Есть ли деньги в мессенджер-маркетинге? А сейчас? А теперь?
Ретроспектива мессенджер-маркетинга-2020
Я не люблю писать о трендах будущего, потому что я его не знаю, а публичные фантазии мне не доставляют удовольствия. Зато ретроспективы, на мой взгляд, доказательно демонстрируют тенденцию в отличие от предположений.
Итак, что такое мессенджер-маркетинг 2020? Каким был этот год?
Я, как адепт маркетинговой системы и здравого смысла, никогда не утверждала, что мессенджер-маркетинг является волшебным инструментом продаж для всех проходящих мимо бизнесов. Безусловно, каждому инструменту свое место и время. Однако мы, как агентство, специализируемся именно на этом канале и на собственном опыте замеряем его эффективность и востребованность.
В 2020 году мессенджеры не стали прорывом. О них много говорят. Их начинают внедрять. Но, безусловно, инструмент остается “десертным” по отношению к уже проверенным.
Меня это скорее радует. Я за вдумчивое внедрение. Спам еще никогда не работал в долгосрочной перспективе. Но, если в 2019 году мессенджеры приносили деньги в большинстве своем в связке с таргетированной рекламой - за счет более продуманной лидогенерации, то в 2020 году появились запросы, а главное, возможности на выстраивание системы маркетинга в мессенджерах: триггерные рассылки, связь с CRM - всё это перенеслось из влажных фантазий маркетолога (меня) в реальность. По крайней мере, в реальность нашей команды. И произошло это, в основном, благодаря появлению технических возможностей.
Платформы и их функционал
Сложно оценить количество платформ, которое появилось на рынке в этом году, потому что мы до сих пор знакомимся с ними в произвольном порядке. На сегодня насчитали 53, в конце прошлого года были знакомы с 45-ю. Но никакому даже самому крупному агентству не придет в голову работать со всеми, поэтому не так важно количество, как качество. Оно заметно растет.
Платформы поняли преимущество интеграций. Например, сейчас нативно объединить мессенджеры с amoCRM или Битрикс24 можно в девяти из них.
И еще массу - через сервисы-интеграторы, например, Альбато, Интегромат, Онлайзер и т.д.
Активно приросли и интеграциями с платежными системами: Робокасса, Яндекс Касса, Яндекс Деньги, PayOnline, bePaid, walletone, Cloudpayments, PayPal, Сбер, Stripe, Prodamus, Fondy, WayForPay можно объединить с той или иной платформой для того, чтобы практически бесшовно принимать оплаты и сегментировать подписчиков в базе по этому признаку.
Появились первые интеграции с GetCourse (TextBack, Bothelp, Smartsender, Salebot) и Bizon365 (Bothelp, Botcorp, Salebot), что стало хорошим подспорьем онлайн-школам.
Однако, идеальной платформы мы по-прежнему не нашли. Я реалист и прекрасно понимаю, что никакого идеала не существует, однако, уровень развития на наш требовательный вкус, в среднем все еще остается довольно низким для действительно глобальных работ в мессенджерах. Если речь идет о выстраивании системы, о создании десятков воронок для десятков продуктов разного рода, вопрос выбора часто сводится к трем-пяти платформам из вышеозвученных пятидесяти трех.
Но когда речь идет о более простых методах применения инструмента, выбор стал шире и качественнее. Создать, настроить и запустить без особых технических навыков стало значительно легче.
Мы рады быть причастными к развитию рынка мессенджер-платформ и надеемся, что они нас не прокляли :-)
Обучение мессенджер-маркетингу
Обучение мессенджер-маркетингу стало моим личным краеугольным камнем этого года. Я не склонна преподавать, но как практик, в этом году получила всё возможные приглашения на всё возможные курсы. Для сравнения: в прошлом году меня позвали прочитать лекции 2 школы, в этом году я согласилась участвовать в курсах 11 школ (что, конечно же, не полный список). Возвращаюсь к тезису: о мессенджерах стали говорить еще больше. Однако, таков парадокс: люди не бегут учиться этой профессии. По моей субъективной оценке, обучение SMM по-прежнему было популярнее мессенджер-маркетинга в три раза, хотя, SMM-специалистов, как вы понимаете, за годы существования этого рынка, немеряно, конкуренция сумасшедшая, а вот на растущий рынок мало кто рискует зайти.
Я связываю это с боязнью нового и все-таки недостаточным распространением профессии в публичном поле. Большинство учеников других профессий, с которыми я сталкивалась, задавались вопросами: А так ли перспективен этот рынок? Действительно ли на нем можно заработать? Много ли клиентов? Не поздно ли этому учиться? Не исчезнет ли он через несколько лет?
Отвечу коротко: этот рынок всё еще таков, каким вы его сделаете. На мой взгляд, это звучит возбуждающе.
Хотя, не скрою, опыт преподавания утвердил во мне мысль, что мессенджер-маркетинг - он не для всех. Он для тех, кто любит цифры, системы, стратегии, глобальное видение, заботу и креатив одномоментно. А также для тех, кто усидчив, имеет крепкие нервы и любит интересные задачи.
