Дайджест от Marketing Class: что читал и смотрел директор по маркетингу с 21 по 28 декабря
Несмотря на конец года и праздничные хлопоты, мы не перестаем следить за новостями из мира маркетинга. В этом дайджесте я и Анна Иванченко собрали для вас ссылки на полезные статьи, отчеты, записи выступлений и новогодние ролики.
Компании и люди
- Павел Дуров рассказал о будущем Telegram
На этой неделе Павел Дуров написал обращение пользователям мессенджера, где описал свое видение будущего Telegram.
Количество пользователей мессенджера приближается к 500 миллионам активных пользователей, а поддержка проектов такого масштаба обходится в сотни миллионов долларов в год. По словам Павла Дурова, на протяжении большей части истории проекта он оплачивал счета компании из личных сбережений. Теперь он хочет пересмотреть подход. В своем обращении к пользователям Павел прояснил свою позицию и планы на будущее. Он не собирается продавать Telegram другой компании, так как уверен, что миру нужен независимый проект, который будет долго существовать. Поэтому со следующего года Дуров начнет монетизировать Telegram.
В Москве доставки узнают по желтому и зеленому цветам. Теперь на московских улицах появится еще и оранжевый цвет. Это будет краснодарская служба доставки с названием Broniboy. В ноябре она стала резидентом «Сколково», а в декабре запустилась в Москве.
Компания называет себя сервисом быстрой мультидоставки из ресторанов, магазинов и аптек и обещает привозить заказы в течение часа или раньше. Сейчас на платформе Broniboy зарегистрировано около тысячи партнеров в восьми городах страны (среди них — Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань и другие города-миллионники). Небольшое число ресторанов в сервисе объясняют более строгим отбором. Доставка должна была активно заработать в Москве с 25 декабря.
- «Вкусвилл» начнет продавать Coca-Cola, Pepsi, снеки и шоколад
«Вкусвилл» рассчитывает, что продукция известных брендов повысит средний чек на 20%. Такие товары будут представлены только онлайн. Сейчас проект тестируют на севере Москвы. Ритейлер планирует, что в феврале проект распространится на столицу целиком, а в течение года — на всю Россию.
«Вкусвилл» внимательно изучил предпочтения потребителей и выяснил, что есть брендозависимые категории, которые не закрыты в его розничных и онлайн-магазинах.
«Мы видели потребность людей в продуктах, которые не представлены во «Вкусвилле». Мы этим людям доверяем и доверяем тому, что они делают хороший выбор», — объяснил основатель компании Андрей Кривенко.
Что почитать
- Спецпроект журнала Adindex и диджитал-агентства Nectarin: главные digital – новинки 2020 года для рекламодателей
В этом году практически все крупнейшие рекламные площадки повлияли на рост числа performance-инструментов, доступных для российских рекламодателей. В данном обзоре собраны главные обновления и релизы года. Обзор полезен всем маркетологам и поможет им держать «руку на пульсе».
- Отчет «Яндекса» о том, как изменился рынок в 2020 году и что это значит для бизнеса
Отчет подготовлен экспертами коммерческого департамента «Яндекса». Он позволяет узнать, как 2020 год повлиял на рекламодателей и привычные рекламные инструменты в России. В частности, рассматриваются интерес российских жителей к онлайн-покупкам и структурные изменения на рекламном рынке, где, по данным АКАР, доля онлайна достигла в третьем квартале рекордных 62%.
- Ежегодный обзор Interactive Advertising Bureau (IAB), из которого следует, что в 2021 году бренды США потратят на диджитал до 71% медиабюджетов
Ежегодный американский обзор Interactive Advertising Bureau (IAB) составлен на основе опроса медиапланеров, баеров и маркетологов крупнейших рекламодателей страны.
По данным этого отчета, в 2021 году в США 71% медиабюджетов придется на онлайн-каналы, в которых будут доминировать четыре сегмента: соцмедиа, поисковый маркетинг, дисплейная реклама и видео. Общие затраты на диджитал вырастут на 14% к 2020 г. Расходы в традиционных медиа просядут на 5%.
На Adindex можно прочитать основные выводы отчета, переведенные на русский язык. Материал интересен к прочтению для понимания основных трендов в области медийного потребления и распределения бюджетов рекламодателей, которые существуют на мировом рынке и в ближайшие годы будут актуальны также и в России.
- Аналитическая статья о пересмотре портфеля брендов компании Coca-Cola
Дэвид Тейлор – известный английский маркетолог, автор книги «Brand Vision», которую мы рекомендуем к прочтению ученикам нашей школы, выпустил в своем блоге статью про пересмотр портфеля компании Coca-Cola.
Компания объявила о пересмотре стратегии несколько месяцев назад, когда CEO компании Джеймс Куинси объявил о планах сократить количество «зомби-брендов» и сосредоточить ресурсы на своих крупнейших и наиболее прибыльных направлениях.
В этой аналитической статье Дэвид суммирует основные принципы управления портфелем брендов на примере Coca-Cola, что является хорошим практическим кейсом для маркетологов, которые работают с большим количеством брендов.
Кстати, в октябре этого года я участвовала в обсуждении этой темы в прямом эфире «Первого канала о брендинге».
Что посмотреть
- Записи форума «Бренды со смыслом. Кого выберет потребитель завтра?»
Мы уже писали о том, что 20 ноября прошел форум «Бренды со смыслом. Кого выберет потребитель завтра?», организованный Effie Россия в партнерстве с лидирующими компаниями, такими как МТС, Coca-Cola, PepsiCo, McDonald's, Unilever, Пятерочка и другими. В рамках форума обсуждались лучшие практики по переработке и вторичному использованию отходов, а также эффективные маркетинговые инструменты для вовлечения потребителей в вопросы ответственного потребления и охраны окружающей среды.
