Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

Меньше чем за год нам удалось создать узнаваемый бренд натуральных полуфабрикатов и поднять его продажи в 20 раз. Из нашего кейса с компанией SMEKALKA вы узнаете, как с помощью инструментов брендинга, маркетинга и коммуникаций занять уверенную позицию на быстро растущем рынке доставки еды и стремительно развиваться несмотря на пандемию и кризис.

Вернуть вкус настоящей еды и увеличить обороты в 20 раз

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

К нам в ENDY обратилась команда проекта SMEKALKA, основатели которого захотели вернуть на рынок настоящий вкус еды и избавить людей от некачественных полуфабрикатов.

Мысль о создании полезных для здоровья полуфабрикатов возникла из собственных потребностей основателей компании в качественной и безвредной еде. Вместе мы убедились в том, что выбора у людей нет и в магазинах можно купить только продукты, изготовленные с добавлением различных консервантов и оставляющие желать лучшего по вкусу.

Мы решили изменить эту ситуацию и дать людям возможность питаться вкусной и полезной едой, приготовленной как дома. Идея бренда SMEKALKA в том, чтобы улучшать жизнь людей и мир вокруг, делая такой продукт, которым можно гордиться. Высокий стандарт качества, ответственное и осознанное отношение во всём стали основой нашей работы.

Продукция SMEKALKA — это про качество жизни во всех её проявлениях: от вкуса и натуральных свойств продукта до семейных ценностей и уважения к людям.

Когда мы начали сотрудничать, в ноябре 2019 года, у SMEKALKA было единственное производство в посёлке Шушары (Санкт-Петербург) с оборотом до 10 килограмм в день. Продажи шли исключительно благодаря локальной аудитории, покупавшей продукт в единственном офлайн-магазине. Понятное дело, что с такими цифрами мир не изменишь, и надо что-то предпринимать.

Какие цели перед собой поставили основатели SMEKALKA:

  • Увеличение оборотов до 6 тонн в месяц к концу 2020 года;
  • Открытие фирменных точек продаж;
  • Выход на федеральный уровень в течение 5 лет.

А вот какие задачи мы для себя сформулировали перед началом работы:

  • Сформировать бренд SMEKALKA в умах потребителей;
  • Собрать пул постоянных клиентов на уровне не менее 50% от общего числа заказов;
  • Объединить вокруг бренда активное и лояльное комьюнити в медийном пространстве.

Главная задача — донести ценность продукта до аудитории так, чтобы люди начали покупать незнакомую им ранее продукцию.

Почему потребители не верят в полуфабрикаты

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

С продажей полуфабрикатов SMEKALKA на начальном этапе были связаны следующие сложности:

  • Отсутствие у людей доверия к качеству полуфабрикатной продукции. Это связано с тем, что сетевой ритейл, где продаются полуфабрикаты с сомнительным составом, пагубно влияет на общую репутацию продукта;
  • Незнакомый широкой аудитории бренд;
  • Ценовой сегмент. Продукция SMEKALKA продаётся по цене чуть выше средней по рынку.

Для нас было важно преодолеть потребительские барьеры и донести до людей то, что SMEKALKA предлагает натуральный продукт, который сопоставим по вкусу с домашней едой.

Вынужденный отказ от офлайн-рекламы и ставка на продвижение в digital

Активная стадия нашего партнерства с компанией SMEKALKA пришлась на период изоляции и прочих ограничений из-за COVID-19. Мы были вынуждены полностью отказаться от офлайн-коммуникаций: никаких билбордов, баннеров, флаеров и прочих внешних ресурсов.

Из-за коронавирусных ограничений мы сделали ставку на работу службы доставки, продвижение в digital-направлениях с помощью таргетированной рекламы и формирование комьюнити в соцсетях.

Из-за небольшого стартового бюджета раскрутку службы доставки мы начали с запуска ведущей на сайт таргетированной рекламы на холодную аудиторию за пределами посёлка Шушары. В сжатые сроки это недорогое решение позволило нам увеличить обороты до 100 кг в день.

На старте запуска рекламы мы тестировали гипотезу о том, что люди соскучились по домашним натуральным пельменям и вареникам. У них есть в этом потребность, но нет времени готовить самим, а покупные полуфабрикаты вызывают много вопросов относительно качества.

В креативах мы делали акцент на качество и доставку: фермерское мясо, приготовленное по домашним рецептам, использование натуральных продуктов и возможность получить еду на дом. Кроме того, в качестве офера предлагали подарок к заказу, чтобы простимулировать людей, так как о бренде было мало известного и у людей не было к нему доверия.

