал!
Почему важен поиск добавочной ценности при приоритизации
Если фокусироваться на добавочной ценности продукта, легче выделить самое важное для разработки. Добавочная ценность — это причина, почему люди захотят переключиться с текущего решения на тебя. Это твоё ключевое преимущество на фоне альтернатив человека.
Когда я решился продавать свою базу знаний, мне было сложно определить добавочную ценность. И я начал добавлять всё подряд. Вдобавок к базе предлагал бесплатную консультацию, сообщество, реферальную программу и дайджест полезных постов из других каналов. Я пытался внедрить как можно больше фич, потому что не понимал, почему мои потенциальные клиенты захотят купить мой продукт. Но от добавления других предложений продукт становился ещё менее понятным.
- Вместо этого стоило найти главного конкурента, то есть вместо кого я буду и с кем меня будут сравнивать. Например, для тех, кто купил курс ГоПрактис. Они потратили деньги, а это значит, что решили важную для себя задачу.
- Понять задачу, на которую наняли курс. Предположим, что это прокачать навыки, повысить грейд и получить более высокооплачиваемую работу. И критерий, по которому они выбирают решение и который им важен. Находим тех, кому важна цена
Затем на основе этого определить добавочную ценность. Допустим, вместо покупки курса приобретай конспект, который поможет прокачать навыки, повысить грейд и получить покруче оффер. Конспект стоит в 100 раз дешевле. Вместо 70 тысяч всего 700 рублей.
Но главное — когда ты понимаешь свою добавочную ценность, тебе проще определиться с тем, что разрабатывать и не наполнять беклог сотнями идей. Вместо этого начинаешь с простой и понятной добавочной ценности и тестируешь только её.
Что делать стартапу? Отсекать ненужное **подобно скульптору
Начинай с узкого сегмента, где ты даешь самую большую добавочную ценность и где есть ретеншен, вместо того чтобы распыляться и делать всё для всех.
Представь, ты продал свою машину и у тебя 15к долларов на руках. Решил сделать сервис доставки продуктов. Поскольку ты хочешь быстрее заработать, ты решил доставлять всё: фрукты, овощи, мясо и даже комбучу собственного производства. Ты потратился на разработку сайта, закупку товаров у поставщиков и покупку рекламы. В итоге денег спустя 2 месяца уже практически нет. Есть мало пользователей и не сходящаяся экономика. Что делать дальше — непонятно. Закрываться? Или брать кредит под залог маминой хаты?
Вместо этого стоит найти хотя бы одну категорию, в которой есть возвращаемость. Например, это комбуча. Взять клиентов, которые часто покупают в этой категории, и узнать, как вообще так получилось, что ваши пути сошлись. Предположим, что они вам ответят, что всё они покупают в магазине, а вот комбуча у вас хороша. Этот чайный гриб —и есть ваш ретеншен окупаемости. Вместо исправления всех категорий, просто отрубайте то, что не конверт��т и куда люди не возвращаются. Режьте балласт. Оставьте что-то маленькое, что работает. А дальше шаг за шагом расширяйте ассортимент, следуя такому же принципу.
На старте кажется, что надо охватить максимальное количество пользователей своим революционным продуктом. Но на деле выиграет тот, у кого хватит смелости начать только с узкого сегмента.
ФФФ. Фиксируем бюджеты, сроки, но не функциональность
Представим, что ты нашёл сегмент, где даёшь самую большую добавочную ценность своим продуктом и где экономика сходится. Теперь поговорим уже конкретнее про подход к разработке.
ФФФ помогает не выходить за рамки денег и сроков. И главное — предлагает резать функционал, но без потери качества, времени и денег. То есть лучше сделать что-то минимально ценное, но хорошо, вовремя и в рамках бюджета, чем ради запланированных функций жертвовать качеством, временем или деньгами.
Например, при запуске своего пет-проекта всегда есть соблазн оттягивать его, потому что есть основная работа, а свой пет-проект хочется сделать идеальным. Постоянно возникают идеи, как сделать лучше. И вот твой проект разросся, а продукта всё нет. Но допустим, что ты запустился: потратился на кучу новых функций, потерял время и провалился, потому что научился получать быстро обратную связь от людей.
Вместо этого хорошим примером "как стоит делать" можно назвать первый айфон. У него не было диктофона, карты памяти, видео и буфера обмена (которые были в обычных Нокия). Были проблемы с 3G и в целом плохое качество связи. Но был тачскрин и адаптивный интерфейс, которые сделали хорошо. Эта та добавочная ценность, из-за которой перешли с других телефонов на айфон.
