9 признаков, что подрядчик по разработке сайтов — профи, а не любитель
Крупные клиенты, классные кейсы и отличные отзывы не всегда говорят клиенту об экспертизе агентства. Ведь экспертиза раскрывается в процессе сотрудничества. Эта статья-кейс для тех, кто заплатил за дизайн и разработку сайта и теперь хочет убедиться в профессионализме подрядчика. Или просто хочет знать, в чем проявляется эта экспертиза.
Привет всем, меня зовут Андрей, у меня свое агентство по разработке сайтов. Я постоянно общаюсь с клиентами и знаю, как им бывает тяжело оценить промежуточные этапы работы и дать какую-то обратную связь. Все потому, что они полагаются, в основном, на свой вкус и не глубоко разбираются в теме (и не должны).
Кликабельное содержание
Клиент тоже влияет на конечный результат
Каким получится сайт зависит не только от экспертизы агентства, но и от клиента. Вы можете спасти сотрудничество от недопониманий, а проект от провала. Вот, как это сделать:
1. На старте работ составить грамотное ТЗ и четко сформулировать бизнес-цели проекта. Это база для сотрудничества с любым агентством и в любой сфере. Хорошее ТЗ поможет и вам четко понять, чего вы хотите, и агентству разобраться в задаче, оценить свои ресурсы, найти решение. В хорошем агентстве вам предложат разработать ТЗ вместе (и вряд ли бесплатно). Зато предстоящая работа сильно изменится в качестве, поскольку вы с подрядчиком будете хорошо понимать друг друга.
2. Контролировать, как команда подрядчика выполняет ТЗ. Речь не о том, чтобы под лупой рассматривать каждый элемент дизайна или строчку кода. Контролировать — значит интересоваться проектом и подключаться, когда нужно ваше внимание. Только с вашим участием подрядчик сможет перенести классный сайт из вашей же головы в интернет.
Теперь переходим к самому интересному — как понять, что вы доверили разработку сайта профессионалу и не зря заплатили столько денег. Я буду подробно рассказывать про каждый этап, чтобы любой недизайнер и неразработчик смог разобраться.
Представим, что вы с конкретным запросом обратились к нам (или, ну мало ли, к другому агентству).
Итак, задача
Ural Super League проводят профессиональные турниры по волейболу среди взрослых мужских и женских команд. Нужно, чтобы на сайте была статистика по играм, командам и каждому игроку, а еще — расписание матчей, новости и трансляции.
Ну и задачку же вы поставили) Поехали делать.
5 признаков, что ваш сайт в руках умелых дизайнеров
1. Думает за вас, а не слепо следует вашим желаниям
Подрядчик должен показывать свою экспертизу на каждом этапе, решать задачу самостоятельно, а не просто удовлетворять желания клиента и пытаться получить его одобрение.
На примере: перед тем, как взяться за разработку визуала сайта для Ural Super League, мы сделали прототип. Это черновик сайта, где продумали навигацию, сформулировали гипотезы и проверили их. Мы объяснили клиенту, что если пропустить этот этап, потом придется переделывать готовый продукт. А это — долго, дорого и энергозатратно.
На прототип ушло 2 недели, зато мы уберегли себя от ситуации, когда нужно все переделывать, а клиенту — ждать, пока мы переделаем.
Важный момент: чем дальше мы уходим по этапам проекта, тем дороже становится правка. Если захочется внести изменения в дизайн на этапе программирования, то придется: провести аналитику, отрисовать, сверстать — т.е. правка станет в 4 раза дороже, нежели мы сразу все отрисовали как надо.
Хорошее агентство сформулирует гипотезы, объяснит свои решения, чтобы вы понимали, почему лучше именно так. Сделать только в угоду клиенту — не про качественный продукт и не про экспертизу.
2. О ваших клиентах позаботились
Не нужно разбираться в дизайне, чтобы понять, что о ваших клиентах позаботились. Нужно посмотреть на сайт глазами пользователя. Если вам легко ориентироваться в мире спортивной статистики (или другом мире), значит, дизайнеры подрядчика поработали на славу. Забота о пользователе — это продуманный UX.
На примере: самая важная возможность сайта — отображение матчей. Мы создали страницу с матч-центром, куда добавили календарь и статистику.
На странице календаря пользователь может найти информацию о предстоящем или прошедшем матче в пару кликов, используя фильтрацию по командам, турнирам или месяцам. Мы использовали площадь страницы по максимуму и в одну строку вместили:
- дату и время;
- название команд;
- название лиги;
- ссылку на подробный отчет;
- историю последних пяти матчей между командами.
