Конкурсы в телеграм. ЗА или ПРОТИВ. Что будет с вашим каналом во время и после розыгрыша.

В Telegram растёт стоимость подписчика.

  • Авторы, маркетологи, продюсеры, SMM-специалисты, владельцы бизнесов, инфлюенсеры и все остальные ищут способы привлечь внимание аудитории, вовлечь того самого уставшего, ленивого, атакованного со всех сторон пользователя.

И вот все вспомнили про старые-добрые конкурсы.

  • Они были особенно популярны несколько лет назад в запрещенной сети.
  • Формат, казавшийся забытым, снова с нами.

Если вы видели в каналах застройщиков или блогеров призыв подписаться за айфон — поздравляю, вы в новой временной петле гивов. Еще три года назад все смеялись над розыгрышами геликов, а маркетологи фыркали из-за накрутки некачественной аудитории.Но сегодня конкурсы снова в тренде, и мнения в очередной раз разделились:

  1. одни говорят, что конкурсы — это хорошо, главное — делать их с релевантными партнерами;
  2. а другие — что гивы — зло, потому что в лучшем случае они привлекают халявщиков, а в худшем — ботов.

Чувствуете? У нас опять маркетинговой спор.

Но мы выясним, действительно ли конкурсы помогают каналам расти, или же это далеко не самый эффективный инструмент?

О хайпе на конкурсы

Я помню времена, когда работала в запрещенной сети в 2016-2018 годах. Тогда был бум на розыгрыши, и подписчики приходили не только за призами, но и потому, что действительно интересовались продуктом.

  • В марте 2019 года волну хайпа подхватил блогер Гусейн Гасанов и объявил розыгрыш Гелендвагена. Для участия нужно было репостнуть историю блогера с хэштегом #ГеликПодписчику и отметить Гусейна на публикации.
  • Всего за сутки на аккаунте блогера появилось более миллиона новых подписчиков, люди создавали фейковые аккаунты (иногда по 20 штук), чтобы увеличить шансы на победу.
  • Победителя Гусейн выбрал в прямом эфире: отвернулся от экрана и якобы вслепую долистал до одного из участников. Однако зрители быстро усомнились в честности конкурса, заподозрив, что победитель был подставным. Более того, вскоре стало известно, что на автомобиле висели штрафы, так что розыгрыш мог быть для Гасанова не только пиар-ходом, но и удобным способом избавиться от проблемной машины.
  • Далее были Лерчеки, Надин и все те, у кого сегодня более 5 млн подписчиков – все они выросли на гивах, это была долгая волна, которая совместно с нечестными организаторами, подмешивающих в гивы ботов, породила нам кучу пустых блогеров миллионников.

После этого доверие к конкурсам пошатнулось, и на какое-то время люди к ним охладели. Однако сейчас интерес снова растет — и этим активно пользуются админы Телеграм-каналов.

И здесь стоит отметить, что в запрещенной сети гивы на каком-то уровне работают (пусть сейчас и не так хорошо, как прежде). И всё дело в алгоритмических лентах:

Подписчики начинают лайкать, репостить,

соцсеть это подхватывает, видя релевантный контент,

и предлагает уже другие публикации, увеличивая их охваты.

Логика простая — всё работает как снежный ком.

В Telegram дела с конкурсами обстоят иначе. Здесь нет алгоритмической ленты. Это значит, что канал с плохими метриками и канал с отличными метриками находятся в одинаковых условиях, потому что алгоритмы не продвигают контент.

Таким образом, кроме подписчиков, привлеченных во время конкурса, рассчитывать на массовый рост не стоит. Этот момент часто упускают из виду.

Для чего админы проводят розыгрыши в Telergam: какие цели перед собой ставят и что получают

И теперь предлагаю перейти к ключевой теме выпуска: подробнее поговорим про конкурсы в нашем любимом мессенджере.

