Маркетинговое обоснование целесообразности реализации инфраструктурного проекта
Обоснование целесообразности реализации проекта государственно-частного партнёрства (ГЧП) является фундаментом проектной работы.
К полученным результатам различные специалисты будут обращаться как на предпроектной стадии в процессе переговоров с публичной стороной, подготовки финансовой модели, составления матрицы рисков и формирования текста соглашения, так и на инвестиционной, когда федеральному правительству или финансирующим организациям могут потребоваться дополнительные аргументы в пользу коммерческой или бюджетной эффективности предлагаемого проекта. А порой и на стадии эксплуатации, когда в связи с обновлением правительственного блока происходит ревизия заключенных соглашений и к критике существующих проектов подключается множество заинтересованных сторон.
Укрупнённо можно выделить несколько направлений подготовки обоснования целесообразности:
- Для публичной стороны. В случае, если проект инициируется частным инвестором и необходимо убедить органы власти в необходимости реализации проекта.
- Для инвестора. Когда руководству инвестиционного холдинга для принятия решения требуется детальная оценка коммерческой эффективности проекта.
- Для привлечения финансирования. В данном случае заинтересованными сторонами выступают инвесторы и финансирующие организации, которым нужно обоснование финансовой эффективности проекта и гарантии возврата вложенных средств.
- Для населения. Местным жителям и будущим пользователям важно знать на что расходуются бюджетные средства, что будет построено под их окнами и смогут ли они эти объектом пользоваться.
Таким образом, у обоснования целесообразности может быть не только формальная функция по оценке эффективности на основе отдельных методологий, но и социальная. То есть объяснение местному населению, представителям законодательных собраний, активистам всех мастей, общественным объединениям - почему именно этому проекту должна быть (или уже) оказана поддержка в виде выделения земельного участка и/или бюджетного софинансирования.
Когда к нам в Гиперион обращаются с подобным запросом, мы рекомендуем следующую структуру обоснования целесообразности (может меняться в зависимости от задачи):
- соответствие проекта документам стратегического планирования;
- инфраструктурные ограничения;
- потребности населения;
- социально-экономическая, демографическая и общественно-политическая ситуация на территории реализации проекта;
- конкурентное окружение;
- ёмкость рынка;
- территория размещения объекта инфраструктуры;
- реализуемость бизнес-модели;
- доступность технологических и инженерных решений;
- социальная, экономическая, бюджетная, экологическая, отраслевая эффективность;
- оценка сравнительного преимущества;
- формирование дополнительной социальной ценности проекта.
Обоснование целесообразности реализации проекта является ценным инструментом, минимизирующим риски, в том числе информационно-коммуникационные. Средний жизненный цикл проекта #ГЧП составляет 12 лет, а предельный достигает 49 лет. Поэтому важно делать не только то, что обязательно и прописано в требованиях, но и то, что может упростить реализацию проекта и обезопасить его в будущем.
Если хотите знать больше, подписывайтесь на мой телеграм канал ИНФРАКЛУБ, посвящённый рынку инфраструктурных проектов и ГЧП.