На этой неделе вышла финальная презентация форума, в которой суммированы все основные темы дискуссии. Очень полезно для работы с брендами, которые ориентированы на Purpose marketing или используют в стратегии тему sustainability.
Бренды и рекламные кампании
- Подборка TikTok for Business: самые креативные рекламные кампании 2020 года в России
Недавно мы писали о том, что мировой TikTok впервые представил самые яркие кампании уходящего 2020 года и составил подборку брендов, которые оказали влияние на сообщество соцсети в этом году. На этой неделе компания опубликовала список самых креативных рекламных кампаний в России.
Летом 2020 года платформа запустила направление TikTok for Business, объединив все рекламные инструменты и решения для брендов и маркетологов, чтобы они могли эффективно взаимодействовать с сообществом платформы. Сейчас к платформе присоединяется все больше брендов.
Из подборки вы сможете узнать, как российские бренды креативно использовали формат коротких видеороликов и какие кампании оказались самыми яркими и выдающимися.
- Ролик «НИИ Мужского костюма» от журнала GQ Russia и бренда GUCCI
Продолжаем добавлять новогодние ролики 2020 года в нашу коллекцию. Мы уже писали о ярких роликах, которые вышли в этом году в предыдущих номерах дайджеста в декабре.
20 декабря журнал GQ Russia при участии бренда Gucci опубликовал ролик, посвящённый несуществующему «НИИ мужского костюма». Видео, стилизованное под советскую эстетику, рассказывает о научных сотрудниках — их объединяет не только место работы, но и «итальянская шерсть, из которой сделаны их костюмы».
Роли сотрудников НИИ исполнили Александр Гудков (он указан и автором сценария), актёр Александр Паль, музыканты Кирилл Иванов (фронтмен СПБЧ) и Муся Тотибадзе, а также теннисист Андрей Рублёв. Но главной звездой ролика, по мнению комментаторов, стал телеведущий Николай Дроздов, который появляется в кадре с ручной змеей.
В июле Николай Дроздов снимался в спецпроекте Gucci, но при участии российского Vogue. Мы писали об этом в нашем аккаунте в инстаграм.
- Ролик «Салют, Вера!» от «Сбера»
Практически ни один выпуск нашего дайджеста не обходится без новостей от «Сбера».
На этой неделе «Сбер» представил новогодний ролик, посвященный семейству виртуальных ассистентов «Салют». Его главным героем стал Валерий Меладзе. В зажигательном ролике от агентства MOSAIC певец исполнил один из своих популярных хитов «Салют, Вера». Этот хит выбран не случайно: со слова «Салют» можно начать диалог с виртуальным ассистентом. Этот момент показан и в клипе.
Также «Сбер» бросил в соцсетях своеобразный вызов подписчикам и пообещал зарегистрировать Валерия Меладзе на платформе TikTok, если публикация наберет указанное количество лайков.
«Сбер» продолжает использовать любимые и запомнившиеся образы в своей коммуникации. Напомним, что не так давно он представил ролик с участием Жоржа Милославского. Мы писали о нем в первом дайджесте декабря.
- Короткометражный фильм «Выдающийся оливье» от бренда Maker’s Mark
Бренд Maker’s Mark снял душевный короткометражный фильм по сценарию писателя Александра Цыпкина с участием Леонида Агутина, Анатолия Вассермана и Александра Молочникова.
Это интересный ход для бренда, поскольку реклама крепкого алкоголя запрещена в России, и приходится искать креативные форматы для построения знания о бренде и укрепления его имиджа.
- Запись прямого эфира в аккаунте Marketing Class
На прошлой неделе мы делали прямой эфир о новогодних роликах. Поговорили о кампаниях, которые нам запомнились в 2020 году и ранее.
- Исследование об эффективности новогодних роликов в Великобритании
В Великобритании компания Kantar провела исследование самых эффективных новогодних роликов и назвала лучшие ингредиенты для рождественской рекламы в 2020 году. Ими стали большая порция ностальгии, немного эскапизма и щепотка юмора.
Первое и второе места в рейтинге эффективности по мнению Kantar заняли две праздничные кампании Coca-Cola.
Мгновенно узнаваемая реклама «Праздник к нам приходит» занимает первое место как самая мощная, самая приятная, вызывающая наибольшую любовь и имеющая самый сильный брендинг. Проведенное Kantar в прошлом году исследование показало, что этот ролик теперь является частью Рождества. Впервые он вышел в эфир в 1995 году и теперь вызывает сильные ностальгические эмоции.
Второй ролик Coca-Cola под названием «Письмо», в которой отец приложил все усилия, чтобы доставить письмо от дочери Санта-Клаусу, не достигла тех же высоких оценок с точки зрения любви к бренду, по-прежнему очень эффективна и рассматривается как «очень трогательная».
В исследовании участвовали 20 роликов и 3000 человек.
- Ролик Social Distancing Tea pot, Yorkshire Tea
Очаровательный ролик от английского бренда Yorkshire Tea для тех, кто будет возвращаться в офис после праздников.
Во времена работы из дома люди точно не скучали по тому, как они добираются на работу, по долгим встречам, по необходимости носить брюки😊. Но то, по чему точно все скучали – это чашечка чая с любимыми коллегами. Но как налить коллеге эту чашечку, соблюдая социальную дистанцию? Бренд предполагает, что у него есть изобретение, которое поможет людям угощать коллег чаем и оставаться на безопасном расстоянии.
А какой ролик больше всего понравился вам?
Если вы хотите чаще читать наши статьи и заметки о маркетинге, подписывайте на сообщество Marketing Class на Facebook.