Когда в 2023 в Telegram появилась функция, которая позволила проводить розыгрыши среди подписчиков, нелегкая жизнь админа стала чуть проще. С тех пор можно разыгрывать Premium-подписки, а также собственные призы, пользуясь инструментом мессенджера.

За разыгранные Premium вы получаете голоса:

  • они открывают возможности для кастомизации канала,
  • а также поднимают его в списке похожих каналов, который вы видите после подписки на тот или иной канал.

Но проблема здесь заключается в том, что когда действие разыгранных подписок кончится, канал потеряет бусты. Вы рискуете в один день остаться без своих бонусов.

В прошлом году Павел Дуров разыгрывал 5000 подписок Telegram-Premium среди русскоязычных пользователей. Не буду заострять на этом ваше внимание, так как Павел скорее тестировал механику, нежели старался привлечь новых пользователей и заработать бусты.

Хочу лишь отметить, что даже контент Отца-основателя не интересует халявщиков — значительная часть пользователей отписалась от Павла сразу после объявления результатов конкурса.

Но вернемся к теме нашего выпуска. Стоит ли игра свеч? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какие цели перед собой ставят организаторы конкурсов и что получают.

Основное ожидание — это, конечно, рост аудитории.

И действительно, во время конкурсов каналы могут вырасти в несколько раз: было 10 тысяч подписчиков, стало 20.

НО,

как показывает статистика, о ней мы подробнее поговорим позже, после объявления результатов конкурса подписчики уходит также быстро, как и пришли.

Чаще всего админы это понимают, поэтому надеются за время конкурса заинтересовать хотя бы часть новой аудитории.

НО,

даже если активно публиковать релевантный контент, процент оставшихся пользователей будет не таким большим, как хотелось бы, а их качество и вовлеченность — под большим вопросом.

В Telegram крайне сложно обезопасить себя от нецелевых подписчиков. За несколько часов до объявления результатов, информация о конкурсах попадает в каналы аля «Розыгрыши в Телеграм», чьи подписчики ищут халяву. Эти люди массово переходят на ваш канал, а затем так же массово отписываются, чем портят вашу статистику.

Организаторы могут попытаться минимизировать риски, подключить инструменты против ботов и массовых подписок.

Однако админы, которые пользуются неэкологичными методам, наоборот, во время конкурсов накручивают статистику по максимуму:

  • и подписчиков,
  • и лайки,
  • и комментарии,
  • и охваты, чтобы сложнее было заподозрить.

Как устроены конкурсы

По каким схемам сейчас работают конкурсы в Телеграм?

Наверное, самая популярная — это совместные розыгрыши.

  1. Подготовка. Как правило, объединяются два-три канала и организаторы заранее покупают приз — он может быть каким угодно, от подарочных сертификатов до качественной бытовой техники.
  2. Когда человек выигрывает, его просят указать ближайший пункт выдачи маркетплейса, где он сможет забрать свою условную колонку Алиса.
  3. Условия гивэвеев обычно довольно простое — подписаться на каналы организаторов. Но бывают конкурсы, в которых участнику нужно не только подписаться, но и пригласить друзей. Шанс на победу повышается вместе с количеством приглашенных пользователей. Но такая механика встречается реже. Оно и понятно: одно дело подписаться самому, совсем другое — вовлекать в это своих знакомых.

Конкурсы вызывают зависимость, и вот почему

Вообще, лично я думаю, что конкурсы — это игла. Сначала вы видите удачные кейсы, где активность возросла, а целевая аудитория не размазалась, и решаетесь попробовать. Для наглядности давайте посмотрим на статистику проведения конкурсов в больших медиа. Эту статистику я собрала с помощью TGStat. Названия каналов из вежливости называть не буду. Мы посмотрим на то, как менялось число подписчиков; ER — показатель активности пользователей: просмотры, лайки и репосты, ERR– средний охват,. Это те метрики, за которыми следит админ, а также обращает внимание каждый рекламодатель.

Статистика

Первый конкурс стартовал в условном декабре, количество организаторов – шесть, но мы посмотрим на статистику лишь одного канала.

