Стоит ли заводить блог в Instagram*, если с 1 сентября выйдет закон о запрете рекламы

  • я хочу создать блог с нуля и зарабатывать, есть ли смысл пытаться заходить в инстаграм?
  • я веду микро-блог в инстаграм и хочу вырасти, стоит ли делать попытку?
  • останется ли хоть кто-то в инстаграм после ограничений?
  • сильно ли уменьшится аудитория после 1 сентября 2025 года?

И иные вопросы сейчас актуальны как никогда и это очень справедливо, если учитывать, что с каждым сентябрем, начиная с 2022 года, мы получаем все больше и больше ограничений и запретов.

Подписывайтесь, чтобы не гадать, что не работает — а точно знать, куда смотреть, чтобы блог начал расти.

Важно: Instagram никто не запрещает. Только рекламу

В чем суть закона:

“Устанавливается запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных или международных организаций*, деятельность которых признана нежелательной в России, а также на ресурсах компаний, деятельность которых признана экстремистской и запрещена в стране.”

https://sozd.duma.gov.ru/bill/652920-8

Что из этого мы сразу видим:

  • запрет на распространение рекламы на ресурсах компаний, деятельность которых признана нежелательной, экстремистской или запрещенной.
  • нет слов о том, что есть четкий запрет на посещение ресурсов. Конечно, ограничение на использование Instagram и сопутствующий ему VPN есть, но нет штрафов за то, что вы находитесь на ресурсе.

Но все равно ничего не понятно, но очень интересно. Давайте дальше углубляться.

Что именно запрещено с 1 сентября 2025?

Согласно официальным источникам:

  • Полный запрет на рекламу в Instagram и Facebook (Meta — экстремистская организация).
  • Это касается всех форматов: таргета, коллабораций, сторис, Reels, постов, нативных упоминаний, промокодов, призывов — любая реклама запрещена.
  • Штрафы: до 500 000 ₽ за каждое нарушение:
  • для физлиц составят от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.,
  • для должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб.,
  • для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
  • Даже маркированная реклама после 1 сентября — запрещена.

Но почему вообще решили ввести закон на полный запрет рекламы? Сейчас вам покажу на цифрах.

Обратимся к статистике сервиса ADinBlog, мы можем увидеть следующие цифры по доходам блогеров в инстаграм:

за 2024 год
за 2024 год
за май 2025 года
за май 2025 года
и самое вкусное — за неделю с 23 по 29 июня 2025 года 
и самое вкусное — за неделю с 23 по 29 июня 2025 года 

И еще немного цифр:

  • Несмотря на блокировки, в 2024 использовали Instagram около 6,8 млн пользователей; среднее число постов — 4,6/мес, это в 2 раза выше, чем раньше
  • Русские блогеры с 800к+ подписчиками в 2024 повысили доходы на 20 %, до 130,5 млн ₽/год

Я думаю, на этом моменте вопрос о том, для чего вообще вводят запрет - закрыт.

А теперь поговорим про самую распространенную воронку в Instagram и что с ней будет дальше.

Контентные воронки с подарками и кодовым словом — это реклама?

Да. Такие механики считаются рекламой:

  • Призывы дать кодовое слово → получить подарок → это продвижение продукта/услуги, требующее оффера.
  • ФАС трактует это как рекламу: подарки, ключевые слова — это элементы рекламной активности.

Будет ли запрещена самореклама?

Да: после 1 сентября запрещена вся реклама, включая саморекламу.

Даже «…у меня есть курс» считается контентной рекламой с призывом, подпадает под штраф.

Давайте пробежимся по тому, что будет и не будет считать рекламой:

🚫 Коммерческая реклама со ссылкой на продукт / услугу

🚫 Коммерческая реклама с упоминанием бренда компании

🚫 Репосты с призывами / ссылками на продукт или услугу стороннего бренда

🚫 Прямая ссылка / призыв на ваш продукт или услугу

Если говорить о нативной рекламе, то согласно определению ФАС и РКН, реклама — это пост, в котором одновременно есть:

  • конкретный продукт, который приносит вам материальную выгоду
  • очевидная цель продвижения (призыв к действию, прямое предложение купить, зарегистрироваться, присоединиться)

Что касается рекламы ваших продуктов. Под вопросом остаются:

❓упоминания и ссылки на ваши продукты и услуги, от которых вы получаете материальную выгоду: прямые или косвенные в сториз, рилз, постах, описании профиля.

❓все посты, закрепленные кружочки, рилз, где упоминаются ваши продукты и услуги, от которых вы получаете прибыль.

