КРЕАТИВ С ДУШКОМ

ИЛИ ПОЧЕМУ Я РЕШИЛА НЕ РАБОТАТЬ В КРУПНЫХ РЕКЛАМНЫХ АГЕНТСТВАХ МОСКВЫ

Сначала я все носила в себе мысль написать такой большой пост с фактами, всякими цитатами моих коллег, которые работали или работают в крупных и не очень рекламных агентствах. Что типа не ходите туда, я вам не советую. У меня, конечно, еще свежа рана от моего опыта с такими агентствами, и эмоции, хорошие и плохие, которые я лично испытала. Но я не спешила прям выливать всю свою злость (а я была просто в ярости и отчаянии, что меня не брали ни в какие агентства после кучи тестовых, собесов и рванья жопы.

Я просто рыдала от безнадежности в прямом смысле), чтоб это не выглядело так, будто я свое зло срываю, или жалуюсь. Хотя и на это я имею право, конечно. Я во всем этом поварилась, поговорила с людьми, которые, оказывается, даже не знали, что такое - работать в крупняке (я будут так называть крупные рекламные агентства), и какого это. Они, как и я раньше была в своих ожиданиях, представлениях, огромном энтузиазме туда попасть.

А сегодня я подумала, что не хочу так официально писать, тем более, об этом пишут многие в сети. Да даже нейронку спросите и она вам все разложит. А хочу показать вам свой непростой опыт только через свои переживания, мысли, а их было очень много, они и сейчас есть. Итак, что я чувствовала и думала, работая с рекламными агентствами и пытаясь туда попасть. Я все долго носила и варила в себе эту мысль, надо оно вообще писать или не надо, что нового я скажу? ВедЬ и в инете куча статей. Но все таки решила написать, чтобы многие знали и, возможно, сделали свои выводы заранее, ну или просто познакомились с моей историей.

1. СИЛЬНЕЙШЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ И МОРАЛЬНАЯ ТЯЖЕСТЬ ТУДА ПОПАСТЬ

Сначала, когда я только закончила академию коммуникаций вордшоп, одну из лучших рекламных в мире, у меня было оооочень много энтузиазма, сил и энергии. Я правда верила в себя и в то, что я делаю, потому что нашла наконец свое любимое дело, мне было по кайфу как никогда в жизни. Об этом я много раз писала.

У меня уже было портфолио, очень неплохое, классные рекомендации от коллег и лично Светланы Майбродской, директора академии и одного из самых крутейших неймеров. Она меня всегда очень сильно поддерживала и поддерживает, всегда топит за меня, где только можно. За это я ей невероятно благодарна

Со всем этим я начала стучаться в агентства, и попала в одно из самых крупных и крутых, - Родная речь. Я давно туда метила, потому что была как-то у них на экскурсии в офисе. Меня так зарядила эта атмосфера, такие классные люди, и я почувствовала, что очень хочу к ним попасть хотя бы на стажировку. И попала, но не сразу. Сначала я отправила своё портфолио и сопроводительное эйчару, и мне отказали, потому что "не хватает сценариев, и нужен более креативный подход". А параллельно я общалась с одним из креадиров Родной речи, который мне дал тестовое задание - придумать любые идеи для Вкусно-и точка. Я придумала, отправила, меня лично рекомендовала Светлана, и все таки попала туда.

По моим ощущениям, это была либо неслаженная работа команды агентства: левая нога не знает, что делает правая. И за неимением вообще никаких кандидатов, решили вернуться ко мне - это я позже стала осознавать. Сами процессы в крупняке долгие и неповоротливые, муторные и бюррократические. Как у огромного слона. Пока там эйчару отправила или креадиру портфолио, пока сделала тестовое, пока они там фидбэк дали, пока я сама им писала, ну что, есть ли инфо, пока мне там ответили, пока я приехала к ним и т.д.!

Больше всего у меня сил, времени и души отнимали эти бесконечные тестовые задания. У меня до сих пор ярость на все за то, что они, суки, меня не брали и не брали после них, после того, как я порвала практически всю себя, чтобы попасть в эти агентства. Это самый убивающий процесс в агентствах, как по мне, потому что самый ресурсозатратный уже на самом первом этапе.