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

В апреле, когда весь город перешёл на карантин окончательно и все особенно беспокоились о своём здоровье и безопасности, мы сняли и запустили ролик о нашей безопасной и бесконтактной доставке.

В мае мы решили протестировать гипотезу «цена и качество». До этого мы нигде не говорили про стоимость продукта. В мае решили выйти в таргет с продуктовой каруселью и обозначением стоимости на представленные позиции, акцентировав внимание людей на том, что у нас не только полезно и вкусно, но и доступная цена за высокое качество.

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

После этого мы решили протестировать гипотезу про доставку. Первоначально доставка по городу была бесплатна от 1000 рублей. Мы поняли, что для первого заказа это может быть барьером из-за слишком высокого чека, и человек не будет готов сразу купить на большую сумму. Мы опустили стоимость бесплатной доставки до 600 рублей и запустили на это рекламу, дополнительно пропушили бесплатную доставку по Шушарам.

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

Пропорционально увеличению продаж росла и узнаваемость бренда. Люди положительно отзывались о продукте и самом бренде в сети, становились частью лояльной аудитории и возвращались за повторными покупками.

Как убедить потребителей покупать незнакомый продукт

Как уже было отмечено, одной из основных целей компании был выход на 6 тонн производства в месяц к концу года. Спойлер: нам удалось этого достичь уже в октябре 2020 года, когда оборот продукции составил 5710 кг при более чем 2 тысячах заказов.

Продукт-драйвер продаж — комплексные наборы по специальным ценам.

Чтобы людям было проще решиться на покупку, мы приготовили готовое решение — набор из лучших продуктов компании. Заказ комплексного набора стал оптимальным выбором для покупателей, потому как привлекал ценой, объёмом и разнообразием продукции.

Наборы помогали потребителям преодолеть барьер перед новым для них брендом и дали возможность попробовать самые популярные продукты SMEKALKA, чтобы убедиться в их высоком качестве.

Самым успешным оффером стал набор «Любимое от SMEKALKA» за 890 рублей.

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

С помощью этого предложения, которое мы разместили на сайте и активно продвигали через таргетированную рекламу, продажи удалось повысить ровно в 2 раза.

Важно отметить, что люди не только заказывали набор на доставку, но и докупали к нему дополнительные позиции. На такие заказы приходилось порядка 50% от общего числа продаж. Маржинальность самого набора сохранялась на уровне 50%, поэтому продажи шли только в плюс, способствуя стабильному росту выручки.

Персонализированная реклама заменяет продвижение через скидки на продукт

Из-за растущей лояльности аудитории мы не боялись экспериментов и тестировали разные гипотезы. Проведя массу исследований и опросов потребителей, мы выяснили, какие сценарии употребления полуфабрикатной продукции их интересуют. Это помогло нам ввести в оборот ещё 3 комплексных предложения:

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

На каждый из наборов мы запускаем отдельную таргетированную рекламу, предлагая тот или иной оффер подходящей аудитории: холостяки, спортсмены, мамы в декрете, любители ПП-десертов.

В рекламных офферах люди получают не скидки, а спецпредложения и подарки. Такой подход вписывается в политику компании и даёт результат. Для отслеживания эффективности креативов мы используем промо-коды.

Как общаться с аудиторией, чтобы она разделяла твои ценности

За счёт роста и развития службы доставки, которая стала оперативно обслуживать весь Санкт-Петербург, активной рекламы в сети и удачных офферов мы значительно расширили аудиторию SMEKALKA в социальных сетях:

  • В Instagram мы с нуля набрали более 8000 органических подписчиков;
  • Во ВКонтакте нам удалось привлечь более 2500 человек.

Успех продаж и формирование комьюнити не были бы возможными без контент-маркетинга, построенного на эмоциональной составляющей бренда.

Как мы уже отметили, продукция SMEKALKA это не просто качественная еда, это настоящий способ менять мир вокруг. Эта идея послужила для нас вдохновением и отправной точкой для создания контента.

Мы решили строить взаимодействие с потребителями через людей, влюбленных в свой продукт, и не стали ограничиваться традиционными продуктовыми постами.

Основатели SMEKALKA не боятся смотреть в глаза своим клиентам и показывать производство и состав продуктов, ведь они полностью уверены в своих полуфабрикатах. Это стало залогом формирования лояльности клиентов и дополнительным стимулом роста продаж.

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

Снять имиджевые фильмы без продвижения продукта напрямую

Для поддержания образа честного и открытого бренда мы создали и оформили канал SMEKALKA на YouTube, а затем сняли 2 имиджевых видео с полноценными сюжетами, приуроченными к любимым в России праздникам, — 23 февраля и 8 марта.

