Как брендам завладеть вниманием аудитории в мире тотального расфокуса
Всё, что нужно знать компаниям про экономику внимания.
Пользователи игнорируют 86% рекламы на десктопе, а если и останавливают свой взгляд на баннере, то всего лишь на 0,2 сек (EyeQuant, 2022). Брендам приходится бороться буквально за каждую секунду внимания.
Но как понять, какие форматы и инструменты использовать в этой гонке, если традиционные способы оценки не дают данных, насколько активно аудитория следит за рекламой?
Способ есть — измерять эффективность с помощью метрик экономики внимания. Георгий Марченков, руководитель команды R&D digital-агентства Realweb изучил сотни зарубежных отчетов на эту тему и бережно собрал главные инсайты в небольшой лонгрид.
Как мозг обрабатывает рекламу
Всё начинается с внимания. Если рекламу не заметят, она не сможет повлиять на формирование знания. Объясним подробнее процессы, которые происходят в сознании аудитории после первого контакта с медийной рекламой.
1 этап — первичный контакт (exposure)
Реклама попадает в поле зрения или слуха человека. Будет больше шансов привлечь внимание, если пользователь увидит ее в подходящий момент — например, когда он просматривает контент по соответствующей теме.
2 этап — фиксация внимания (attention capture)
Мозг принимает решение, стоит ли обрабатывать информацию дальше. Что может повлиять на положительный ответ?
- визуальные триггеры, такие как яркие цвета, движение и контраст
- эмоциональный отклик — например, аудиторию на 40% быстрее привлечет изображение лиц, особенно улыбающихся (EyeQuant, 2022)
- релевантность, то есть соответствие рекламы интересам и потребностям человека
3 этап — обработка информации (information processing)
Мозг анализирует содержание рекламы — происходит расшифровка визуальных и текстовых элементов, соединение новой информации с уже имеющимися знаниями. На этом же этапе идет эмоциональная оценка: лучше запоминается реклама, которая вызывает положительные эмоции.
4 этап — формирование впечатления (impression formation)
Человек формирует свое отношение к бренду или продукту на основе обработанной информации.
Как склонить его на свою сторону? Транслировать уникальное сообщение и использовать социальные доказательства — отзывы и рекомендации, так вы сможете увеличить доверие на 30%.
5 этап — запоминание (memory encoding)
Информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. Чтобы вас запомнили, как можно чаще взаимодействуйте с аудиторией, добавляйте в свои сообщения релевантный для ЦА личный опыт и культурные коды, а также не скупитесь на эмоции — такая реклама сохраняется в памяти дольше.
6 этап — формирование знания (knowledge formation)
Запоминание трансформируется в знание. Это значит, что аудитория может без подсказок вспомнить бренд или продукт и описать, какие эмоции и качества связаны с ним. Здесь же возникает готовность выбрать бренд в будущем.
Что нужно понимать про внимание
- Внимание пользователей к рекламе непрерывно снижается
В мобильной рекламе этот показатель упал на 35% за семь лет, а в соцсетях на 12% меньше людей стали обращать на нее внимание за один только год.
Одна из причин — тотальный расфокус. Аудитория потребляет параллельно несколько единиц контента с разных устройств. По данным eMarketer за 2021 год 52% пользователей одновременно с просмотром ТВ используют смартфон, 28% — компьютер или ноутбук, а 24% — планшет. Только 28% фокусирует всё свое внимание на телевизионном контенте.
- У брендов есть целая секунда, чтобы захватить внимание
Всего лишь за одну секунду пользователи смогут заметить ваш баннер, осмыслить его и получить эмоциональный отклик.
А чтобы запомниться, вам понадобится 3 сек — именно столько времени нужно человеку, чтобы считать одно сообщение. Правда 75% рекламных креативов в диджитале не достигают цели за это время, то есть весомая часть бюджетов расходуется неэффективно.
- Продолжительный скроллинг соцсетей негативно влияет на восприятие рекламы
Да, чем дольше пользователи листают ленты социальных сетей, тем хуже на них воздействует реклама. Казалось бы количество контактов с брендами увеличивается, но их качество снижается в разы, поскольку все рекламные единицы сливаются в одно безликое малопонятное сообщение.
- У аудитории есть пики внимательности
При выборе времени показа рекламных сообщений в идеале стоит учитывать:
- целевой хронотип аудитории — графики сна и отдыха, тайминги медиапотребления. Например, если ваши пользователи — белые воротнички, то скорее всего они активно потребляют контент утром во время завтрака. Если геймеры — то, наоборот, поздним вечером и даже ночью.
- динамику кортизола — он влияет на концентрацию внимания. Его пик обычно приходится на утренние часы (8:00 – 9:00), а к вечеру постепенно снижается
- когнитивную нагрузку — в послеобеденные часы наблюдается спад внимания у 72% людей
- вечерний скролл новостей (pre-sleep scroll)
- Внимание влияет на запоминаемость
Между вниманием и памятью существует сильная положительная корреляция — 0,69. Это говорит о том, что чем больше внимания привлечет ваша реклама, тем вероятнее, что ее запомнит аудитория.