Для очень многих попасть в крупные рекламные агентства - это мечта. Типа возможность "легко" (ага, в ковычках) попасть в рекламную индустрию, работать над самыми крутыми клиентами и воплотить свои идеи в жизнь. Это все, конечно, представляется чем-то таким шикарным, что и других то вариантов не видишь. Просто о них не знаешь, не догадываешься даже. Никто и не объясняет.

Даже в рекламных школах России не говорят об этом. Идите все в BBDO, Родную речь и прочие круняки. И мы от незнания и своей неопытности бежим туда и бьёмся с ветряными мельницами, чтобы получить работу! И я билась, чтобы меня взяли в штат, именно в штат, а не за просто так херачить вечным стажером на подмоге. А по факту как полноценным сотрудником, который делает дохера всего, а ему еще и не платят.

⚠Поэтому в реальности - ОХЕРЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ! Причём несправедливая. За всего одно место в штате борятся с пеной у рта борются, например, джун и миддл. А если посмотреть на hh.ru, на одну вакансию того же копира откликается от 100, 300, а то и 1000 человек! Тысяча, Карл!! И как среди всех желающих вообще просунуться? Да никак, не откликаться хотя бы на hh.ru. Потому что это уже ненужная помойка со старыми несовременными механизмами!

Среди такого количества типа конкурентов моё резюме 40+!! раз оставалось без ответа или с шаблонным отказом!! 40!! И из них 1-3 только приглашений. От такого вообще все желание и уверенность в себе убьются. Как было и у меня. Я была доведена просто до отчаяния. Смотрите, что!! я писала тогда в VK Это был просто пик моего отчаяния.

Пока я не обратилась к классному карьерному ментору Элине @lametta и мы вместе не переупаковали весь мой опыт в крутецкий и дорогой! И я увидела, что я вообще не джун никакой давно! Спасибо тебе, Элиночка, за это огромнейшее!!

В идеале пролезть можно, только если у тебя какой-нибудь друг или оч хороший знакомый - директор. И даже не группхэд, не креадир, потому что они тоже пешки в огромной машине, а основатель. Чтоб он тебя без всех этих дрочений сразу взял, как классного профи, которого он знает, например! А так будете биться в закрытые двери, которые вам и мне никто и не собирается открывать. Но попытка - не пытка, конечно же!

2. БЕСКОНЕЧНОЕ "ДРОЧЕВО" РАБОТЫ И УТРОМ, И ДНЕМ, И НОЧЬЮ

Эйчары называют это типа "обучением" и даже в договоре прописывают это как ученическую практику с указанием ВУЗа. Но вот только проблема в том, что я то уже давно не учусь. Ну всякие NDA ещё подписывают, ноуты дают. Хотя доки то далеко не везде хоть какие-то делают. В некоторых вообще ничего не дают от слова совсем, даже соглашение на nda, ну кроме ноута, хотя он то и не нужен по факту. Все на удаленке сидят. Все держится на одном добром слове, а значит часто не держится совсем. Ведь ни у кого нет обязательств.

"Ты ничего не обязана" - я много раз слышала эту фразу от креадира. Но раз я ничего не обязана, то и вы тоже, и тогда вообще нет никаких отношений, и всем проще друг с другом расстаться. Ничего личного, только агентство. Вот и все!

И раз это обучение, то должны же обучать. Я же типа вот джун, пришла к вам без опыта (да это и неважно, есть он или нет, раз вы говорите про обучение). А что по факту? Меня бросают в работу одну, как мяч в топкое болото, а я там должна ещё как-то сама бултыхаться и пытаться вылезти!

Делаю сценарии и переписываю по 100500 раз для Вкусно-и точка, рожаю сама! фактически одна 100+!! неймов для пива Балтика по 5+ направлениям за примерно 2 недели! 5+ моих неймов вошли в финальные презы клиентов. Для нейминга это вообще чистая победа, моя невероятная и талантливая победа!! 3+ мои идеи клиент взял в реализацию! 1 даже не меняли по смыслу ни они, ни креадир, и это вообще самое удивительное!! Слоган купили полностью. Тем самым я! принесла агентству деньги! И все Сама!! Ну разве что потом только подключили ещё на полшышечки парочку копиров, да и то только после моей просьбы.