Разыгрывали технику и сертификаты стоимостью примерно 220 тысяч рублей.

  • На старте у канала было около 93 тыс. подписчиков.
  • Через неделю аудитория увеличилась на 3%, а в день подведения итогов, 9 января, прирост составил целых 13% (около 110 тыс. подписчиков).
  • Спустя несколько дней начался отток: за полтора месяца аудитория резко сократилась до 98 тыс.
Конкурсы в телеграм. ЗА или ПРОТИВ. Что будет с вашим каналом во время и после розыгрыша.

Итоговый результат следующий: число подписчиков увеличилось на 5,38%. При этом возросли и другие показатели:

  • ER — на 0,4 процентных пункта,
  • просмотры на 16%,
  • лайкать также стали примерно на 16% чаще, а репостить на 29%.

Стоимость подписчика: примерно 7,5 рублей.

Пять каналов

В следующем примере приняли участие пять каналов, включая канал, который мы только что рассмотрели.

Разыгрывали дорогое ювелирное изделие (колье-трансформер), эстетичные аксессуары для украшений (два тревел-кейса) и ароматические свечи (три).

Здесь была интересная гипотеза. Все эти телеграм-каналы объединяет плюс-минус общая тематика, аудитория.

Скорее всего, админы встретились в чатике и такие: «Ребят, нас читают одни и те же люди. Давайте сделаем конкурс и просто перельем недостающие сегменты друг к другу? Получится усиленный взаимный пиар».

По результатам конкурса динамика аналогичная:

  • на старте аудитория постепенно увеличивалась,
  • достигла пика в день подведения итогов,
  • после чего начался отток.

Но вот, что интересно: прирост на пике в этом кейсе совсем незначительный, а спустя месяц, у трех из пяти каналов, в том числе у канала из предыдущего кейса, показатели ER, лайков, репостов и просмотров упали ниже стартовых, до начала конкурса.

Конкурсы в телеграм. ЗА или ПРОТИВ. Что будет с вашим каналом во время и после розыгрыша.

Вывод такой: раз на раз не приходится, никто не даст вам 100% гарантию успеха, даже при грамотном подходе.

Перейдем к следующему кейсу. Возьмем в качестве примера канал в тематике «лайфстайл», который объединился с другим каналом и разыграл три приза общим номиналом — 30к. Конкурс длился неделю.

Что мы наблюдали?

  1. Первые несколько дней был умеренный прирост — плюс 1-2к подписчиков.
  2. Пиковая активность, конечно же, пришлась на день оглашения результатов. Так в день подведения итогов, прирост составил 6 373 (32% от стартового количества подписчиков).
  3. Всего с момента начала конкурса и до подведения итогов на канал подписалось 12 572 человека, то есть 48% аудитории канала оказались «залетными».

Отписки начались не сразу. Пару дней все было более-менее стабильно после оглашения результатов.

  • Массовый отток наблюдался в среднем через неделю после оглашения итогов конкурса — так, за неделю отписалось 8 297 человек (65% от общего числа пришедших подписчиков или 32% от пикового числа). И число подписчиков ежедневно продолжает снижаться.

Ситуацию попытались выправить еще одним конкурсом, но он совершенно никак не повлиял на происходящее.

Тем не менее, рассматриваемый розыгрыш еще достаточно свежий (прошло только около месяца с итогов), а это значит, что еще не все боты отвалились.

Да и в целом, если посмотреть на другие метрики:

  • они либо не выросли совсем,
  • либо выросли незначительно, А большинство новых подписчиков — неактивная аудитория, которая лежит мертвым грузом, и лишь немногие действительно заинтересовались контентом.

Таким образом, мы не наблюдаем ни вовлеченности, ни лояльности аудитории. Только иллюзию роста.

Следующий кейс не только подтверждает, что

  1. конкурсы — не самый универсальный инструмент, главная проблема которого — нецелевой трафик,
  2. но и подчеркивает, что к выбору приза нужно подходить как можно осознаннее.

