Как мини-сериалы с Юрой Борисовым и Антоном Лапенко растят прибыль Т-Банка

И почему команда решила этим заняться.

Как мини-сериалы с Юрой Борисовым и Антоном Лапенко растят прибыль Т-Банка

Эта история началась в 2022 году, когда наша команда маркетинговых коммуникаций занялась поиском новых медиаформатов. С тех пор мы сняли больше 15 сериалов для мобильного приложения Т-Банка и на два года предвосхитили успех приложения ReelShort.

Кризис и поэзия

Привет! Меня зовут Лена Редеша, я возглавляю группу креативных партнёрств в отделе маркетинговых коммуникаций Т-Банка. Расскажу, как вместе с редакцией Сторис мы придумали новый формат вертикального контента в приложении.

Случилось это в начале 2022 года. Тогда мы поставили на паузу крупные имиджевые проекты-коллаборации вроде карт в дизайне картин Третьяковской галереи или нативных спецпроектов в медиа. Рынок лишился ряда крупных платформ (которые ушли, либо убрали монетизацию), привычных рекламных форматов. Слово «неопределенность» звучало и в нашей команде, и от партнёров.

Тогда мы решили пристальнее посмотреть на собственные каналы коммуникации и, в частности, на сторис в мобильном приложении. Они привлекали внимание: половина клиентов открывала их хотя бы раз в месяц, некоторые сторис шерили в соцсетях и пересылали друзьям. Клиенты позитивно воспринимали формат, поскольку знали, что на главном экране им предложат полезный или развлекательный контент, а не просто рекламный. Редакция сторис делала эксплейнеры, персональную статистику, подборки, тесты, рекомендации. Среди этого встречался и совсем не продуктовый контент, который нас и вдохновил.

В то непростое время мы решили, что можем просто поддержать наших клиентов красивым контентом без перфомансных сверхзадач. Поэтому попросили артистов дружественного театра «Практика» и тогда еще не-номинанта Оскара Юру Борисова прочитать на камеру любимые стихи. Отзывчивость партнёров плюс собственная видеостудия позволили запуститься в сжатые сроки. Посмотреть, как Юра читает Константиноса Кавафиса, можно тут.

Проект задумывался как атмосферный, настроенческий, но команда сторис предложила на последний слайд добавить кнопку перехода в наш сервис «Театры». Перфоманс-результата мы не ожидали, но, помимо ожидаемых охватов, лайков и шеров, зрители сторис купили 6000 билетов в театр. Прибыль вшестеро превысила затраты на продакшен. Мы сняли продолжение — проект «Практика эмоций», и повторили успех. Так экспериментальный формат стал регулярным и опередил медиафеномен из Китая ReelShort — приложение с вертикальными сериалами, покорившее рейтинги сторов в США и Европе.

Процесс

Каждый проект помогал отточить формат и процессы производства: должны ли серии быть связаны сквозным сюжетом, сколько свободы мы можем себе позволить в визуальном стиле, какой юмор считаем хорошим, а какой — не очень. Появились стандарты: вертикальный формат, короткий хронометраж не более 1,5-2 минут на одну серию, интерактив (кнопка, которая появляется в конце видео и сразу перебрасывает на подходящий по теме продукт или сервис Т-Банка).

Производство получается быстрым (2–3 месяца), бюджетным (в 3–5 раз дешевле стандартного ТВ-ролика) и практически не отличается от стандартного продакшена в рекламе: пишем бриф на основе запроса от бизнес-линии, утверждаем бюджет, находим подрядчиков, контролируем все этапы съёмок, обеспечиваем медиаподдержку, анализируем результаты. Главное отличие — у нашей команды больше творческой свободы, поскольку оригинальный жанр требует оригинальных решений. Да и длинная форма предусматривает, что сюжет будет содержательнее.

Самый интересный этап производства — тендер идей среди агентств. Обычно менеджер проекта отправляет бриф нескольким партнёрам и отбирает из их идей топ-8-10. Дальше мы встречаемся с коллегами из отдела и продукта, «вслепую» (то есть не зная, какая идея какому агентству принадлежит) обсуждаем оставшиеся идеи и голосуем за каждую. Так определяется победитель. Чаще всего это были Blacklight, «Громкие рыбы», Blueprint и The Clients.

Полезное развлечение

Сериал в сторис решает сразу две коммуникационные задачи:

  • вовлекает аудиторию в коммуникацию с брендом — пользователям доступны лайки, шеры, комментарии, добавление в избранное;
  • нативно рекламирует продукты экосистемы Т-Банка.

Поэтому для нас важны все метрики, которые мы можем собрать. Отдел контента в первую очередь анализирует медийные показатели: лайки, шеры, комменты, сохранения, показы/просмотры, клики, досматриваемость и влияние на бренд (через Brand Lift). Почти все постсериальные замеры показывали рост брендовых атрибутов. Например, однажды мы на 20 пунктов вырастили знание и на 10 — восприятие выгодности подписки Pro. В сериале про Жабу-душнилу для Т-Выгоды получили +15% к знанию продукта, + 5% к атрибуту «Надежный» и +10% к атрибуту «Выгодный». Ролики вызвали положительный отклик среди молодых людей до 25 лет, а на аудиторию 35+ лет сработали хуже.