А ниче так, что если я типа джун, то могу и не знать, че делать, и имею на это право. Причём я сама просила креадиров давать комменты, че не так, а получала только какие-то короткие отписки красным в гугл доках. А как надо то делать, чтоб заработало? Да они и сами не знают. Да, это хорошо, что я круто знаю нейминг, и у меня не было вопросов, как их придумать. А если б не знала? Ну и да, конечно, у меня тогда было море энтузиазма и желания попасть в агентства. Меня практически ничего не смущало, я перла вперёд в диком интересе и жажде познания, поэтому меня ничто не останавливало тогда. Хотя да, постепенно все больше подтачивало.

Они фактически нон стоп работают. Сидят ночами! и все придумывают и правят, правят и придумывают, и так до бесконечности. Ведь клиент то заплатил, надо рвать жопы, пока кони не отбросишь. Вот они и отбрасывают и морально, и физически даже. А че делать то? Ведь конкурентов в рекламной индустрии дохера, и если ты вот прямо сию минуту не начнёшь работать, то клиент убежит к конкурентам, ну и где дешевле.

Вот и сидят, и дрочат друг другу мозги в череде бесконечных правок, когда клиенту "надо ещё вчера" и он сам то не понимает, как все работает, и его комменты часто вообще нерациональные и глупые. Он же не знает, как и зачем работает креатив, но свои условия ставит, потому что заплатил.

3. НАТУЖЕННЫЕ И МУЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИДУМЫВАНИЯ

Все со стороны выглядит так, словно в агентстве не могут за раз как следует просраться. Вот сидят, и сидят, и сидят со своим вечным запором идей, чтобы вытужить из себя хоть что-то годное. Но времени на это самое годное, в смысле что-то крутое, необычное у них банально нет. Да и не стоит такой задачи у конвейеров.

Я раньше вообще не знала, что крупные агентства работают по конвейерному типу, это фабрики по штамповке той самой телевизорной рекламы, которая всех бесит, и только мешает кино смотреть. Её делают те же BBDO, Родная речь, Like Group Agency и многие! другие. Я её тоже ненавижу, как и многие из вас. Причём моё мнение с детства не поменялось. Как бесила, так и бесит!

⚠Вот что пишет нейронка DeepSeek по конвейерам:

Конвейерные рекламные агентства в России - это компании, которые используют стандартизированные процессы для массового производства и размещения рекламы. Их ключевая особенность - высокая скорость работы и относительно низкие цены за счет шаблонных решений.

**Особенности конвейерных рекламных агентств в России**

**1. Стандартизация процессов**

- Использование готовых шаблонов для креативов (баннеры, видеоролики, посты).

- Автоматизированные системы заказа и отчетности (часто через онлайн-платформы).

- Минимальное вовлечение клиента в процесс – "сделали быстро, без лишних вопросов".

**2. Ориентация на малый и средний бизнес**

- Низкие бюджеты (от 10–50 тыс. руб. за кампанию).

- Работа с локальными клиентами (рестораны, магазины, услуги).

- Часто предлагают пакетные решения (например, "соцсети + контекстная реклама за 30 тыс. руб.").

**3. Ограниченный креатив**

- Минимум индивидуального подхода.

- Повторяющиеся идеи (например, одни и те же форматы для разных клиентов).

- Акцент на количестве, а не качестве.

**4. Автоматизация и цифровые инструменты**

- Использование программ для генерации объявлений (например, на основе шаблонов Canva).

- Роботизированные закупки рекламы (программные DSP-платформы).

- Готовые связки (например, "Таргет ВК + Яндекс.Директ").

**5. Быстрое исполнение, но не всегда эффективное**

- Запуск рекламы за 1–3 дня, но без глубокой аналитики.

- Нет стратегического планирования (часто "налили бюджет – получили показы, но не продажи").

- Клиенты иногда получают "пустые" метрики (много просмотров, но мало конверсий).

