Что эксперимент Милгрэма говорит нам об авторитете и повиновении?

В мире психологии существует ряд экспериментов, результаты которых не просто интересны, но и заставляют глубоко задуматься о человеческой природе. Одним из таких исследований, безусловно, является эксперимент Стэнли Милгрэма, проведенный в 1961 году в Йельском университете. Его целью было получить совершенно новый взгляд на знание о том, как на самом деле работает авторитет в обществе.

Источник https://digfir-published.macmillanusa.com/
Источник https://digfir-published.macmillanusa.com/

Эксперименты проводились в Линсли-Читтенден Холле Йельского университета. Участников, набранных по объявлениям в газетах из самых разных слоев общества, приглашали для участия в том, что, по их мнению, было исследованием человеческой памяти.

Ход эксперимента был следующим:

  • Участника (назначенного на роль "Учителя") встречал исследователь в лабораторном халате ("Экзаменатор").
  • "Учителю" поручали управлять коммутационной панелью, которая, как ему говорили, будет подавать электрические разряды другому участнику ("Обучающемуся"), сидящему в другой комнате. "Обучающийся" должен был правильно отвечать на вопросы "Экзаменатора".
  • Если "Обучающийся" давал неправильный ответ, "Учитель" должен был нажимать кнопку, подающую электрический разряд. Каждая кнопка на панели соответствовала определенному напряжению, начиная с 15 вольт. Напряжение непрерывно увеличивалось с каждым неправильным ответом, достигая 100, 200 и даже 450 вольт. Участник был полностью осведомлен о том, что к "Обучающемуся" применяются все более высокие напряжения.

Эксперимент был инсценирован очень реалистично. После первых нескольких разрядов "Обучающемуся" (которым на самом деле был актер) становилось трудно отвечать правильно из-за предполагаемой боли и замешательства. Участники слышали крики, мольбы и попытки освободиться. Спустя некоторое время крики прекращались, и оставалось лишь "тихое страдание". "Экзаменатор" в халате никогда не говорил "Учителю" прекратить разряды при неправильных ответах. И вот тут проявилось самое поразительное: большинство участников продолжали подавать "разряды", несмотря на крики и мольбы.

Но, как оказалось, ничего из этого не было реальным. Единственным "настоящим элементом" в установке был исследователь в лабораторном халате. "Обучающийся" был актером, который просто притворялся, что его бьет током, а коммутационная панель была муляжом. Все это было сложной инсценировкой, призванной выяснить, как люди поведут себя под давлением авторитета даже в "умопомрачительных ситуациях".

Шокирующие результаты Милгрэма

На основе этого эксперимента Стэнли Милгрэм сделал несколько важных выводов:

  • Люди демонстрировали очень высокую готовность делать что угодно для авторитетной фигуры, даже если это означало причинение невообразимой физической боли незнакомому человеку.
  • 98% участников не нравилась идея подавать электрические разряды.
  • Несмотря на это, более 60% продолжали подавать "разряды" актеру, даже слыша самые мучительные крики.
  • Причина такого поведения не в том, что участники были "садистскими психопатами", а в том, что они просто реагировали на инстинктивную потребность следовать авторитету. Почтение и повиновение авторитету в любой форме — это то, с чем, по мнению Милгрэма, мы рождаемся.
  • Без присутствия авторитета участники не были готовы подавать разряды "Обучающимся" (актерам).
  • Участники испытывали сильный дискомфорт, проявляли негативные эмоции и бессознательные физические реакции (такие как нервная дрожь и потливость), но большинство продолжали управлять панелью, пока "Экзаменатор" не завершал эксперимент. Многие были готовы нажимать кнопку "450 вольт" многократно, если бы этого требовал авторитет.

Этические последствия и уроки для лидеров

Результаты экспериментов Милгрэма — это отрезвляющее напоминание для всех, кто стремится к лидерству или влиянию. Они показывают, насколько сильным может быть воздействие авторитета и на что можно заставить пойти других людей, когда структуры власти выстроены определенным образом.

Из этого следует важный этический вывод: нельзя относиться легкомысленно к авторитету и лидерству. В идеале, авторитетная фигура должна вести своих последователей таким образом, чтобы преимущества получала как группа, так и лидер. История знает слишком много примеров, когда лидеры преследовали лишь собственную выгоду, что часто приводило к катастрофическим результатам и трагедиям, когда лидер отклонялся от этичного пути.

Быть лидером или авторитетной фигурой означает понимать силу, которую вы можете иметь над другими, и использовать ее во благо. Ваша этическая выдержка будет испытана, когда вы начнете оказывать власть над другими. Только используя эту новообретенную силу хорошо и принимая этичные решения, можно получить великую награду.

Эксперимент Милгрэма остается ярким свидетельством того, насколько глубоко в нашей психологии заложено повиновение авторитету, и подчеркивает, что для тех, кто занимает позицию лидера, этика должна быть не просто желанием, а фундаментом их действий.

1
Начать дискуссию