Заказчик, то есть продукт из экосистемы Т-Банка, ориентируется на продуктовые метрики: количество переходов на страницу продукта, динамику продаж, аплифт покупок в сравнении со временем до сериала, приток новых клиентов и стоимость привлечения нового активного клиента. Например, по результатам сериала для Т-Путешествий «Миражи Кругосветова» с Лапенко мы получили статзначимый аплифт в покупках авиабилетов и кросселл-эффект в виде 1500 бронирований отелей. А «Классика жанра» для Афиши в Т-Городе принесла аплифт в продажах (+3%) и более 5000 клиентов, которые впервые купили билеты в театр в приложении банка.

За настройку, запуск и аналитику результатов сторис-сериалов отвечает команда x-sell. До запуска производства мы вместе обсуждаем, какой будет выборка клиентов, формируем сегмент с учетом целей и задач проекта. Например, включаем в него преселект — группу клиентов, у которых рассмотрение/намерение воспользоваться продуктом уже может быть выше, чем у других клиентов. Или, наоборот, исключаем из показов нерелевантные категории.

Этап настройки показов — решающий для проекта. Иногда сегмент клиентов, которым теоретически может быть интересен сериал, оказывается слишком мал, чтобы окупить производство сериала. В таком случае мы или отменяем запуск или перепридумываем концепцию.

Безусловно, наши прогнозы иногда не сбываются: контент не заходит и не получает статзначимых аплифтов. Тогда мы расстраиваемся, проводим ретро и делаем работу над ошибками.

Что мы наснимали

Всего мы выпустили почти два десятка вертикальных сериалов для разных сервисов банка — Путешествий, Выгоды, Топлива, Страхования, доставки продуктов, покупки билетов в театры и кино, Подписки Pro — и анонсировали важные партнерства (КХЛ, Большой театр, театр «Практика»). Выступали в разных жанрах: игровом («Миражи Кругосветова»), анимационном («Верхняя полка» о жизни морковных деток, дыни-колхозницы и Хамона Родригеса), музыкальном («Хор намеков», который помогал выбрать идеальный новогодний подарок). Из собственной небольшой студии съемки выросли до полноценных, почти серьезно-сериальных по масштабу проектов. В какой-то момент даже стали делать полноэкранные версии, так что некоторыми проектами можно насладиться, так сказать, СПОЛНА.

Сразу несколько наших проектов сделаны вместе с селебрити: озвучить героев «Верхней полки» мы предложили, конечно же, Диме Сыендуку, чей голос знаком всем российским поклонникам анимации. В «Леониде Лассо» команду тренирует Леонид Слуцкий, а помогает ему хоккеист Максим Гончаров. Антон Лапенко создал сразу несколько персонажей для наших сериалов: немного безумного портье загородного отеля, путешественника Артура Кругосветова и других. А совсем скоро выпустим перформанс-мини-спектакль для Т-Премиума с Максимом Матвеевым.

У сериала «Очень странные места» каст вообще получился исключительным. Мы сняли его вместе с создателями «Внутри Лапенко»: сам Антон сыграл всех загадочных попутчиков, а Алексей «Смирняга» Смирнов написал сценарий. Их партнёрами по съемочной площадке стали режиссер Эдуард Оганесян («Чики») и стендапер Евгений Чебатков. Получилось смешное и сюрреалистичное роуд-муви, герои которого колесят по окрестностям Балашихи. Этот проект принес нам награды от White Square, ADCR, MIXX Russia и даже попал в число лучших кампаний года от Sostav.ru. Не то, чтобы мы гнались за призами, но такое признание приятно.

Плюсы и минусы

Если коротко суммировать все преимущества формата, то получится такой список:

  1. Площадка. MAU в десятки миллионов пользователей делает наше приложение идеальной (и бесплатной) медиаплатформой.
  2. Нативная подача. Привлекаем внимание зрителя за счет интересного сценария, актерской игры.
  3. Четкие правила жанра, которые понятны любому внешнему подрядчику. Снимаем вертикально, укладываемся в полторы минуты, добавляем интерактив.
  4. Скорость производства.
  5. Виральность. Кому не понравятся скетчи Антона Лапенко, харизма Евгения Чебаткова или Михаила Башкатова и озвучка Димы Сыендука?
  6. Измеримость. Используем основные имиджевые и бизнес-метрики, чтобы оценить эффективность проекта с разных сторон.

Есть и подводные камни. Чем больше эволюционирует этот формат, тем более сложные и дорогие решения мы используем:

  1. Привлекаем новых селебрити, организуем более дорогой продакшен. Кроме того, никто не отменял инфляцию, стоимость производства контента последние годы только растет. Стараемся тут держать баланс и сохранять ламповость наших проектов.
  2. Видим необходимость инвестиций в активное внешнее промо. Каким бы ни был медиаресурс нашего собственного приложения, по размеру его нельзя сравнивать с внешним промо в стандартных каналах. А значит, и потенциал вертикального контента можно раскрывать еще более полно, но с дополнительными инвестициями в медиабаинг.

Ещё один минус — в комментариях всегда кто-нибудь напишет, что развлекательным видео в приложении банка не место. Правда тех, кто пишет, что сериалы и правда интересные, всегда гораздо больше.

14
1
16 комментариев