Статистика на сайте показывает количество игр команды или игрока, побед и поражений между игравшими ранее командами. Ее мы сделали в трёх слоях:
- общая — турнирная таблица, рейтинг игроков и команд;
- в карточке матча — результаты сетов, блоки, ошибки, личные встречи команд;
- динамика матча в реальном времени для быстрого понимания хода игры.
Мы позаботились и о тех, кто далек от спортивной тематики, и расшифровали аббревиатуры.
Чтобы пользователю было удобно не просто смотреть информацию в статистике, а работать с ней, мы добавили различные фильтры. Например, найти любимого игрока можно по алфавитному указателю.
Если пользователь ищет что-то на сайте, то может искать среди категорий — «видео», «игроки», «матчи» или «новости».
Когда забота о пользователе проявляется в каждой мелочи, значит, подрядчик выполнил свою работу хорошо.
3. В дизайн-концепции есть смысл
Каждый сайт нативно транслирует свои ценности, поэтому-то все и заморачиваются над визуалом. Какой смысл закладывать в дизайн, решают исходя из ТЗ от клиента.
На примере: в дизайн-концепцию для Ural Super League мы заложили классическое противостояние команд, где одна команда красного цвета, другая — синего. Мы сделали мэш градиент, который символизирует гибкость и единство — команды соревнуются друг с другом, но не враждуют. Их объединяет Екатеринбург и любовь к волейболу.
Представьте, что вас пригласили на онлайн-встречу и в презентации подробно расшифровали смысл каждого выбранного цвета, формы и шрифта. Будут ли сомнения на этом этапе, что подрядчик прожигает ваш бюджет?
4. Нашли и внедрили фишку для вас
Придумать что-то эдакое всегда непросто — нужно перелопатить десятки сайтов конкурентов, опираться на свой бэкграунд и креативно мыслить. Тогда получится зацепиться за идею и сделать ее отличительной чертой.
На примере: чтобы внедрить фишку для Ural Super League, дизайнеры прошерстили зарубежные сайты и создали график динамики матча. Это когда текстовая трансляция превращается в динамичные линии — смотришь, и сразу понятно, кто лидирует. На тот момент аналогов на российском рынке не было.
5. Выстроили грамотную работу между отделами
Следующий этап после разработки — верстка. Чтобы переход от дизайн-макетов к реализации не затягивался, дизайнеры должны учесть все сценарии на этапе проектирования и передать их фронтенд разработчику.
Время разработчиков стоит дорого, его оплачивает клиент. Если дизайнер не даст четких указаний по стилям, шрифтам, цветам и элементам интерфейса, то единый стиль распадется, разработчик утонет в правках, а клиенту придется оплачивать дополнительные часы работы разработчика. Такая взаимосвязь.
Сразу скажу, что не все разрабатывают гайды. Это «внутренняя кухня» каждого подрядчика. Но вы всегда можете поинтересоваться, как построена работа между отделами.
Слаженная работа между отделами идет на пользу не только подрядчику, но и клиенту. Задуманное реализуется быстрее и проще, а не это ли не главное?
3 признака, что ваш сайт в руках умелых разработчиков + 1 ценный вывод
6. Подрядчик использует многофункциональные инструменты
Часто клиентам необходимо интегрировать сайт с различными внешними системами: CRM, платежными шлюзами, картами и т.д. Бывает, что подрядчик не может этого сделать из-за ограничений платформы, на которой он разрабатывает сайт. Но и клиент не может отказаться от нужных программ, и поэтому уходит к другому подрядчику.
И правильно делает. На этапе пресейла лучше сразу узнать, сможет ли подрядчик внедрить на сайт все, что вам нужно. Например, мы в 365 Media Group, используем Битрикс. А это многофункциональная платформа, через которую можно интегрировать вообще все. Ну, либо просто у нас так получается. Вообразите масштаб проблемы, когда на этапе разработки вскроется, что ваш сайт не получится синхронизировать со специализированной ERP-системой? Бывают исключения, когда со стороны клиента (т.е. с вашей стороны) разработчики вашей системы не готовы к сотрудничеству. Тут уже мы оказываемся бессильны, в остальном — сделать можем все что угодно.
На примере: Ural Super League привык проводить трансляции своих матчей через платформу vMix. Поэтому мы думали, как интегрировать vMix и CMS Bitrix, ведь готового решения для этого нет. В итоге мы разработали кастомный API. Встретить связь Bitrix и vMix можно редко, считайте, что вам повезло.