И на узнаваемость она тоже, кстати, влияет. Увеличение внимания всего лишь на 1 – 5 секунд может привести к росту узнаваемости на 40%.
Как учитывать фактор внимания в кампаниях
Существует концепция, которая рассматривает человеческое внимание как дефицитный ресурс — экономика внимания. Она помогает управлять ограниченным когнитивным ресурсом с помощью технологий анализа данных, соответствия рекламы потребностям аудитории и этичных практик вовлечения — подходов, которые помогают привлекать пользователей, но при этом не нарушают их права, приватность и психологический комфорт: например, отсутствие агрессии и навязчивости в коммуникации.
Также она включает в себя оценку рекламных кампаний с учетом специальных метрик внимания — например, аCPM, которая измеряет стоимость 1000 показов с учетом качества внимания аудитории, или АТ (время внимания). Считаем их новой медиавалютой для измерения эффективности рекламы — они помогают выбирать каналы и форматы с высоким уровнем вовлечения аудитории и оптимизировать креативы.
Поражает, как перерасчет МП с точки зрения секунд внимания влияет на итоговую эффективность. Простая манипуляция — пересплит бюджета с формата на формат, уже способна давать приросты по объему выкупаемых секунд внимания без изменения бюджета.
При этом серые зоны существуют: многие форматы и площадки не оцифрованы через призму внимания, такие как, например, отдельные телеграм-каналы, блогеры. Realweb работает в сторону формирования бенчмарок по всей digital-экосистеме.
Правда, чтобы с их помощью российские бренды могли оценивать кампании, нужно найти источники необходимых для этого данных и выстроить процессы.
Сейчас на рынке есть несколько барьеров, которые мешают этому:
- В медиакитах рекламных площадок отсутствует информация про то, сколько секунд внимания привлекает тот или иной формат.
- Комплексные показатели внимания должны учитывать биометрические данные — например, движение глаз или ЭЭГ активность мозга. Таких нейроисследований сейчас очень мало на рынке, и поэтому нет сформированных бенчмарков.
- Отсутствует культура оценки медийных кампаний секундами внимания.
Команда R&D digital-агентства Realweb учла эти моменты и разработала собственный подход Attention360, с помощью которого бренды могут создавать стратегии по привлечению внимания аудитории. В чем суть разработки и как она работает в кампаниях — расскажем в следующих статьях.
А пока делимся опытом зарубежных компаний.
Как бренды применяют attention-стратегию
Dentsu Japan & Ogury: eye-tracking и биометрия для оценки внимания
Adtech-компания Ogury совместно с рекламным агентством Dentsu Japan International Brands проанализировали, как отрабатывают рекламные блоки и креативы Ogury на японском рынке.
Для этого они показали цифровую рекламу более 9 тыс пользователям на 8 различных медиаплатформах и оценили ее эффективность с помощью eye-tracking и биометрического анализа.
Благодаря этому удалось узнать, что креативы Ogury привлекают в 2,5 раза больше секунд внимания на тысячу показов в сравнении со средними показателями на рынке. И способствует росту узнаваемости брендов на 46% больше, чем реклама в соцсетях.
Audience Group: рост ESOM без трат на ESOV
Рекламное агентство Audience Group задалось вопросом — как увеличить долю памяти (ESOM) и при этом не потратить бюджет на рост доли голоса (ESOV).
Для этого оно разработало собственный алгоритм ставок. Он определял любое повышение запоминаемости бренда или рекламы и находил аукционы, которые привели к этому росту.
Так, Audience Group предлагали более высокие ставки за размещение рекламы с большим количеством секунд внимания. Они вкладывали бюджет в те площадки и форматы, которые с высокой вероятностью привлекут к себе повышенное внимание.
Как итог — запоминаемость бренда выросла на 74%.
Бренд игрушек: упор на каналы с высоким уровнем внимания
Международный бренд игрушек перераспределил свои медиаресурсы и направил бюджеты в каналы, которые приносят более высокий уровень внимания. Чтобы это сделать, они опирались на результаты оптимизации своего медиаплана с помощью инструмента компании Amplified Intellengence.
Так удалось увеличить охват на 8%, а количество секунд активного внимания на 14%.
Выделение внимания как приоритетного KPI позволило переосмыслить создание и реализацию рекламных кампаний 360. Оно органически вписывается в классический процесс создания большой медийки, приводит все каналы и составляющие кампании к общему знаменателю без лишнего обоснования. Это позволяет его быстро адаптировать под текущие стратегии без революций, и я вижу большой потенциал в использовании составляющих продуктов на базе экономики внимания для применения в задачах брендостроения.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на телеграм-канал Realweb – там еще больше инсайтов о digital-маркетинге.