LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

Недавно мы рассказывали, как нелепые жизненные ситуации или же просто мемы, становятся зарегистрированными брендами. Сегодня мы подготовили для вас вторую часть этой статьи.

Следишь за темой интеллектуальной собственности? Подписывайся на наш Telegram — всё важное в одном месте.

В конце 90-х продолжилось распространение интернета по всему миру. К этому процессу подключились в основном миллениалы. Они покупали ставшие доступными компьютеры, осваивали интернет-форумы и, конечно, создавали культуру общения. Одно из ее проявлений — интернет-мемы.

Сначала их было не так много. Некоторые из них — впоследствии стали официальными товарными знаками.

Например, LOL. Этот акроним, переводящийся как «много смеха», «смеяться громко, вслух», впервые появился в 80-х, а в Россию пришел в конце 90-х. Сейчас LOL — это десятки разнообразных брендов. Среди них, например, есть и такие:

LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками
LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

Удивительно, но не все мемы перешли в разряд зарегистрированных. В базах данных патентных ведомств нет ни когда-то популярной совы с вопросом «O RLY?» («Что, правда?»), ни «Преведа» или «кросавчега», ни «Йа криветко», ни Trollface, ни Палпатина, прогремевшего после трех фильмов «Звездных войн», ни многочисленных котов, которыми интернет-сообщество явно любовалось («Lolcat», «Погладь кота»).

Но котяры-мемы как товарные знаки все-таки есть?

Да. Во-первых, конечно, это «кот Саймона». Хотя, возможно, что причина популярности хвостатого любимца — не интернет, а мультсериал и книги Саймона Тофилда. В них рассказывалось о домашнем коте, который привлекает внимание хозяина достаточно гротескными действиями.

Во-вторых, та самая знаменитая Grumpy Cat, мем с которой возник в 2012 году. В России сердитой кошки как товарного знака нет, но в США — у хозяйки четвероногой сразу два бренда.

LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

Коты — это единственные, кто становился мемом-товарным знаком?

Нет. В 2013 году собачка породы сиба-ину влетела в интернет-пространство. Ее фотографию обычно помещали с какой-нибудь надписью. Весь мем назывался «Доге» или Doge. В русскоязычном и иностранном интернете — десятки зарегистрированных товарных знаков с этим обозначением:

LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками
LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

А еще мемы какие-то были?

Среди зумеров в 2000-х популярность обрели южнокорейские музыкальные группы и отдельные исполнители. Одним из первых стал PSY, исполнивший «Gangnam Style» в 2012 году. Основным в этой композиции, конечно, был не текст, а движения, которые производил PSY. Поэтому нет ничего удивительного в том, что товарный знак-мем получился именно такой:

LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

Кстати, песни, ставшие мемами, а потом — и товарными знаками, не редкость. В 2010-х, например, приобрела популярность композиция «Spooky, Scary Skeletons». В 2021 году ее зарегистрировали как бренд.

LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

Россияне, кстати, тоже не отстают в регистрации мемов-брендов:

  • В 2021 году был оформлен товарный знак «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!», основанный на популярном кошачьем меме, распространившимся в сети еще в 2019 году. Правообладателем товарного знака стала Бородулина Дарья Сергеевна.
  • В 2019-2021 годах в сети «Интернет» появился «Большой русский кот Шлепа». Главным героем мемов стал каракал Гоша. В 2022 — образ четвероногого официально был зарегистрирован в Роспатенте.
LOL, «Доге» и многочисленные коты: как мемы зумеров и миллениалов стали товарными знаками

Почему мемов-товарных знаков у миллениалов было не так много?

Тут две причины.

Первая. Распространение интернета у миллениалов было не таким, как у зумеров. Миллениалы делали мемы как реакцию на происходящее в мире. Выпустили видеоролик, который удивил людей и заставил их обсуждать показанное? Тут же появляется интернет-мем. Коммерциализировать его никто не планировал, поэтому и товарные знаки не регистрировались.

Вторая. Зумеры по вполне очевидным обстоятельствам генерируют больше контента и, конечно, пытаются на нем (в большинстве своем) заработать. Или защитить от других. Поэтому и регистрируют бренды. Перед глазами, кстати, всегда есть и удачные примеры. Владелица Grumpy Cat (кошки и мема-товарного знака), например, в 2012-2014 годах получала доход в 100 млн долларов, а четвероногая стала одной из самых богатых в мире (99,5 млн долларов).

Во всех случаях — следует учитывать, что век мемов очень небольшой. Происходящее стирает из памяти прошлое. Поэтому сейчас, например, уже мало кто вспомнит про когда-то гремевшие движения артиста, исполнившего «Gangnam Style». «Так проходит мирская слава».

Если вы хотите стать правообладателем собственного бренда – подайте заявку на регистрацию через нашу онлайн-систему.

Мы также собрали для вас ТОП-3 интересные статьи, посвященные теме регистрации товарных знаков:

Если тебе близка тема интеллектуальной собственности и ты хочешь разбираться в ней глубже — загляни в наш Telegram-канал. Без воды, только важное, полезное и с примерами из реальной практики.

1
1
Начать дискуссию