**6. Популярные услуги**

- Таргетированная реклама (ВКонтакте, Instagram, MyTarget).

- Контекстная реклама (Яндекс.Директ, Google Ads).

- Производство простого контента (сторис, баннеры, лендинги).

- SEO-продвижение "под ключ" (часто с шаблонными текстами).

**Плюсы и минусы таких агентств**

✅ **Плюсы:**

- Низкие цены.

- Быстрый старт рекламы.

- Подходит для простых задач.

❌ **Минусы:**

- Нет глубокой аналитики и стратегии.

- Шаблонные креативы могут не выделяться.

- Риск "слива" бюджета без реального эффекта.

**Вывод**

Конвейерные агентства – хороший вариант для малого бизнеса с небольшим бюджетом и простыми задачами. Но если нужен индивидуальный подход и стратегическое продвижение, лучше выбрать полносервисное агентство или фрилансеров с экспертизой.

Ребят, все это чистой воды правда. Я сидела и тоже придумывала такие идеи, но быстро поняла и почувствовала, что они просто с первой полки. Реально какой-то высер - кинул и забыл, че вообще придумал. Вот поэтому они то и не помнят своих проектов, потому что их 100500 аналогичных, и это откровенное говно.

Даже если там снялись Нагиев (ничего лично против него не имею, он шикарный), набившие оскомину до тошноты Бурунов, нехаризматичный жиртрест, и дохлая крыса Полина Гагарина из озона. А ещё недавно певца Ваню Дмитриенко превратили в какого-то прилизанного скучного пацана, который поёт про Ченоголовку и псевдопатриотично говорит что-то типа "Мы в России умеем любить". Фу, от этого меня просто выворачивает. Дурная попса.

Да, я помню, как нужно было придумать Big Idea для Нескафе. По моим ощущениям, такая работа всегда требовала большого ресерча, глубины. Ведь такую концепцию нужно было разложить на разные каналы, и сделать это тонко, чтобы не было противоречий. А по факту мы родили примерно такую Big Idea - "Каждый человек в праздники хочет поздравить себя и своих близких, разделить с ними радостные моменты, и такие моменты для нас - на вес золота. Нескафе - Моменты на вес золота».

Пипец, ребят, глубина офигенная. Вот прям понимание продукта. Я чувствовала, что явно че-то не так. Ну прям фактически первый высер. Ну и стали с этим дальше работать! Я поресерчила и выявила 10+ необычных инсайтов, которые попали в ЦА. А в итоге их вообще не стали дальше как-то развивать, а просто "захайдили" в гугл презе, т.е. скрыли от просмотра для клиента, убрали, короче, все, а оставили какую-то херню. Вот так и появятся скоро такие "Моменты на вес золота" по тв и в магазах. Ну да, ведь это ж на массового потребителя, чтоб жрал скорее. Кто-то ведь это должен делать, надо ж товары продвигать. Кто-то, но только не я.

4. СЛАБАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТ КРЕАДИРОВ ИЛИ ВООБЩЕ ЕЕ ОТСУТСТВИЕ

Да, если я хотела получить обратную связь от креадира, что зашло, что работает, а что нет, мне надо было ему написать, потом через несколько дней ещё написать, потом ещё. Ведь мне то интересно и любопытно, как иначе то? В итоге у меня уже желание пропадало че-то там спрашивать. Если он не пишет, ну значит все с идеями норм, че-то взяли.

Сначала мне казалось, что креадиры вкладывают свое время, че-то объясняют, но это только немножко вначале, потом все, вклад закончен. Его и не было то никогда. В меня там никто не вкладывал на своего времени, ни своих сил. Им просто неинтересно это, потому что они ничего в системе изменить не могут, ведь и сами то так вот начинали работать в агентствах. И эта херня все ещё продолжается в рекламной индустрии. Но только ли в ней?

У них банально ни сил нет, ни времени, бегают постоянно с вечно подгоревшими жопами. Да уж, какой там фидбэк, проекты бы доделать, конца и края им не видно. Вот и берут они кучами таких горящих энергичных стажеров, типа меня, чтобы их жопы подгорающие из хаоса вытаскивать, банально у них просто рук не хватает, чтобы со всем справиться. Конечно, и речи быть даже не может, чтобы кого-то взяли в штат. Да не смешите меня, их единицы. По статистике, 95% стажеров не попадают в штат! 95!! Так какого хера оно все надо? Вот и я так подумала и почувствовала.

