Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»

Думаете, в России с нуля не производят серверы и планшеты? Что умеют только наклеивать свои шильдики на китайские устройства? Мы попросили восьмерых известных фотографов показать, как всё обстоит на самом деле.

Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова

Привет, я Алексей Упатов, в этой статья я — руководитель стратегического контент-агентства Ornament Media (хотя еще я такой же руководитель агентства стратегических коммуникаций Potlatch и партнер и CMO научно-исследовательской компании Comexp RL). В Ornament Media мы разрабатываем и реализуем концепции спецпроектов для крупных компаний. Среди наших клиентов побывали и остались довольными Яндекс, Сколково, Сбер, Bayer.

Недавно «Аквариус» — один из крупнейших российских разработчиков и производителей ИТ-оборудования — обратился к нам с идеей рассказать о своих заводах с нестандартной стороны. Мы уже рассказывали об «Аквариусе» в разных форматах: посты, статьи, 10-минутные видео в духе «Посмотрите, что мы производим», спецпроект с квизами. В этой статье я расскажу о еще одном формате: «собрать в одном проекте гламурных фотографов и отправить их на производство снимать, что они сами захотят».

Заводы: с чем имеем дело

У «Аквариуса» два собственных производственных комплекса в России — Шуе (Ивановская область) и Твери: современное промышленное оборудование, автоматизация, практики бережливого производства: 5S, 8D, LPA, QRQC и т. д. Здесь выпускают всё необходимое для построения ИТ-инфраструктуры — от СХД и серверов до клиентских устройств и телеком-оборудования.

Значительная часть техники спроектирована в R&D-центрах «Аквариуса» в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Это в прямом смысле производство с нуля.

Завод в Шуе основан в 1990 году и по праву считается одним из старейших ИТ-производств в стране. В 2023-м был серьезно модернизирован: ввели дополнительные линии поверхностного монтажа, добавили роботов, заменили оборудование на линии сборки. Мощность — 1,2 миллиона устройств в год.

Завод «Аквариуса» в Шуе: 14 500 квадратных метров, 800+ сотрудников
Завод «Аквариуса» в Шуе: 14 500 квадратных метров, 800+ сотрудников

Завод в Твери основан в 2022 году. Он почти в два раза больше шуйского: 27 000 квадратных метров. Здесь недавно установили уникальную для России лифтовую систему на линии сборки серверов, которая позволяет одновременно тестировать в 3 раза больше устройств (до 1000 в день), чем стандартная. А еще запустили производство пластиковых деталей методом литья под давлением. Иными словами, теперь сами делают корпуса для клиентских устройств и компьютерной периферии.

Завод в Твери: 500+ сотрудников, до 1,3 млн устройств в год
Завод в Твери: 500+ сотрудников, до 1,3 млн устройств в год
На наш взгляд, такие слова, цифры и типовые ангары ☝☝☝ не вызывают эмоционального отклика. Поэтому мы вместе с компанией придумали проект, который назвали «Технологии — это красиво». Сначала это было рабочее название, которое позднее прижилось, потому что довольно точно отражает и суть проекта, и характер компании. Мы захотели показать ИТ-производство и людей внутри него с нетипичного, живого ракурса. Пусть каждый увидит всё своими глазами и сам сделает выводы — про заводы, «шильдики» и прочее. В общем, seeing is believing. Вместо тысячи слов.

Креативная концепция: глянец + заводы

Итак, мы решили объединить два на первый взгляд не самых совместимых мира — глянцевой фотографии и производства «железа». Договорились с известными фотографами и спродюсировали съемки на работающих заводах.

В Шую и Тверь отправились звезды креативной индустрии:

  • Ольга Тупоногова-Волкова,
  • Данил Головкин,
  • Максим Баев,
  • Дмитрий Пряхин,
  • Константин Грибов,
  • Артем Саватеев,
  • Кирилл Зайцев,
  • Сергей Клычихин.

Эти фотографы привыкли снимать знаменитостей, обложки журналов, моделей для рекламы модных брендов, светскую хронику — но никак не заводы.

Посмотрите на их работы до поездки на «Аквариус»:

Иван Янковский для Vogue. Фото: Данил Головкин
Иван Янковский для Vogue. Фото: Данил Головкин
Антонио Бандерас в объективе Ольги Тупоноговой-Волковой
Антонио Бандерас в объективе Ольги Тупоноговой-Волковой
Творческая съемка, Максим Баев
Творческая съемка, Максим Баев
Александр Гудков в объективе Сергея Клычихина
Александр Гудков в объективе Сергея Клычихина

Коммерческие съемки и никаких брифов

Чтобы получить тот самый новый взгляд на производство, мы предоставили фотографам полную свободу творчества, без инструкций и ограничений. Это и был, по нашей задумке, главный смысл проекта: увидеть красоту там, где ее обычно не ищут.

