Инстаграм — всё: бизнесу запретили рекламироваться на запрещённых сайтах. Что это значит

Инстаграм — всё: бизнесу запретили рекламироваться на запрещённых сайтах. Что это значит

Госдума приняла законопроект о запрете рекламы в Instagram* и Facebook*. Это значит, что российскому бизнесу рекламу на этих площадках нельзя будет давать ни через таргет, ни через инфлюенсеров. Да, совсем.

Рассказываем, что делать тем, кому западные соцсети приводили большую часть клиентов.

Какие ещё площадки запретят

Если президент и Совет Федерации подпишут законопроект, с 1 сентября 2025 года в Instagram*, Facebook*, нежелательных медиа и на сайтах экстремистских организаций, давать рекламу будет запрещено. Например, «под раздачу» попадут также LinkedIn, «ОВД-Инфо»** и X (бывший Twitter). Все эти сайты уже заблокированы на территории России, но некоторые виды бизнеса продолжают размещать на них рекламу, пусть и обходными путями.

Инстаграм — всё: бизнесу запретили рекламироваться на запрещённых сайтах. Что это значит

Если судебного постановления и официальной блокировки нет, рекламироваться можно. На YouTube запрет тоже не распространяется — его нет в списке нежелательных медиа.

Новости, аналитические материалы, информация о своей работе на собственных площадках, отзывы пользователей рекламой не считаются. Запрет на рекламу ≠ запрет на ведение социальных сетей.

Какие будут штрафы

Если выяснится, что бизнес заплатил блогеру или площадке за рекламу, штраф получат обе стороны. Сейчас в законопроекте есть вот такие цифры:

Инстаграм — всё: бизнесу запретили рекламироваться на запрещённых сайтах. Что это значит

Пример — микроблогер с аудиторией в 1 500 подписчиков размещает пост, где рекомендует программу для редактирования фотографий от российских разработчиков. Он получил за этот пост вознаграждение в размере 3 000 рублей. Блогер не оформлен как ИП или самозанятый, но прорекламировал среди подписчиков ПО российских разработчиков. Штраф получат обе стороны сделки. Блогер — 2 500 рублей, а разработчик — 500 000 рублей.

Как будут искать нарушения

В первую очередь, по жалобам от неравнодушных граждан. Скорее всего, ими станут конкуренты, которые не захотят отдавать вам часть рынка.

Ещё ФНС проводит мониторинги в соцсетях, чтобы выявить нарушения. Например, в СМИ писали о том, что налоговики из Мурманска заказывали услуги через интернет у незарегистрированных бизнесменов и брали с поличным мастеров маникюра, швей и кондитеров, которые продавали свои услуги через соцсети. Увидеть предложение в интернете недостаточно, чтобы привлечь человека к ответственности, а контрольная закупка не оставит сомнений в правонарушении.

Аналогичным способом будут искать и тех, кто даёт или распространяет рекламу на запрещённых платформах.

Что делать

Закон начнёт действовать через полгода, но начинайте готовиться уже сейчас.

→ Пересмотрите рекламные стратегии и начните искать альтернативные платформы. В 2022 году рекламная активность в Instagram* заметно снизилась, в сентябре 2025 будет новый виток снижения. Распределите рекламный бюджет на другие перспективные площадки — Telegram, VK или Дзен.

→ Прописывайте дополнительные условия в договорах с медиа или блогерами. Например, укажите, что блогер обязан опубликовать рекламный рилс в VK, но не должен дублировать его в Instagram*. Если уже запланировали коллаборации, успейте опубликовать контент и оплатить рекламу до 1 сентября.

→ Изучите правила учёта рекламных расходов. Теперь налоговая будет относиться к таким отчётам ещё внимательнее. К тому же, в 2025 году правила учёта таких расходов изменятся — появятся специальные коды ОКВЭД для блогеров и дополнительные сборы за размещение рекламы в интернете.

***

Поможем правильно оформить договор с блогерами и учесть расходы на рекламу, чтобы у налоговиков не было к вам вопросов. Получите консультацию экспертов «Моё дело» — для этого напишите в наш бот или оставьте заявку на сайте ↓

* — Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ

** – организация внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

8
3
1 комментарий