Поэтому фиксируй сроки и бюджет. А функциональность оставляй гибкой. Но то, что делаешь — делай для людей и хорошо.
Самая легкая приоритизация. Ценность и затраты
Добавочную ценность и сегмент нашли, подход поняли, а теперь подробнее про сами способы приоритизации
Приоритизация нужна, потому что нельзя сделать всё, сразу и хорошо. По методологии ФФФ лучше фиксировать сроки и бюджет, а функциональность оставлять гибкой, но то, что мы хотим сделать, сделать на совесть. И лучше сделать в первую очередь то, что не требует больших затрат, но даёт высокую ценность для бизнеса.
Представим, что мы решили сделать мобильное приложение. Если не делать приоритизацию и делать всё по очередности, то сначала мы бы сделали регистрацию, онбординг, заполнение личного кабинета и только потом наш основной функционал. Первую обратную связь в таком случае получим сильно позже, чем если бы приоритизировали работу и начали с основного функционала. Ведь всё до этого этапа — не дает нам понимания, делаем ли мы что-то нужное и даём ли мы добавочную ценность?
Если продолжить тему разработки мобильного приложения, то сначала стоит понять: что сделать легко и это будет давать максимальную пользу, а что долго и мы ничего по выходу не получим. Так получаем, что основной функционал важнее всего, потому что даёт первую обратную связь. После тестирования мы узнаем: стоит ли вообще продолжать работу? Дальше онбординг, от которого зависит, поймут ли нашу добавочную ценность: почему вообще стоит выбирать нас среди всех альтернатив и продолжать пользоваться? После — регистрация и личный кабинет, которые скорее отвечают за то, чтобы понимать, а кто нами пользуется. Это полезно для сегментации аудитории. Но в сравнении с основным функционалом и онбордингом это не самое ценные блоки для бизнеса задачи. Это не ключевые риски на первых порах.
Это лишь один из способов приоритизации. Главное — понимать, что не всё можно сделать и нужно выбирать. И лучше выбирать то, что приносит больше всего ценности. Но и держать в голове, чтобы это был не космолет и не стоил космических денег
Приоритизация по MoSCoW
Главное — приоритизировать, а не брать и делать все подряд
- Маст хев — без чего не будет работать продукт. То, что необходимо сделать в любом случае
- Шуд хев — важно, но не критично. Они тоже должны быть выполнены, но после маст
- Куд хев — не важно, но может повысить удовлетворенность от продукта. Можно сделать, если останется время и будут ресурсы
- Вуд хев — без чего могут пользоваться продуктом без ущерба удовлетворенности. Хотелось бы сделать, но их можно проигнорировать или перенести на следующие релизы без вреда для продукта
Представь, ты делаешь лендинг. В лендинг ты можешь добавить тексты, дизайн, иллюстрации, разработку, систему платежей и бота для связи. В случае если не подключать какую-либо приоритизацию, можно всё сделать последовательно и нанять под каждую задачу человека. Тогда срок релиза отдаляется и может занять больше месяца, стоимость как и риски сделать что-то плохо — увеличиваются.
С приоритизацией по Москоу ты смотришь и делишь на категории: без чего лендинг не принесет продаж, без чего конверсия лендинга сильно снизится, с чем можно поднять конверсию и что понравится твоим посетителям.
Так, например, без текстов продать продукт не получится. Так что это маст хев. Иллюстрации — шуд хев, поскольку увеличат конверсию, ведь с помощью графиков, схем и хороших фотографий людям легче понять, что вы продаете. Платежка и бот для связи — куд, поскольку можно самому принимать платежи и лично общаться, но автоматизация увеличивает конверсию и позволит масштабироваться. А вуд хев — это разработка и дизайн. С ними легче, но с точки зрения пользователя это не самое важное и их можно перенести в следующие релизы. Кто-то может никогда и не обращаться к разработчикам и дизайнерам, ограничиваясь готовыми шаблонами на Тильде.
Приоритизация — наше всё. Без неё дороже обходится разработка, выбиваемся из сроков и самое главное — дольше получаем фидбек от рынка
3 поста, которыми чаще всего делились
- Всё про конкурентов. Все заметки по этой теме в одном посте https://t.me/zettelp/831
- ABCD-сегментация. Объяснил, как такой метод позволяет фокусироваться на самых важных сегментах https://t.me/zettelp/840
- Рассказал, как запустил свой пет-проект и поделился инсайтом https://t.me/zettelp/835
- Также можете почитать мою статью-гайд с аналитиком из Авито, как продакту работать с аналитиком и не сойти с ума https://vc.ru/hr/1784356-kak-prodaktu-rabotat-s-analitikom-i-ne-soiti-s-uma