Нам было важно не только показать заводы живыми, но и сломать стереотип о том, каким бывает производство — строгое, скучное и безликое. Мы знали, что это не так, и хотели, чтобы это увидели другие.

📸 Смотрите, что получилось:

Работник завода «Аквариуса» в Шуе. Фото: Дмитрий Пряхин
Работник завода «Аквариуса» в Шуе. Фото: Дмитрий Пряхин
Работник завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Максим Баев
Работник завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Максим Баев
Система вентиляции на заводе «Аквариуса» в Твери. Фото: Максим Баев
Система вентиляции на заводе «Аквариуса» в Твери. Фото: Максим Баев
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Сергей Клычихин (одна из любимых работ автора)
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Сергей Клычихин (одна из любимых работ автора)
Работник завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Артем Саватеев
Работник завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Артем Саватеев
Работники завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова (одна из любимых работ автора)
Работники завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова (одна из любимых работ автора)
Работницы завода «Аквариуса» в Шуе. Фото: Дмитрий Пряхин
Работницы завода «Аквариуса» в Шуе. Фото: Дмитрий Пряхин
Работница завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Кирилл Зайцев
Работница завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Кирилл Зайцев
Завод «Аквариуса» в Шуе. Фото: Константин Грибов
Завод «Аквариуса» в Шуе. Фото: Константин Грибов
Работник завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова
Работник завода «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова

«Я видел на первый взгляд невзрачные вещи, которые были интересны мне как арт-объекты»: что о проекте говорят сами фотографы

Когда съемки завершились, мы провели глубинные интервью с фотографами — и получили честные отзывы о нашем проекте и производстве «Аквариуса».

Проект показал мне, что в нашей стране есть суперсовременные заводы. Раньше говорили: «Будешь плохо учиться — пойдешь на завод», но на такой, думаю, многие захотят пойти. Это будущее.
Максим Баев, арт- и фешен-фотограф
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Максим Баев
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Максим Баев
Было желание выйти из зоны комфорта и посмотреть, что получится. В кадрах я хотела передать свой взгляд — фотографа, который не просто впервые приехал на производство в Твери, а в принципе впервые снимал завод.
Ольга Тупоногова-Волкова, ведущий рекламный и фешен-фотограф
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова
«Технологии — это красиво» — коммерческий и одновременно творческий проект. С одной стороны, нужно было показать работу завода, с другой — не было никаких установок. Я почувствовал, что попал в среду, в которой никогда раньше не был. Мне было интересно показать свой взгляд.
Данил Головкин, ведущий рекламный и фешен-фотограф
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Данил Головкин
Завод «Аквариуса» в Твери. Фото: Данил Головкин
Проект показал мне, что завод — не какое-то роботизированное, бездушное производство. На нем работают люди с красивой, открытой душой.
Сергей Клычихин, арт- и фешен-фотограф
Работники завода «Аквариуса» в Твери идут поздравлять коллегу с днем рождения. Фото: Сергей Клычихин
Работники завода «Аквариуса» в Твери идут поздравлять коллегу с днем рождения. Фото: Сергей Клычихин

Лендинг: смотреть со звуком

Чтобы презентовать проект, мы разработали концепцию лендинга «Технологии — это красиво» на сайте «Аквариуса» и собрали его. С технологичным дизайном, анимацией и даже звуками работающего завода.

Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»
Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»

Каждую внутреннюю страницу посвятили одному из фотографов — участников проекта и его уникальному взгляду на ИТ-производство нашего клиента. Кадры людей, пространства и оборудования сопроводили цитатами авторов.

Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»
Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»
Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»
Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»

Результаты

Уникальная визуальная база — около 1500 авторских кадров с производственных площадок — стала частью идентичности «Аквариуса». Фотографии помогают компании говорить о себе понятнее и живее, без сухих фактов и клише.

Проект укрепляет HR-бренд, показывая будущим стажерам и сотрудникам: завод — это не только цеха, оборудование и спецодежда, но еще и яркие люди, атмосфера, эстетика.

Проект вдохновляет и тех, кто уже работает на заводах. Мы получили десятки теплых откликов от героев съемок: они говорят, что были рады стать частью проекта, почувствовали свою важность и ценность.

Наконец, это ресурс для PR-задач: создание мерча, организация городских и интерьерных выставок, спецпроектов в СМИ, фотоальбомов и не только. Например, на ежегодной конференции AQ Pro для клиентов и партнеров компании организовали выставку «Производство Aquarius: под другим углом» с фотографиями проекта. На фоне экспозиции сняли сюжет для РБК-ТВ.

На выставке «Производство Aquarius: под другим углом» (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Froman-mikityuk.gallery.photo%2F&postId=2084079" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>)
На выставке «Производство Aquarius: под другим углом» (источник)

Вам тоже нужны нестандартные идеи, продюсирование творческих проектов или полезные связи в креативной индустрии (почему нет)? Напишите мне:

4
Начать дискуссию