Как красиво ломать стереотипы про родное ИТ-производство: кейс Ornament Media и «Аквариуса»
Думаете, в России с нуля не производят серверы и планшеты? Что умеют только наклеивать свои шильдики на китайские устройства? Мы попросили восьмерых известных фотографов показать, как всё обстоит на самом деле.
Привет, я Алексей Упатов, в этой статья я — руководитель стратегического контент-агентства Ornament Media (хотя еще я такой же руководитель агентства стратегических коммуникаций Potlatch и партнер и CMO научно-исследовательской компании Comexp RL). В Ornament Media мы разрабатываем и реализуем концепции спецпроектов для крупных компаний. Среди наших клиентов побывали и остались довольными Яндекс, Сколково, Сбер, Bayer.
Недавно «Аквариус» — один из крупнейших российских разработчиков и производителей ИТ-оборудования — обратился к нам с идеей рассказать о своих заводах с нестандартной стороны. Мы уже рассказывали об «Аквариусе» в разных форматах: посты, статьи, 10-минутные видео в духе «Посмотрите, что мы производим», спецпроект с квизами. В этой статье я расскажу о еще одном формате: «собрать в одном проекте гламурных фотографов и отправить их на производство снимать, что они сами захотят».
Заводы: с чем имеем дело
У «Аквариуса» два собственных производственных комплекса в России — Шуе (Ивановская область) и Твери: современное промышленное оборудование, автоматизация, практики бережливого производства: 5S, 8D, LPA, QRQC и т. д. Здесь выпускают всё необходимое для построения ИТ-инфраструктуры — от СХД и серверов до клиентских устройств и телеком-оборудования.
Значительная часть техники спроектирована в R&D-центрах «Аквариуса» в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Это в прямом смысле производство с нуля.
Завод в Шуе основан в 1990 году и по праву считается одним из старейших ИТ-производств в стране. В 2023-м был серьезно модернизирован: ввели дополнительные линии поверхностного монтажа, добавили роботов, заменили оборудование на линии сборки. Мощность — 1,2 миллиона устройств в год.
Завод в Твери основан в 2022 году. Он почти в два раза больше шуйского: 27 000 квадратных метров. Здесь недавно установили уникальную для России лифтовую систему на линии сборки серверов, которая позволяет одновременно тестировать в 3 раза больше устройств (до 1000 в день), чем стандартная. А еще запустили производство пластиковых деталей методом литья под давлением. Иными словами, теперь сами делают корпуса для клиентских устройств и компьютерной периферии.
На наш взгляд, такие слова, цифры и типовые ангары ☝☝☝ не вызывают эмоционального отклика. Поэтому мы вместе с компанией придумали проект, который назвали «Технологии — это красиво». Сначала это было рабочее название, которое позднее прижилось, потому что довольно точно отражает и суть проекта, и характер компании. Мы захотели показать ИТ-производство и людей внутри него с нетипичного, живого ракурса. Пусть каждый увидит всё своими глазами и сам сделает выводы — про заводы, «шильдики» и прочее. В общем, seeing is believing. Вместо тысячи слов.
Креативная концепция: глянец + заводы
Итак, мы решили объединить два на первый взгляд не самых совместимых мира — глянцевой фотографии и производства «железа». Договорились с известными фотографами и спродюсировали съемки на работающих заводах.
В Шую и Тверь отправились звезды креативной индустрии:
- Ольга Тупоногова-Волкова,
- Данил Головкин,
- Максим Баев,
- Дмитрий Пряхин,
- Константин Грибов,
- Артем Саватеев,
- Кирилл Зайцев,
- Сергей Клычихин.
Эти фотографы привыкли снимать знаменитостей, обложки журналов, моделей для рекламы модных брендов, светскую хронику — но никак не заводы.
Посмотрите на их работы до поездки на «Аквариус»:
Коммерческие съемки и никаких брифов
Чтобы получить тот самый новый взгляд на производство, мы предоставили фотографам полную свободу творчества, без инструкций и ограничений. Это и был, по нашей задумке, главный смысл проекта: увидеть красоту там, где ее обычно не ищут.
Нам было важно не только показать заводы живыми, но и сломать стереотип о том, каким бывает производство — строгое, скучное и безликое. Мы знали, что это не так, и хотели, чтобы это увидели другие.
📸 Смотрите, что получилось:
«Я видел на первый взгляд невзрачные вещи, которые были интересны мне как арт-объекты»: что о проекте говорят сами фотографы
Когда съемки завершились, мы провели глубинные интервью с фотографами — и получили честные отзывы о нашем проекте и производстве «Аквариуса».
Проект показал мне, что в нашей стране есть суперсовременные заводы. Раньше говорили: «Будешь плохо учиться — пойдешь на завод», но на такой, думаю, многие захотят пойти. Это будущее.
Было желание выйти из зоны комфорта и посмотреть, что получится. В кадрах я хотела передать свой взгляд — фотографа, который не просто впервые приехал на производство в Твери, а в принципе впервые снимал завод.
«Технологии — это красиво» — коммерческий и одновременно творческий проект. С одной стороны, нужно было показать работу завода, с другой — не было никаких установок. Я почувствовал, что попал в среду, в которой никогда раньше не был. Мне было интересно показать свой взгляд.
Проект показал мне, что завод — не какое-то роботизированное, бездушное производство. На нем работают люди с красивой, открытой душой.
Лендинг: смотреть со звуком
Чтобы презентовать проект, мы разработали концепцию лендинга «Технологии — это красиво» на сайте «Аквариуса» и собрали его. С технологичным дизайном, анимацией и даже звуками работающего завода.
Каждую внутреннюю страницу посвятили одному из фотографов — участников проекта и его уникальному взгляду на ИТ-производство нашего клиента. Кадры людей, пространства и оборудования сопроводили цитатами авторов.
Результаты
Уникальная визуальная база — около 1500 авторских кадров с производственных площадок — стала частью идентичности «Аквариуса». Фотографии помогают компании говорить о себе понятнее и живее, без сухих фактов и клише.
Проект укрепляет HR-бренд, показывая будущим стажерам и сотрудникам: завод — это не только цеха, оборудование и спецодежда, но еще и яркие люди, атмосфера, эстетика.
Проект вдохновляет и тех, кто уже работает на заводах. Мы получили десятки теплых откликов от героев съемок: они говорят, что были рады стать частью проекта, почувствовали свою важность и ценность.
Наконец, это ресурс для PR-задач: создание мерча, организация городских и интерьерных выставок, спецпроектов в СМИ, фотоальбомов и не только. Например, на ежегодной конференции AQ Pro для клиентов и партнеров компании организовали выставку «Производство Aquarius: под другим углом» с фотографиями проекта. На фоне экспозиции сняли сюжет для РБК-ТВ.
Вам тоже нужны нестандартные идеи, продюсирование творческих проектов или полезные связи в креативной индустрии (почему нет)? Напишите мне: