Финансовая модель: что это и почему ты теряешь свой бюджет
Финансовая модель — это инструмент, позволяющий заранее оценить, как будет развиваться проект с точки зрения денег: сколько удастся заработать, как изменится прибыль, и каким будет движение средств. С её помощью можно понять, как внутренние и внешние изменения повлияют на финансовое здоровье проекта.
Такой подход помогает предпринимателям отслеживать прогресс, а инвесторам — принимать взвешенные решения о вложениях в ваш проект. Модель наглядно показывает траекторию роста бизнеса и источники, за счёт которых можно будет покрыть финансовые обязательства.
Финансовая модель ниши "Здоровье"
Возьмем на примере тематики "Здоровье", сейчас это одна из самых хороших и перспективных ниш, поскольку:
1. Соотношение CPM и цены подписчика одно из лучших на рынке ЖЦА;
2. Сейчас на дворе весна, а это значит, что люди нуждаются в каналах по здоровому образу жизни / правильному питанию / спорту, а тематика здоровья самая широкая из них;
3. Взрослая женская платежеспособная аудитория, которая очень цениться на просторах рынка.
В целом, тематика "Здоровье" сочетает высокий спрос, платёжеспособную аудиторию и широкие возможности монетизации: от рекламы и партнёрок до продажи инфопродуктов и собственных товаров. При грамотной подаче и активной вовлечённости канал быстро выходит на окупаемость и даёт стабильный доход.
Но рассматриваем мы её на примере монетизации через продажу рекламы.
Ключевые показатели канала
И так, с тематикой определились, на какие же ключевые показатели мы должны обращать внимание, пойдем по очереди согласно финансовой модели:
1. Стоимость подписчика — это сумма денег, которую ты тратишь на привлечение одного нового подписчика на свой канал. Есть такое понятие как рыночная цена подписчика — это средняя стоимость привлечения одного живого подписчика на Telegram-канал, сложившаяся на рынке в нише на основе реальных закупов рекламы. Этот показатель берется исходя из рыночной цены в 35 рублей, и напрямую влияет на дальнейшее развитие и монетизацию канала.
2. Количество подписчиков — это число людей, которые подписаны на Telegram-канал.
Рассчитывается она по формуле:
Поскольку цена стоит рыночная, она может отличаться от количества фактически привлеченных подписчиков - это нормально, конечно лучше что бы цена подписчика выходила рыночная, а лучше ниже рыночной. От количества подписчиков в канале зависят все дальнейшие показатели, которые будут использоваться при построении финансовой модели.
3. Отписки — процесс, когда пользователи покидают канал, и больше не будут смотреть контент, который поститься в канале. Это нормальное явление для любого канала, особенно после активной рекламы или какого-то резонансного поста.
Процент отписок зависит от множества факторов:
1) Качества контента в канале;
2) На сколько часто появляется реклама в канале;
3) На какой рекламный пост закупался канал;
4) Качества аудитории;
5) Тематики канала.
Процент отписок необходимо учитывать, чтобы более точно узнать количество подписчиков, которое будет оставаться в конце каждого месяца.
4. ER (Engagement Rate) — это показатель вовлеченности аудитории в канале. Он показывает, насколько подписчики активно реагируют на контент: читают, смотрят, комментируют (если чат подключён), пересылают и т.д.
Рассчитывается ER по формуле:
Как правило, во время закупов выходит самый высокий ER, и поскольку канал только после закупа и с свежей аудиторией места закрываются очень легко на неделю вперед и по CPM выше рынка.
От ER напрямую зависит цена рекламного размещения у вас в канале.
5. CPM (Cost Per Mille) — это стоимость за 1000 показов рекламного поста. В Telegram это одна из ключевых метрик в рекламе, особенно если ты продаёшь размещения у себя в канале или, наоборот, покупаешь рекламу. В каждой тематике есть свой рыночный CPM, в здоровье же он базируется в диапазоне 600-900.
Но почему такой разброс?