Обидно, что мне приходилось буквально выцарапывать фидбэк у креадира. Когда только я написала про возможности попасть в штат, так он сразу пропал. Это мерзотно и очень по-детски. Я трижды ему писала с разными интервалами, он сначала все лайкал мне сообщения, а потом вообще не отвечал. Когда я уже написала, что мне это важно, цени и мое время тоже, и обратилась к эйчару (которая вообще не в курсе и не занимается стажировками, что странно. А че она тогда делает?) Мне по идее надо было просто его на хуй послать, ты че так себя ведёшь то? Но я ведь надеялась все ещё на штат, решила добить, берут или нет. Потому что по жизни привыкла добиваться практически всего сама, и не останавливаться, пока не получу ответа. В итоге месяц!! Месяц! мне не отвечал!

Ну, конечно, я и прям сильно не надеялась, а параллельно искала работу. Че мне на стажировку за просто так держаться то? Я продолжала делать свое дело - тестовые, собесы кучей. Но меня не брали, и не брали, и не брали, а хз по каким причинам. Я себя чувствовала просто дерьмом, и настолько отчаялась, что даже пару раз делала резюме на менеджера по продажам и консультанта в магаз, и на собесы в Подружку у дома ходила. О, как! Думала, хоть там такого ебанья мозга не будет. Но очень быстро ощутила, что нет, это ну совсем не моё, не могу и не хочу я этого!

Потом все таки был созвон с креадиром, и он мне сразу сказал, очередной раз, что в штат меня брать не готов, хотя и нахваливал, и идеи мои продали в реализацию, и что я такая-растакая. Это то да, прекрасно, конечно, но че тогда а штат то не берете? Стал че-то там говорить, пи%%#/ть, что вот ему лично живого общения в офисе не хватило, что, вот удаленка и все. А что меня побуждает работать в агентстве, какая у меня мотивация? И прочее тупое растягивание времени. А по факту ничего ему было не надо, но я ж решила попробовать, добить, да или нет. Я нафигачила ему большое мотивационное письмо, почему я хочу работать в креативе, в вашем агентстве и прочее, чтоб с ними только уже на гибриде продолжить стажировку. Меня взяли.

Пипец, такой прям двойной отбор за бесплатно то, с ума сойти можно. Я даже в офис к ним ездила две недели в какую-то жопу мира, полтора часа в одну сторону, конечно, за свои деньги, и жрать там покупала за свои. Моего энтузиазма хватило в офисе только на эти недели 2, потому что че-то явно было не так, пахло пиздежом и одними несоответствиями.

Я все это чувствовала, конечно же. И за каким хером мне надо было ездить в офис, если там и так полторы калеки сидят, разговаривать вообще не с кем, получать реальный фидбэк. Все, кто есть, сидят, втыкнувшись в свои 100500 задач, и почти и не разговаривают. Мне приходилось самой как-то начинать диалог, поэтому я ощущала, что он идёт как-то натужно, вымученно, потому что никто и не хотел общаться. Все задрочены своими задачками и выгоревшие.

Когда я только стала вживую контачить со своим креадиром, то ощутила явно - это не мой человек и все. Хотя я ведь это ощущала и на удалённых звонках. Не тот это человек, нет такого запала, энергии, которые есть у меня. Да это и понятно, упоролся вусмерть человек, я все понимаю, конечно, и сочувствую его усталости. С другой стороны, каждый сам выбирает, и выбор, где работать, есть всегда. Я свой сделала, и не в пользу таких агентств, и слава богу!!

