Сделал дешевый сайт — разбогател, сделал дорогой — обанкротился!
Приветствую, на связи Павел Чегодаев, и я продолжаю рубрику «Школа Digital для руководителей».
Сегодня хочу затронуть немного провокационную тему — сколько должен стоить хороший сайт и как цена влияет на его эффективность в бизнесе. Почему эта тема провокационна? Всё просто: если посмотреть на рынок, легко можно найти предложения по созданию сайта от 20 тысяч рублей до 2 миллионов и даже выше. Возникает вопрос: за 20 тысяч рублей вы получите простой лендинг на Тильде, подходящий для запуска рекламы в Яндекс.Директе, а за 2 миллиона — качественный интернет-магазин, который будет стабильно приносить миллионы прибыли ежемесячно. Звучит логично, правда? Но всё ли так однозначно?
Уверен, эта статья вызовет немало споров и комментариев, в которых обязательно будут утверждать, что есть примеры удачных сайтов и за 200–300 тысяч рублей. Я не отрицаю, такое действительно бывает. Но чаще всего реальность оказывается менее радужной.
Основная проблема заключается в том, что многие руководители бизнеса на старте разработки сайта четко не формулируют задачи и ожидания от будущего проекта. Исполнители, будь то веб-студии или фрилансеры, работают строго по техническому заданию. Их главная задача — выполнить условия договора. На выходе вы получаете сайт, который технически соответствует заявленным требованиям. Но будет ли он действительно продавать и приносить прибыль? Это уже не входит в круг ответственности разработчика.
К сожалению, зачастую эту ситуацию провоцирует сам заказчик, пытаясь максимально сэкономить бюджет или выбирая исполнителя исключительно по известности бренда веб-студии, полагая, что крупная студия гарантированно сделает сайт лучше. Это далеко не всегда так. Реальность такова, что даже именитые агентства строго следуют ТЗ и не выполняют дополнительных работ, не заложенных в бюджет, — таких как маркетинговая проработка сайта, создание лид-магнитов, подготовка текстов или SEO-оптимизация.
Раскрою вам один важный секрет: сайт, созданный для сдачи заказчику, и сайт, приносящий стабильные продажи из поисковой выдачи и контекстной рекламы — это два совершенно разных продукта. После запуска полноценного SEO-продвижения, например, за год сайт может быть изменен на 50%, а иногда и более. Почему так происходит?
Вся причина в том, что на этапе разработки редко закладываются важнейшие работы, необходимые для превращения сайта в продающий инструмент. Часто не привлекаются:
- SEO-специалисты, которые могут провести детальный анализ конкурентов и сформировать правильную структуру;
- Маркетологи, которые подберут оптимальные механики привлечения клиентов и создадут эффективные лид-магниты;
- Копирайтеры, способные подготовить продающие тексты, мотивирующие посетителя совершить покупку или оставить заявку.
В лучшем случае делается базовая структура сайта, иногда настраивается интеграция с системой 1С, чтобы выгружать товары в интернет-магазин. На этом работы заканчиваются, сайт формально «готов». Что происходит дальше?
Руководитель принимает решение срочно запускать рекламу, и первые бюджеты уходят в Яндекс.Директ. И тут возникает закономерный вопрос: почему сайт не приносит ожидаемых результатов? Всё просто — проект, недавно переданный заказчику, еще «сырой», не подготовлен к продаже и не отвечает базовым требованиям юзабилити и коммерческих факторов.
Представьте классический интернет-магазин, который только что сдан. Что видит пользователь? Каталог товаров с одной-двумя фотографиями, базовыми характеристиками и сложными техническими заголовками вроде: «Erismann Versailles мотив / 12173-31 / 6 / 10,05*1,06 / Винил на Флизелине». Согласитесь, сделать заказ на таком сайте сложно и неудобно. Как следствие — низкая конверсия, неэффективность рекламы и потеря рекламного бюджета.
Еще одна распространенная ошибка, способная полностью погубить бизнес, — вложить все деньги исключительно в разработку сайта, не оставив бюджета на его продвижение. Давайте посмотрим правде в глаза: средняя стоимость небольшого интернет-магазина сегодня составляет примерно 400–800 тысяч рублей. SEO-продвижение такого сайта будет стоить примерно 70–120 тысяч рублей в месяц, то есть годовой бюджет на продвижение легко превысит первоначальные затраты на разработку. Отсутствие денег на продвижение практически гарантированно приводит к финансовым потерям и провалу проекта.
Именно поэтому, независимо от суммы, потраченной на сайт, нужно заранее предусмотреть бюджет на его дальнейшую рекламу и доработку. Я всегда рекомендую выделить средства на:
- Первичную SEO-оптимизацию;
- Написание качественного, продающего контента;
- Улучшение юзабилити и структуры сайта до запуска рекламы.
Эти простые действия помогут значительно повысить эффективность сайта с первых дней его работы, снизить затраты на дальнейшие исправления и избежать ненужных потерь рекламных бюджетов.
Закончить хочу важным напоминанием: неважно, сколько вы готовы потратить на создание сайта — несколько десятков тысяч или миллионы рублей, главное — всегда думать наперед, как сайт будет работать и развиваться дальше. Разработка сайта — это лишь первый шаг на пути к успеху вашего бизнеса в интернете, и подходить к нему нужно максимально осознанно и ответственно.
🎁 Если вы дочитали статью до конца — значит, вам действительно важно развивать свой бизнес и избегать ошибок в digital. Еще больше откровенного и полезного контента без воды читайте в моем личном Telegram-канале. Подписывайтесь прямо сейчас:
До встречи в следующих статьях!
Павел Чегодаев, CEO digital-агентства Streton