Все просто зависит от качества аудитории, которая у вас в канале
При покупке/продаже рекламы можно часто услышать от админов "по какому CPM продаешь?", поскольку CPM это универсальный метод расчета цены за рекламное место.
Рассчитывается CPM по формуле:
6. Просмотров за 24 часа — это метрика, которая показывает, сколько людей увидели конкретный пост в течение первых 24 часов после его публикации.
Рассчитываются просмотры за 24 часа по формуле:
7. Стоимость рекламы — это сумма, которую рекламодатель платит за размещение поста в канале. Эта цена зависит от аудитории канала, активности, тематики и других факторов.
Самый важный момент в этом показателе — это указать правильную цену на рекламное размещение у вас в канале (не продешевить и не поставить выше рынка, что бы у вас брали рекламу)
Рассчитываются стоимость рекламы по формуле:
8. Количество проданных рекламных мест — это то, сколько рекламных постов продано в канале за определённый период. Количество проданной рекламы можно спрогнозировать — просто взять живой канал другого админа вашей ниши и посмотреть количество проданных мест за месяц.
9. Реинвест — это когда повторно вкладываются заработанные деньги обратно в проект или рекламу, чтобы усилить/поддерживать рост канала.
Рассчитывается реинвест по формуле:
Процент реинвеста выбирается админом и зависит в основном от: стратегии развития проекта, дохода канала, процента отписок и т.д. Но, как правило, большинство закупщиков (и я в том числе) рекомендуют первые 2 месяца реинвестировать все 100% дохода канала, чтобы создать для него крепкий фундамент и масштабировать его.
10. Оплата админу и контентщику — это расходы на команду, которая помогает вести канал. Обычно это фикс (для контентщика) или процент от дохода (для админа). Это не показатели, но эти расходы напрямую влияют на чистую прибыль и срок окупаемости канала.
11. Выручка — это все деньги, которые мы получили от продажи рекламных мест за определённый период. Это первый и самый «сырой» показатель доходности бизнеса, поскольку выручка не учитывает:
- Себестоимость (упаковка канала и т.д.)
- Затраты на рекламу
- Затраты на услуги специалиста
- Зарплату сотрудникам
- Налоги (если официально оформлены)
Рассчитывается выручка по формуле:
В данном случае, я взяд только доход с продажи рекламных мест (без приветок, сторис, партнерских программ и т.д.)
12. Чистая прибыль — это деньги, которые остаются "в кармане" после вычета всех расходов и обязательств из выручки. В этом показателе нет ничего сложного, высчитывается он на логическом уровне:
В категорию расходы могут входить все вышеперечисленные затраты с 11-го пункта + непредвиденные расходы, связанные с продвижением канала.
13. И наконец, суммарная прибыль — это общая прибыль, полученная за определённый период времени. Это просто сумма чистой прибыли за несколько месяцев, кварталов или лет.
Показатель, за который специалисты по продвижению дерутся с рынком. Этот показатель и говорит нам, через сколько месяцев окупить проект.
В нише "Здоровье", сейчас срок окупаемости составляет примерно от 10 месяцев, что является хорошим показателем в нынешние реали рынка.
Подведем итоги:
Финансовая модель — это грамотное сочетание источников дохода, тщательное управление расходами, владение актуальной информацией рынка, полное понимание каждого показателя и определенные навыки в сфере аналитики. Только совокупность этих знаний смогут обеспечить стабильную прибыль и устойчивый рост.
Если вы хотите максимально эффективно продвигать свой канал и развивать его монетизацию, важно использовать профессиональные инструменты для роста аудитории и повышения вовлеченности.
Я предлагаю услуги по продвижению проектов которые помогут вам достичь высоких результатов в максимально возможные краткие сроки. Я разработаю индивидуальную стратегию, учитывая особенности вашей ниши и аудитории, чтобы привлечь целевых подписчиков и увеличить доход от рекламы.
Не упустите шанс вывести ваш канал на новый уровень Свяжитесь со мной, и я помогу вам создать эффективную финансовую модель и обеспечить стабильный рост вашего канала.