Мы же поняли, что лучший способ обучения - практика помноженная на практику, поэтому внедрили систему стажировок, которую планируем совершенствовать в следующем году.
Мессенджеры и их правила
4 марта 2020 года окончательно вступили в силу новые правила работы в Facebook Messenger: окно 24 часа, платные массовые рассылки, разрешенные теги. Кажется, мы научились жить с этим. Однако, в конце года GDPR подобралось и к мессенджерам, так что в странах Евросоюза, Великобритании, Норвегии, Лихтеншейна и Исландии правила ужесточились еще больше. С 16 декабря 2020 года в Facebook вышеперечисленных стран перестал действовать OTN, ссылки на запуск ботов и JSON и вступлил в силу ряд других ограничений.
Whatsapp Business API начал набирать силу. К концу года 13 платформ предоставляют подключение: TextBack, IntellectDialog, Chat2Desk, Hightouch, Pact, Smartsender, Chatforma, Botcorp, Aimylogic, Leeloo, Botmother, Synergybot, Bothelp (приостановлено до марта 2021).
Помимо полноценных чат-бот-платформ интересное решение предлагает Radist Online, который выступает как провайдер и интегратор с amoCRM и Б24. У всех свои правила, особенности, стоимость, но есть, что выбрать.
Вишенкой на торте стал ожидаемый итог растущей конкуренции - колоссальное снижение средней стоимости. Если в прошлом году подключить официальный Whatsapp можно было и за 250 000 рублей, а обслуживать за 20 000 - 30 000 в месяц, то в 2020 году подключение в большинстве случаев стало бесплатным, а абонентская плата в среднем составила 10 000 рублей.
Не все могут себе позволить и это, однако, уже есть о чем подумать. Большой вклад в популяризацию официального Whatsapp, конечно, внесли сами платформы, для которых возможность подключения стала конкурентным преимуществом. Хотя, клиенты все еще не бегут за “белым” решением, если в принципе не понимают, насколько оно им это нужно. “Серые” провайдеры на пробу в этом году все еще были популярны, и, на мой агентсткий неагажированный взгляд, разумны. Прежде чем принимать решение о полноценном и постоянном использовании инструмента, стоит убедиться, что он работает в каждом конкретном случае. Хотя, безусловно, если все же немного вдариться в прогнозирование будущего, век “серого” Whatsapp подходит к концу по ряду причин:
Сам Whatsapp принимает все усилия для регулярного бана запретных аккаунтов, а официальные предложения продолжают становиться доступнее.
Еще немного заглянем в будущее
ВКонтакте объявил о введении новых правил работы с пользователями в мессенджере. Правила окончательно вступят в силу с 1 апреля 2021 года, но переходный период уже начался. Под флагом заботы о пользователях мы снова получили нелепые ограничения на рассылку сообщений и, вероятно, платные опции. Хотя ВК немного смягчил свои требования относительно Facebook и разрешил высылать информационные сообщения раз в неделю бесплатно. Все подробности читайте в официальном источнике.
Facebook обещает в 2021 году запустить чат-боты в Инстаграме, к чему уже готовятся и специалисты и ряд платформ. Мы же не ждем манны небесной. Правила работы, очевидно, будут такими же жесткими, как и в Messenger и Whatsapp, но новый официальный канал, тем не менее, будет доступен.
Так где же деньги?
Рынок мессенджер-маркетинга действительно заметно продвинулся в 2020 году с точки зрения охвата, запросов, технологичности. И нет причин для стагнации.
Нововведения мессенджеров усложнили работу, точнее переформатировали ее из многофункционального канала в канал лидогенерационный и триггерный, но я отношусь к этому философски.
Маркетолог, никогда, слышишь, никогда, не связывай себя с каналом лидогенерации. Маркетинг - это система.
Мы, кстати, - маркетологи в первую очередь, а потом уже - “мессенджер”, поэтому будущее нас не пугает. Мы построим систему из любых каналов по любым правилам.
До встречи в 2021 году :-)
Я ничего не понял, кроме того, что написана вода. Подумал может я тупой...
Вот перечитал несколько раз, заголовок в конце: "Так где же деньги?" и суть абзацев под этим заголовком: "рынок продвинулся", "отношусь философски к нововведениям", "маркетинг - это система", "мы - маркетологи, всем пока".
А где ответ на текст из заголовка? Или это чат-бот нагенерил текст статьи?
Кстати, мне кажется чатботов ждёт судьба "лендингов", я когда вижу чатбота за место нормальной техподдержки, сразу выхожу со страницы. Ибо нормальный ИИ создателям не под силу даже просто по экономическим причинам.
Но вы правы, концовка смазанная, четкого ответа нет, зато я поняла, что то, что в моей голове есть четкое понимание про деньги в мессенджерах, не значит, что оно есть в чьих-то других) Это повод написать еще одну статью, развернутую и более деловую)
Согласен. Заголовок кликбайтовый. Статья булщит.
Привет! А что вы понимаете под нормальным ИИ в контексте поддержки?
А какая у лендингов судьба?)
Комментарий недоступен
И ни слова про Телеграм. А ведь в целом даже функциональность бизнес аккаунтов там довольно хорошо прогнозируема (или даже уже известна).