Этот пункт обязательно возьмите во внимание, чтобы сэкономить время и уберечь свой бюджет от напрасных трат.
7. Вам упростили рутинные процессы
На примере: в Ural Super League в день проходит 40 матчей. На площадке ход игры меняется каждую секунду. Создать для пользователя эффект присутствия на матче получится, если вносить результаты примерно с такой же скоростью. А внести нужно каждое действие игрока, его имя, фамилию и команду.
Данные вносит администратор, он же наблюдает за игрой. Мы создали панель и кнопки, на которых уже есть все необходимое — администратору не нужно ничего печатать во время матча. Из-за этого статистика во время трансляции обновляется почти молниеносно. Никакой магии: только ловкость рук дизайнеров и разработчиков.
Как мы это реализовали: разработчик написал модуль, который автоматически подгружает данные игроков во время трансляции в vMix. Администратору нужно просто создать матч между двумя командами и прописать состав игроков.
Для предстоящих матчей клиенту нужны обложки с названием команд, датой, временем. Мы не могли позволить клиенту создавать такие обложки вручную, поэтому задействовали тот же модуль, что и для трансляций. Администратор заполняет необходимые поля, и обложка готова.
Перед началом матча Ural Super League показывает зрителям состав игроков на игру. Бывает, что происходит замена за 5 минут до матча. В этом случае ручное создание обложек — большая проблема, от которой мы избавили клиента. Администратор просто меняет игрока, и баннер автоматически обновляется.
Кстати, мы добавили интерактивную деталь, чтобы зрителям во время трансляции сразу стало понятно, какая команда подает мяч — мячик возле названия команды.
8. Ваш новый сайт работает бесперебойно
В этом пункте обойдемся без примера. Даже у сеньоров по разработке может быть пара багов — это человеческий фактор. Но если сайт часто вылетает, тормозит, съезжает верстка, то спокойно можете прищучить подрядчика. Тут одно из двух: либо разработчик плохо отработал, либо отработал джун. А разве за это вы платите?
9. В конце сотрудничества вы стали независимым
Самостоятельность клиента — признак крутой работы подрядчика. Для беспроблемной работы сайта или платформы нужно предусмотреть все на этапе разработки UX. Тогда клиенту не придется каждый раз звонить подрядчику, чтобы добавить что-то на сайт.
На примере: мы сделали для клиента инструкцию по управлению контентом на сайте. Клиент сам добавляет игрока или команду, загружает фотографии, публикует новости и создает матчи. А еще мы разработали гайд по использованию фирменного стиля, чтобы он мог сделать креативы для соцсетей или полиграфии.
Если агентство сделает все, о чем я рассказал выше — вы сами захотите сотрудничать дальше. Например, наш клиент сразу после завершение проекта обратился за разработкой интернет-магазина.
Коротко самое важное
Работа с подрядчиком — это партнерство, где обе стороны работают на общий результат. Если клиент составил ТЗ вместе с подрядчиком, а самое главное — вовлечен в проект, то на выходе получится качественный продукт.
9 признаков, что подрядчик по разработке сайтов — профи
1. Думает за клиента, а не просто следует его желаниям: подрядчик ищет решения, а не просто следует ТЗ и пытается получить одобрение
2. Закладывает смыслы в дизайн-концепцию: транслирует посыл компании через визуал
3. Заботится о ваших клиентах: ваши пожелания по внешнему виду и возможностям сайта важны, но удобство пользователя — приоритет
4. Ищет и внедряет фишку специально для вас: чтобы сайт отличался от остальных, нужно провести большой анализ и реализовать самые лучшие идеи
5. Грамотно выстраивает работу между отделами: у него выстроены процессы, команда работает слаженно и заботится об удобстве коллег
6. Использует многофункциональные инструменты: для разработки сайта, например, использует платформы, с которой можно интегрировать многие программы
7. Упрощает вам рутинные процессы: автоматизирует и оцифровывает процессы, на которые уходит много времени
8. Готовый сайт работает исправно: даже у сеньоров иногда что-то вылетает, но профи знают, как это оперативно поправить
9. В конце сотрудничества клиент становится независимым, а подрядчик предлагает новые идеи по дальнейшему развитию
Сегодня на живом и настоящем примере я наглядно подсказал, в чем проявляется экспертиза подрядчика. Если вам близок наш подход — заглядывайте на сайт полистать этот и другие классные проекты.