Как использовать дашборд для аналитики в коммуникациях

Аналитическая компания PR News делится своим опытом в создании дашбордов и рассказывает о том, как в коммуникациях и PR делать информацию доступной и понятной.

Как использовать дашборд для аналитики в коммуникациях

Создание чего-то простого — большое искусство. Дашборд или, иными словами, информационная панель — формат, который позволяет сделать информацию легкой для восприятия, передать ее содержание на простом языке и наглядно проанализировать. Сегодня это один из актуальных и ценных инструментов на рынке коммуникаций. Ведь данных становится все больше, а времени на их усвоение — все меньше. Поэтому выигрывает тот, кто может сложное сделать простым.

Мы в PR News используем дашборд в собственной медиааналитике на регулярной основе (ежемесячно, ежеквартально и т.д.). Краткая версия данных позволяет в любое удобное время быстро вернуться к архиву в сжатом виде и увидеть его ключевые моменты. Визуализировать исследование или кейс, представить на мероприятии оперативную аналитику соцмедиа или презентовать информацию руководителю компании — во всем этом тоже пригодится дашборд.

Рассказываем, как работать с этим форматом тем, кто занимается коммуникациями и PR.

Не только визуализация, но и анализ

Что, собственно, такое дашборд?

Попросту говоря, это информационная панель (с английского dashboard дословно переводится как «приборная панель»): экран, на котором с помощью таблиц, диаграмм и других инструментов визуализированы наиболее важные данные. Особенность дашборда в том, что он не просто показывает информацию, но и анализирует ее, помогает сделать из нее выводы. То есть дает возможность понять ее значимость в объеме и динамике, выделить среди прочего самое главное и понять характер данных (позитивный, негативный и пр.). Это отличает дашборд от инфографики (она может быть его частью), которая призвана прежде всего показать, а не проанализировать.

Чем полезен дашборд

Дашборды можно создавать в аналитике любой отрасли: чтобы оценить потоки пациентов в больнице или зарплату сотрудников в крупной компании, чтобы провести мониторинг соцмедиа или понять удовлетворенность клиентов новым сервисом в телекоммуникациях. Это формат позволяет управлять данными — не погрязнуть в их объеме, а структурировать и облегчить их использование и понимание.

Дашборд — это универсальный формат для анализа данных. Чтобы создать его, мало просто найти подходящую программу и научиться ей пользоваться. Финальной работе над дашбордом предшествует работа аналитическая: сбор и структурирование информации, вычленение в ней главного и определение целей, на которые она работает. Иными словами, нам нужно сделать разрозненные данные полезными, определить, чем они могут помочь.

Как сделать дашборд

Правила создания дашборда основаны на тех же правилах, что и визуализация данных, UX и сторителлинг. Что роднит их? Забота о пользователе: вам нужно предоставить информацию так, чтобы у него не осталось вопросов о том, откуда эти данные, о чем они говорят и какие выводы нужно сделать тому, кто их видит. Это и есть особое искусство, которому стоит поучиться, взяв один или несколько курсов о работе с данными.

Программ для создания дашбордов немало, и на рынке появляются все новые. Есть собственная программа у Google — Google Data Studio и специальное расширение в Google Analytics. Компания Yandex выпустила сервис DataLens, а Microsoft — Power BI. Есть также и много самостоятельных платформ: Qlik, Tableau и другие.

В PR News мы используем разные сервисы, потому что для определенной задачи тот или иной может подходить лучше, чем другие. В качестве примера приведем наш дашборд, в котором мы представили собственное исследование по тендерам на оказание PR-услуг в 2015-2019 годы. Мы проанализировали государственные коммуникационные тендеры с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Для работы использовали сервис Tableau. Он помог нам показать большой объем данных в сжатом виде, при этом передать результаты исследования и донести ключевые выводы.

Кусочек дашборда с анализом тональности по фильму «Довод» Образовательный онлайн Марафон DataYoga и Yandex DataLens
Кусочек дашборда с анализом тональности по фильму «Довод» Образовательный онлайн Марафон DataYoga и Yandex DataLens

Правила хорошего дашборда

  • Данные в дашборде должны помещаться на один экран. При этом он может быть интерактивным — тогда экран имеет вкладки, переключаясь по которым, можно смотреть информацию по конкретным подтемам.
  • У дашборда должна быть композиция, построенная грамотно с точки зрения визуализации. Важно соблюдать правила, которые помогут усвоить данные максимально легко. Например, самое самое главное стоит размещать в верхнем левом углу, куда мы интуитивно смотрим в первую очередь, а логику повествования вести слева направо и т.д.
  • Стоит использовать элементы, которые помогут сфокусироваться на важных моментах: контрастные элементы, яркие цвета, крупный шрифт и др. Но при этом не перегрузить ими экран — должно быть ясно, какие из данных главные, а какие второстепенные.
  • Дашборд должен не просто показывать данные, но и объяснять их. Например, чтобы, глядя на информацию, можно было не только оценить показатели, но и понять причины, по которым они оказались именно такими. Или же увидеть нынешние показатели рядом с предыдущими и охватить их в сравнении: улучшилась ли ситуация, стала ли хуже и т.д.

Бонусы применения дашборда в PR и коммуникациях:

  • Аналитика — язык, понятный руководителям компаний. Дашборд — это переложение языка коммуникаций на язык бизнеса. В этом формате они становятся выгодными партнерами, а вы — тем, кто может говорить на двух языках.
  • Дашборд — быстрый способ донести большой объем информации и облегчить ее использование. Клиенты, которым вы предоставляете информацию в виде дашборда, благодаря вам смогут быстро принимать важные решения и не тратить свое время на анализ данных: вы уже сделали это за них.
  • Конференции, презентации, ивенты — на всех этих событиях дэшборд пригодится вам, чтобы увлечь аудиторию, даже если вы рассказываете ей о чем-то очень сложном.

Больше полезного читайте в нашем телеграм-канале о коммуникационной аналитике ComInsights.

66 показов
1.6K1.6K открытий
Начать дискуссию