❓размещение или репост сторис, рилс, поста вашего ученика с отзывом о вашем продукте или услуге

❓упоминание вашего продукта или услуги без ссылки и без призыва - это контент в духе “совсем скоро стартует мой курс”, “сегодня стартует мой марафон”, и т.д.

Что точно разрешено размещать, на что штраф не распространяется:

✅ инстаграм лохматых годов, до того как все прошарили, что там можно продавать: вы публикуете личное фото, пост о жизни/семье/поездке - классический лайфстайл.

✅ если вы решили поделиться мнением или рассуждением о продукте без ссылок и призывов: вспоминаем интервью ретритнувшихся о том, сколько тайн мироздания им открылось.

Все эти ограничения выглядят страшно только для тех, кто активно занимался рекламной в аккаунте, нежели для тех, кто просто вел блог и набирал аудиторию.

А теперь о наборе аудитории.

Стоит ли сейчас заводить блог в Instagram? Реалистично ли набирать аудиторию?

Мое мнение простое: до сентября можно максимально активно набирать аудиторию, использовать классическую воронку на кодовое слово и если у вас есть продукт - продавать. И самое ключевое - максимально делать перелив аудитории в другие соц сети.

Поэтому сейчас вполне себе подходящее время для того, чтобы зайти и выложиться по максимуму, собирая все сливки.

При этом, не стоит думать, что с 1 сентября вас будет ждать перекати-поле в Инстаграме. Просто Инстаграм по механике вернется к первичному виду - как площадка, на которой делятся жизненным контентом. Пока… кто-то не придумает обход запрета 🤫

Контент и Reels остается хорошим способом привлечь аудиторию, если есть ценность и регулярность публикаций. Есть понимание привлечения подписчиков и ведения блога -> есть рост аудитории.

Можно ли перелить аудиторию в другие каналы?

Как я писала ранее - да, и стоит.

Точно используйте следующие механики:

  • Анонс уникального контента в другой соц сети
  • Воронка ни лид-магнит + кодовое слово
  • Сторителлинги с продолжением в другой соц сети
  • Совместные эфиры и розыгрыши на другой площадке

Подчищаем хвосты

Если вы уже в своем аккаунте размещали когда-то рекламу - удаляем.

Ссылки на продукт из био - удаляем.

Ссылки на чаты/ботов/каналы, где есть прямой призыв на ваш продукт - удаляем (речь идет о закрытых прогревочных каналах).

Еще парочка моментов:

  • нельзя будет размещать рекламу также в Threads, X и LinkedIn.
  • нельзя также размещать безоплатную рекламу (бартер)
  • Youtube пока что не запрещают
  • двойное гражданство вас не спасет - если вы гражданин РФ – вы несете ответственность по российским законам.
  • ранее я говорила, что стоит удалить старую рекламу, если они остаются после вступления закона в силу. Закон не имеет обратной силы, но проверять будут актуальный контент.
  • РКН будет отличать рекламу по наличию призывов к действию. Каждый случай будут разбирать индивидуально (как сейчас с маркировкой).
  • Контролировать соблюдение запрета на рекламу в Instagram в России будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
  • Помимо контроля ФАС, жалобы на рекламу могут подавать как обычные пользователи, так и конкуренты.

Быстрый блиц-опрос по итогам темы.

Что запрещено?

- Любая реклама: таргет, посты, сторис, призывы — всё запрещено. Есть крупные штрафы.

Подарки + код слово — реклама?

- Да, будет считаться рекламной механикой и попадёт под штраф.

Самореклама?

- Запрещена. Даже без прямого призыва — любые упоминания продуктов вне закона.

Заводить блог?

- Можно. Главное — цепляющий и системный контент, активность и ориентир по качеству, не количеству.

Перелив аудитории?

Да, стоит и даже нужно.

📌 Инстаграм меняется — но маркетинг остаётся.

Поэтому если вы собираетесь заходить в Instagram или уже ведёте блог — сейчас лучшее время, чтобы подтянуть маркетинг. Пока ограничения не вступили в силу, у вас есть минимум два месяца, чтобы:

— разобраться в воронках,

— начать вести блог, который реально привлекает людей,

— улучшить качество контента,

— и понять, как превращать подписчиков в клиентов.

В моем Telegram-канале Маркетинг по секрету я разбираю:

— Как строится воронка даже без рекламы.

— Как писать посты, чтобы они не уходили в пустоту.

— Как анализировать свою аудиторию глубже, чем по «возрасту и интересам».

— Как системно вести блог, даже если вы один(а) и нет команды.

Подписывайтесь, чтобы не гадать, что не работает — а точно знать, куда смотреть, чтобы блог начал расти 👇🏻

*Instagram (принадлежит Meta), признан экстремистской организацией и запрещенной на территории России

Источники статьи:

Начать дискуссию