Ещё одним камнем в пользу их пофигизма было то, что когда я собиралась к ним в офис, мне никто не сказал точного адреса. Хотя, конечно, я и не спросила сама. Просто поехала по адресу на офиц сайте, а оказалось, что он неверный! Ребят, я и многие другие вот так к вам и ездят, потому что вы никак не в состоянии адрес новый указать. Я на радостях приехала, пишу своему группхэду, что вот я там то жду, а оказалось, что они вообще на другом адресе. Я тогда сразу подумала, что, наверное, это дурной знак, раз уже в первый день вот такой их косяк, в неумении и нежелании даже организовать нормальную поездку человеку, который едет ваше же говнище недокреативное расхлебывать.

В итоге я все таки решила поехать. Я полдня сидела в гугл доках на своём смартфоне, потому что мне не удосужились даже вовремя подготовить рабочий ноут. Дали его мне только на след. день, вроде. Ага, и на том спасибо. Зато сразу навешали большой и серьёзный проект, а потом ещё мелкие, от которых я стала отказываться. Я чувствовала, что мне то уже это неинтересно. Мне зачем очередной раз придумывать слоганы, нейминг для какого-то маскота. Мелочь уже ненужная для моего портфолио. Я и так уже шикарно к тому времени прокачалась. Все больше я стала ощущать эксплуатацию и решила, конечно же, сворачивать эту бесполезную лавочку за бесплатно.

🥳Тем более, к тому времени у меня уже пошли платные заказы, я познакомилась с Вадимом Юшиным, @tov_yushin, одним из самых крутых вирусных пиарщиков в России, который и позвал меня в свою команду. У нас с ним шикарный мэтч, а самое главное - он ценит меня не только словами, но и деньгами. Мне наконец стали платить за креатив, а дальше - больше. 🥳

Какой мне смысл бегать на стажировки. За мой офигенный вклад сил, времени, души мне даже не сказали спасибо, элементарное, простое человеческое. Никаких завершающих слов от креадира. Что есть человек, что его нет, там всем без разницы, ведь стажёры и не только там приходят и уходят, а винтик можно легко заменить. Только проблема в том, что к вам то серьёзные специалисты не пойдут, потому что заработают намного больше на том же фрилансе, чем у вас, и работать будут спокойнее, и жить без ваших агентств, и это правильно.

Я помню, креадир меня только попросил: ну ты доделай там слоганы по комментам и ноут верни, ну и все. Мне даже не захотелось дальше с ним разговаривать. Чувак, ты глаза то разуй, я ваш ноут даже не брала, вон он на столе лежит рядом с твоим. М-да, ты главное ноут верни, а что человек ушёл, да похер вообще. Вот так.

5. БЕСПЛАТНАЯ РАБОТА ИШАКА И ПЛАТЯТ 3 КОПЕЙКИ

Ребят, все эти стажировки в крупняке практически всегда бесплатные. Мне ни копейки не заплатили за мой огромный вклад, ни проезд не оплачивали, ничего вообще. Только один голяк. Конечно, я ведь могла сразу отказаться, но вот честно, в самом начале я себя воспринимала как джуна, первочка, у меня просто не было ясного понимания, что я очень крутой спец и давно уже не джун. Благодаря работе с Элиной @lametta. Она просто потрясающая! Думала, что попробую, а вдруг. Но никакого вдруг так и не произошло.

Плюс в крупняках, да и не только всегда проблемы с бюджетами, потому что делают они проходную откровенную хуйню по дешёвке, мелочь, а на большее у клиента либо денег нет, либо он как и все хочет побыстрее и подешевле. Вот поэтому то и зп у стажёра в штате 40к целый год! 40 минус налог! Вот и живи на такие деньги, ни в чем себе не отказывай, а работай как прошаренный спец. А у джуна зп от 60к, на такие деньги вообще не проживёшь, это ржака смешная и грустная, а ведь многим то и семью содержать, и кредиты платить. Это просто полный пипец! Да просто не надо там вообще работать, много не заработаете, а что заработаете, потратите только на свои жрачку и жкх, ну и немножко вам останется.

