Как попасть в СМИ за шапку сухарей и экспертизу. Личный опыт
Привет, VC! Недавно я обнаружила лайфхак, который работает даже для небольших проектов и частных экспертов — попадание в топовые СМИ без бюджета и связей. Нашла — делюсь.
Миф: чтобы тебя цитировали в «Известиях» или РИА, нужно быть либо звездой, либо CEO стартапа на грани колонизации Марса.
Реальность: журналисты ежедневно ищут героев, экспертов и кейсы. И да, чьи-то истории или мнение могут оказаться тем самым недостающим пазлом для их материала.
Как получить публикацию в СМИ через журналистов
- Журналисты оставляют запросы — им нужны комментарии, примеры из практики, необычные истории.
- Отвечаем — кратко, по делу, с экспертной подачей.
- Получаем публикацию — если ответ зайдет журналисту.
Где искать эти запросы журналистов
Чаще всего журналисты размещают запросы на героев и закрытых телеграм-каналах (но туда вас должны пригласить — придется искать контакты), соцсетях СМИ или на сервисе Pressfeed. Так делают не только отраслевые издания, но и РБК, «Коммерсантъ», «Ведомости» и даже федеральные телеканалы — несколько тысяч СМИ.
Мой опыт работы с журналистами
Мне нравится, что через запросы можно получать не только комментарии в редакционных статьях, но и публиковать собственные. Как человеку с бэкграундом автора мне ближе большие тексты :)
А вот большинству короткий формат комментария будет актуальнее — на них тратишь не 2 дня, а 15 минут, а упоминания получаешь в крутых СМИ вроде Коммерсанта, РБК или Секрета фирмы, которые не публикуют чужие статьи.
Я выбираю запросы про диджитал, маркетинг, контент и PR — мой профиль. Если нужна статья, отправляю такой питч журналисту: рассказываю, почему именно у меня крутой скилл в этой теме, какой фактурой могу поделиться и тезисный план. Если нужен короткий комментарий, то пишу ответ сразу, чтобы увеличить шансы на публикацию. Потом журналист одобряет или отклоняет питч — материалы, которые понравились, забирает в работу.
На выходе получаю упоминание в СМИ или собственную большую статью. Например, у меня вышли публикации в Новостях маркетинга, журнале Пресс-служба, Русбейзе (РБ.ру), Деловом мире, Деловой среде и других медиа.
Чтобы получать много публикаций, не нужно ждать, пока появится конкретный запрос под ваш профиль. Особенно если вы занимаетесь чем-то фантастически узким вроде разработки материалов для космических аппаратов. Отвечайте на все, где у вас есть хорошая экспертиза и опыт. У каждой компании есть маркетинг, бухгалтерия, отдел кадров, все это можно вытащить и превратить в фактуру. Да хотя бы про собственный опыт получения ВНЖ или воспитания ребенка можно рассказать.
Например, вот на такие запросы можно ответить сейчас:
Коммерсантъ: Самозапрет на кредиты
Коммерсантъ: Торговые ограничения на рынках
Вот такой пиар без бюджета: чистая экспертиза + немного везения.