Для этого выпуска я поговорила с Анастасией Бурмистровой — основательницей международного сервиса ABLAB.pro и автором Телеграм-канала «PR — это не маркетинг».

В конце 2024 года она тоже решила попробовать конкурс как способ продвижения.

Анастасия на практике убедилась, что конкурсная механика плохо подходит для нишевых профессиональных каналов — особенно если у них еще менее 10 тысяч подписчиков. Большинство участников приходят ради приза, а не из интереса к контенту.

Это может привести к необходимости вручную удалять «халявщиков».

Поэтому ЕСЛИ вы решили организовать конкурс и хотите упростить процесс модерации, ТО фильтрация подписчиков должна быть настроена с самого начала.

В качестве партнеров выбирайте каналы близкие вашему по тематике — ценные подписчики приходят оттуда. И позаботьтесь чтобы призы мотивировали участвовать в конкурсе именно вашу ЦА.

Бренды

Бренды тоже устраивают конкурсы, но часто после подведения итогов, подписчиков уходит даже больше, чем пришло.

Например,

  • Телеграм-канал Ювелирного магазина (585 Золотой) после розыгрыша 10 сертификатов на 5 тыс. рублей потерял 5%;
  • канал онлайн-сервиса для бронирования авиа- и железнодорожных билетов (Ozon Travel), разыгрывая билеты на самолет до 30 тыс. рублей, потерял 8% подписчиков от изначального количества.

Какие мы можем наблюдать закономерности?

Итак, мы рассмотрели достаточно кейсов, чтобы выделить некоторые закономерности.

— Конкурсы дают админам стремительный, но кратковременный рост аудитории, поднимают охваты.

— Пиковая активность приходится на день объявления результатов. Приток новых пользователей может достигать 30%. Имейте в виду, что чем больше изначально подписчиков, тем ниже процент прироста.

— Первые несколько дней после завершения конкурса аудитория снижается умеренно.

— Примерно через 6-7 дней начинается резкий спад. Халявы больше нет, можно идти дальше.

— После завершения конкурса важно поддерживать дополнительную активность, чтобы не выйти в ноль, так как в среднем от канала может отписываться от 40 до 60 человек в день.

— Для брендов всё еще печальнее. Если вы маркетолог TG-канала какого-нибудь бренда — не думайте делать гивы, это слив бюджета.

Подведем итог. Конкурсы дают новых подписчиков, но удержать их удается лишь частично. Основная масса новой аудитории уходит в течение двух месяцев после завершения розыгрыша. Тем не менее показатели могут быть весьма хорошими.

Вы спросите, что же тогда не так?

Кому подойдут конкурсы

Я отвечу: все дело в позиционировании.

(!) Хочу акцентировать внимание на том, что, на мой взгляд, конкурсы, подходят для каналов-редакций (т.е. каналов с большим штатом авторов), которыми управляют опытные медиа-специалисты, готовые работать в жестких рыночных условиях и с большими бюджетами.

Если же вы позиционируете свой канал, как авторский, то конкурсы — это чревато разочарованию в долгосрочной перспективе.

(Почему?) Раскачивая канал с помощью конкурсов, вы рискуете попасть в замкнутый круг, потому что огромное количество отписок нужно перекрывать новыми подписчиками. У вас появляется зависимость от:

  • легкого роста,
  • дешевых подписчиков,
  • больших охватов, которыми можно заинтересовать рекламодателей.

Но вот незадача — сформировать портрет аудитории не получится — чаще всего это просто аккаунты, которые хотят выиграть условный Дайсон. И вот к вам на охваты приходит рекламодатель и не понимает, что и кому вы продаете.

Рекламодатели приходят за целевой аудиторией, которая собралась на определенный контент конкретного автора, на его мнение. А конкурсный подписчик — нецелевой. И даже если он останется на канале — не факт, что будет читать его, и тем более, покупать что-то.