На фрилансе или просто в компаниях, или инхаус, намного больше можно зарабатывать. Очнитесь и бегите оттуда, хотя многие так и делают, или собираются, судя по многочисленным отзывам в сети и моих знакомых. В итоге многие из них убегут, дайте только срок. И я убежала, и правильно сделала. Таких денег не хватит, чтобы потом свое здоровье восстанавливать от выгорания и депрессии, и много другого. В итоге -

6. УЖАСНОЕ ОБЕСЦЕНИВАНИЕ И СТАЖЕРОВ, И ШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ

Просто потому, что в агентствах не налажена система взаимодействия друг с другом, возможно, страдает HR-бренд, или им просто некогда заниматься. От горящих сроков никаких сил нет. Нет оперативной обратной связи, и ты даже а штате постоянно ждёшь фидбэка по своей работе, а его не дают, поэтому уже забиваешь и просто работаешь, по словам одной моей знакомой. Конечно, и отпуска, и оформление по ТК есть, но не у всех. Да и то практически все такие агентства уже нарушают закон, потому что не оформляют и не платят стажерам. Но многие идут за опыт, за строчки в резюме и крутые кейсы (ну крутые – это не так

Много лет назад, когда мне в других сферах предлагали поработать без оформления, или зп была серая, я даже и не раздумывала и отказывала. Даже и в мыслях не было идти в такую левоту. Так чем креативные агентства от них отличаются, и почему я все равно туда шла? Ну потому что мне казалось, что рекламная индустрия – это прям что-то другое, и просто так туда не попадешь, что опыта у меня мало (как же я ошибалась). Ну и я горела своей работой, поэтому осознанно пошла на такие вот условия. Конечно, я хотела, жаждала туда попасть, но, слава богу, Боженька меня от этого отвел.

Спецы в таких агентствах все это понимают и видят, но по каким-то своим причинам там работают. Я правда не обесцениваю их труд, не осуждаю. Меня ужасно раздражает в целом вся эта система. Хотя и те, кто туда идёт, знает или нет, вносит свою лепту в то, чтобы все это продолжалось. И я тоже это делала от своего непонимания и незнания. Я как и многие хотела попробовать, но ощутила, что это не мой путь.

После своего опыта я все чаще думаю, что наверняка есть способы изменить ситуацию. Что лично я могу сделать для этого, как подсветить проблему, чтобы о ней знали все? Мне очень жалко тех молоденьких парней и девчонок, которые сразу после универа идут стажироваться в такие агентства. У меня за них душа болит, потому что я сама мама, и очень сочувствую юным креаторам и не только им.

Да, конечно, они получают ценный опыт, портфолио, возможно, приглашение в штат (все может быть!), но вместе с тем и привыкают к тому, что креатив ничего не стоит, еще на начав себя ценить как уникального и крутого спеца, или что могут ими стать, они себя сразу же бессознательно обесценивают, и их адский труд обесценивают. Что идея – это херня, мы ведь и сами (это клиенты) можем придумать, че уж там, и втирают свои очень часто глупые и не работающие от слова совсем комментарии, ведь они по большей части вообще ничего не понимают. Им вот так надо, по-бырому и попроще (это в крупняке и в средняке), а главное – подешевле.

Самое еще печальное, что в таких вот «агентствах мечты» юные дарования (и не только юные) учатся мыслить говёнными штампованными кейсами за три рубля и делать такие, и распространять их по России от года к году (я не знаю, как обстоят дела с креативом в остальном мире), продолжать клепать фуфло для телика, и тем самым ломать возможные таланты, желание придумывать что-то нестандартное, яркое, экспериментировать, гореть и зажигать сердца других (как бы это пафосно не звучало). По-настоящему обожать то, что ты делаешь, ценить и верить в себя, и чтобы тебя ценили не только стандартными похвалами, но и еще достойно за это платили. А не работать с безумными от бесконечной работы и бессонных ночей глазами на одном голом энтузиазме за бесплатно.

P.S. Уфф, вот это да, шикарная у меня статья получилась, и такая огромная, с ума сойти можно! Но я написала легко, буквально за два дня, большую часть в заметках на смартфоне, а сегодня пересела за комп. Я очень счастлива, что ее написала, потому что очень хотела поделиться, долгое время все переваривала, и вот наконец выдала. Поставьте, пожалуйста, огонечки и любые реакции. Пожалуйста, поделитесь, а какой у вас был опыт в агентствах?

Всем вам огромное спасибо за ваше внимание!

Начать дискуссию