ИИ в SEO. Как Google AI Overviews убивает органику на -34.5% Новое исследование
Недавно вышло новое исследование ahrefs по влиянию Google AI Overviews на органический трафик (https://ahrefs.com/blog/ai-overviews-reduce-clicks/). Если коротко, выглядит очень тревожно, -34,5% органики с поиска. Но не стоит пугаться, давайте разбираться!
Всем привет, меня зовут Алекс и я основатель Math.Agency. Я работаю с западными рынками больше 10 лет, и за последние годы я видел как SEO меняется чуть ли не каждый квартал. Но то, что происходит сейчас — реально важный поворот.
Google продолжает внедрять AI Overviews — это такие «умные ответы» прямо в поиске (да, как яндекс нейро). Пользователь задаёт вопрос, а Google сам собирает и показывает ответ на твой запрос.
Пока фича работает только в США, но это временно. И похоже, что это только первые отголоски будущего изменения правил игры в Digital. А теперь давайте посмотрим на исследование ahrefs и разберемся.
Ahrefs проанализировали 300,000 ключей, и цифры говорят сами за себя:
- До внедрения AIO: органический CTR на был около 5,6%.
- После появления AIO: упал до 3.1%.
- Падение составляет аж 34.5%
Да, AIO хороший способ быстро залететь в топ, обогнав "больших" конкурентов, которых при обычных условиях обгонять нужно иногда годами. Но давайте посмотрим, что же произошло с CTR в самом AIO.
Если раньше было 7.3%, то стало стало 2.6%. Почему? Потому что Google показывает сразу ответ на запрос с твоей страницы, а ссылку на твой сайт уносит в правый угол. Выходит, что важная информация пользователю уже предоставлена и смысла кликать ссылку нет.
Кого это касается?
Пока что AIO доступен только в США и в основном касается инфозапросов: статьи, how-to, блоги и т.д.. Но у наших клиентов уже есть кейсы, где в AIO начали попадать продуктовые страницы. Google вытаскивает описание прямо оттуда, и вместо перехода человек просто читает summary в AI-блоке. И на выходе клики из поиска стали падать, несмотря на топ-позиции в выдаче.
И это, судя по всему, не баг, не временный тест — это новая реальность поиска.
Правила меняются, не паникуем!
Если раньше SEO было про «напиши статью, оптимизируй, получи трафик, делай линкбилдинг и PR», то теперь всё усложняется. Трафика станет меньше, а тех, кого не будет в AI Overviews, ждет постепенное забвение. SEO все больше становится не про технические хаки в рамках одного инструмента, а про настоящий маркетинг. И вот над чем стоит работать уже сейчас:
Контент правит даже c AI Overview
Да, Google показывает AI summary. Поэтому придется еще больше стараться над контентом, но с учетом новых особенностей. Потому что:
- AIO все таки AI summary, он даёт лишь выжимку информации;
- Там не будет таблиц, картинок, сравнений и другого полезного контента;
- AIO учитывает более длинные ключи и их надо учитывать;
- Если вы не в США, вам все равно надо готовиться, ведь AIO придет и в ваш регион;
Начинайте думать про GEO (Generative Engine Optimization)
С середины 2024 года наше агентство активно вело исследования по Generative Engine Optimization и мы уже смогли вывести несколько крупных клиентов в выдачу ChatGPT и принести им более 1000% роста трафика. Да, дорого, да, долго. И да, это новая услуга на Digital-рынке, которая еще только формируется. Но мы уже видим её перспективы, а наши исследования и опыт принесли сумасшедший результат, о котором я расскажу в другом посте.
Пора хотя бы мультиканальность
Трафик становится все более фрагментированным, да и был он таким последние годы. Просто ощущается всё сильнее. И это нормально. SEO — только часть системы. И с каждым днем все важнее быть везде, в YouTube, Telegram, LinkedIn, Reddit, Quora, в СМИ и Медиа - вообще везде, где твоя аудитория уже есть или может быть.
Да, последние годы все только и говорят про омниканальность (но что-то не особо встречаю чтобы в неё умели). Но вот старую добрую мультиканальность уж точно стоит начинать применять каждому, от бьюти-салона до крупной сети автосалонов. Имхо, но малому бизнесу с каждым годом все меньше легких возможностей в диджитал (не то что в 2017 году, запустил таргет в inst и получай заказы). Так что начинайте использовать весь арсенал, его много.
И да, AI Overviews — это не катастрофа. Это просто новый контекст. Да, органики станет меньше. Да, правила изменились. Но земля крутится, все меняется и мы меняемся с миром.