С каждым новым конкурсом вы будете терять не только целевую аудиторию, но и собственное лицо. У брендов, которые закупают рекламу у безликих пабликов аля-редакция есть понимание того, сколько стоит 1000 охватов. И вот вы вынуждены гнаться за этими охватами, вместо того, чтобы диктовать на рынке свои условия.

Конечно, никто не осудит вас, если вы решите объединиться с каналами со схожей тематикой, чтобы разыграть призы среди подписчиков и посмотреть, что получится, но увлекаться я точно не советую. Когда ваши целевые подписчики увидят, что конкурсов на канале больше, чем экспертного контента, они, вероятно, от вас отвернутся.

Мне так и вовсе конкурсы противопоказаны. У меня экспертный канал, где я продаю свои услуги.

Организовать конкурс — значит подорвать доверие подписчиков, ведь я всегда топила за экологичные методы. Мне незачем портить статистику, нагоняя новую аудиторию, которой не нужны мои консультации и контент. И терять лояльность среди постоянных читателей я тоже не хочу.

Советы.

Прежде, чем пойти по дороге конкурсов, подумайте, действительно ли вам это нужно.

Я понимаю, вы видите, как быстро растут ваши любимые каналы, но имейте в виду, что может стоять за этим ростом. Зачастую, более целесообразно вкладываться в рекламу и взаимный пиар, где у вас есть возможность подходить к продвижению избирательно.

Найти партнеров для взаимопиара можно в любой нише. К вашим услугам всевозможные чаты. Главное:

  • обговорите, какими должны быть формат, содержание, визуал поста;
  • а также четко сформулируйте ТЗ, чтобы избежать неприятных моментов и сделать сотрудничество более продуктивным.

Кроме того, можно участвовать в подборках — это тоже своего рода взаимпопиар.

Ну а реклама, пожалуй, самая проверенная и эффективная альтернатива конкурсам.

После теста вы, наверняка, сможете понять, сколько стоит ваш подписчик. И он однозначно станет целевым, а не тем, кто пришел к вам на несколько дней просто, чтобы попытать удачу.

К тому же, ваша ЦА останется прозрачной для вас и рекламодателей — все в плюсе. Но если вам не хочется ограничиваться только закупкой рекламы, есть и другие способы продвижения.

Например, можно

  • прикрутить к каналу подкаст,
  • использовать YouTube Shorts и Reels в других соцсетях для кроссплатформенности.

Здесь алгоритмы будут играть вам на руку, без всяких проблем для бренда.

  1. Вы выкладываете полезный и интересный контент,
  2. узнаваемость растет за счет рекомендаций соцсетей.
  3. Заинтересованные пользователи идут дальше, в ваш канал. И эти люди — чистое золото. Они уже прошли несколько касаний, преодолели все барьеры, чтобы стать частью вашего комьюнити.

К каналу нужно подходить также, как и к маркетинговой воронке: грамотно выстроить весь путь.

Обеспечить первые касания,

приносить интерес и пользу конкретным сегментам, которые читают ваш канал.

Поддерживать их интерес уже на последних этапах воронки — самого канала.

Так что встать на путь конкурсов вы всегда успеете, халявщики никуда не денутся, а вот качественная аудитория — ещё как.

Спасибо вам, что прочитали статью. Мы надеемся, что она станет первым шагом на пути к грамотному и качественному продвижению в Telegram.

Помните, что качественное продвижение — это прежде всего стратегический подход и понимание своей аудитории.


Я приглашаю вас в свой закрытый канал и чат админов, канал для тех, кто сам закупает рекламу, там я публикую только МОИ отзывы как прошла реклама в разных каналах на разные тематики, поэтому могу отвечать за их честность. Так же там есть ЧАТ админов, где есть взаимопощь и ТАБЛИЦА с каналами, которые берут на рекламу начинающих коллег. Если бы с самого начала у всех был этот ресурс, продвигаться было бы однозначно проще. Канал несет практическую пользу, поэтому платный.

Ну и подписывайтесь на мой основной канал про диджитал мир и мир Телеграм каналов.

1 комментарий