В первом ролике речь шла про давних друзей, которые никак не могут встретиться, но в итоге благодаря смекалке, проявленной их жёнами, они наконец-то проводят время вместе за пельменями от SMEKALKA

В другом фильме мы рассказали историю матери, которая создаёт собственный позитивный мир со здоровой и вкусной едой для дочки, несмотря на все жизненные сложности.

В результате продвижения рекламные видео в сумме набрали почти 300 тысяч просмотров на YouTube.

Эти имиджевые фильмы, которые воплотила в жизнь команда продакшн-отдела ENDY, показали продукт и познакомили людей с брендом, который во главу угла ставит честность и естественность.

… и поработать с блогерами

Взаимодействие с блогерами помогло нам рассказать о бренде SMEKALKA широкой аудитории, а также повысить среднее количество заказов до 1330 штук в месяц уже в июле 2020 года.

Ядро нашей ЦА — семейные люди и женщины в возрасте 30-35 лет. Исходя из этого, мы подбираем блогеров, которые работают в рамках тем для молодых родителей, делятся жизненным опытом и честно рассказывают про повседневные вещи.

С микроинфлюенсерами мы работаем по принципу CTA: они призывают подписчиков совершить покупку или подписаться на аккаунт SMEKALKA.

Каждому блогеру мы даём конкретные промокоды, которые позволяют отследить количество заказов и оценить качество взаимодействия. Интересно, что промокоды от блогеров применяются в среднем вдвое чаще тех, что мы размещаем в таргетированной и контекстной рекламе.

Как победить сетевой ритейл и увеличить продажи в 20 раз

Некоторых блогеров мы приглашаем на производство, чтобы соответствовать принципам честности и наглядно показывать широкой аудитории, что продукт SMEKALKA — действительно качественный и натуральный.

В среднем работа с микроинфлюенсерами приводит в аккаунт SMEKALKA до 500 человек ежемесячно.

Промежуточные итоги и планы на будущее

Сейчас у нас есть лояльная аудитория и пул постоянных клиентов на уровне 48% от общего числа заказов, отработанные на практике и доказавшие свою эффективность маркетинговые гипотезы и стабильный экономический рост компании.

Всего за год инструментами брендинга, маркетинга и коммуникаций мы помогли SMEKALKA увеличить обороты с 10 кг/день до 200 кг/день.

В планах:

  • Масштабирование офлайн-продаж за счёт открытия новых магазинов и кондитерских;
  • Расширение ассортимента на рынке полуфабрикатов до 100 позиций к концу года, ведь по сути нам удалось отвоевать у сетевого ритейла целый сегмент и нет причин останавливаться на достигнутом;
  • Выход на федеральный уровень.

Когда делаешь то, во что действительно веришь, это вдохновляет и позволяет добиваться любых поставленных целей. Мы уверены, что всё задуманное руководством SMEKALKA исполнится в ближайшем будущем, и совсем скоро об этом бренде узнают не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве и других городах России.

Спасибо, что дочитали статью до конца, надеемся, что вы почерпнете из нашего опыта много полезного и сможете применить некоторые описанные практики в своем бизнесе.

Команда проекта:

Никита Юткин — генеральный директор
Макс Фёдоров — сооснователь и бренд-продюсер
Евгений Грань — креативный директор
Ксения Логинова — партнер и руководитель отдела стратегии и маркетинга
Дана Богунович — проектный менеджер
Снежана Антонова — руководитель отдела SMM
Ульяна Викулова — ведущий маркетолог
Дарья Ботова — SMM-специалист
Марина Соколова — SMM-специалист
Валерия Сидорик — специалист по рекламе
Александра Зибрева — копирайтер
Алёна Литвиненко — копирайтер
Роман Ковалев — копирайтер
Кирилл Панов — технический дизайнер

1414
29 комментариев

У меня друзья живут в Шушарах. У них 5 (пять!) детей. Квартиру им город дал недавно. Порекомендую им Смекалку.

1
Ответить
Автор

Уверены, вы и ваши друзья не пожалеете!

Ответить

Цифры?

1
Ответить
Автор

Можете посмотреть в ответе на комментарий Дмитрия.

Ответить

Интересный кейс, спасибо! Благодаря вам знаю, что у меня будет сегодня на ужин :) 

1
Ответить
Автор

Приятного аппетита!

Ответить

Знаем таких. В прошлом месяце на меня таргет выходил :)
Арахисовая паста огонь

1
Ответить