Как PR-джедаи SRG перестроили коммуникации за год
Руководитель отдела PR и маркетинга Группы SRG Максим Гунишев — о стратегическом подходе, цифровой аналитике и собственной философии команды.
Вы пришли в SRG в апреле прошлого года. Какая задача стояла перед вами на тот момент?
Когда я пришел в компанию, то столкнулся с отсутствием четкой структурированной работы PR-отдела, тогда это было три отдельных, автономных подразделения. Это было похоже на отдельные кусочки пазла, который нужно было собрать в единую картину. Было ясно, что предстоит непростая задача — выстроить централизованную работу по всем бизнесам, которых в Группе SRG четыре: «IT-решения в жилой недвижимости», «Социальная устойчивость предприятий», «Финансовый консалтинг и Инжиниринг» и «Проектное бюро». Моя цель заключалась в создании единого отдела, способного действовать стратегически и эффективно поддерживать всю структуру. Посмотреть на компанию как на единое целое и выстроить соответствующую историю в медиа, поддержать бизнесы и убрать дисбаланс.
Например, в бизнесах «Социальная устойчивость предприятий» и «Проектное бюро» существовали интересные проекты, о которых широкая общественность ничего не знала. Коллеги воспринимали свою работу как нечто обыденное и очевидное, ошибочно полагая, что рассказывать об этом нечего. Однако проведенный анализ наших конкурентов в медиаполе показал совершенно иную картину: большинство из них активно заявляли о своих успехах, выделяли свои заслуги там, где мы молчали и оставались в тени. За прошедший год нам удалось кардинально изменить положение вещей, перенастроить подход.
Как вы выстраивали команду?
Коллектив — безумно важная история. Из нынешней команды на тот момент работали трое — один дизайнер, менеджер по маркетинговым коммуникациям и интернет-маркетолог. Девочки между собой взаимодействовали уже достаточно долго, они хорошо сработались. Важно было эту связь не потерять, а укрепить. К подбору новых игроков в команду я подошел очень скрупулезно. Помимо высоких профессиональных качеств, большое значение я придавал личностному соответствию кандидата коллективу. Ведь новый сотрудник должен гармонично вписываться не только по компетенциям, но и по внутренней энергии, соответствовать общему духу. Поэтому нередко финальное решение принималось совместно с коллегами. Постепенно мы начали расширять штат, поскольку объем работ заметно увеличивался. Сначала к нам присоединился второй дизайнер. Параллельно мы начали активно наращивать присутствие в медиаполе, для этого нам нужен был менеджер по внешним коммуникациям, который будет писать тексты и вести работу со СМИ. Учитывая большое количество задач, пишущего сотрудника не хватало, поэтому у нас появился специалист, который взял на себя этот блок. Очень долго, кропотливо искали человека на эту позицию, потому что столкнулись с тем, что большинство кандидатов либо не обладали нужными навыками, либо плохо вписывались в команду.
Какими личностными характеристиками должны обладать сотрудники?
Первое и главное качество, которое я ценю в сотрудниках, — это открытость, затем честность. Для меня команда и человеческие взаимоотношения — основа, я за прозрачность и диалог. Подковерные игры, манипуляции и скрытность создают препятствия для нормальной работы и негативно влияют на эффективность команды. Мы работаем в сверхбыстром темпе, ежедневно сталкиваясь с большим количеством задач, поэтому атмосфера живого общения и доверия необходима для совместного движения вперед. Профессиональные компетенции, безусловно, первостепенны, но не менее важна личность человека, его способность работать в коллективе и стремление развиваться. Именно сочетание всех качеств делает сотрудников настоящими двигателями прогресса. На входе для меня важно понять по энергетике, насколько велик шанс сработаться.
Мы проводим множество собственных мероприятий, среди которых международная конференция по оценочной деятельности (МКОД), конференция «Девелоперы и банки», которую мы организуем совместно с ВТБ,Клуб SRG для партнеров компании, финал турнира «Золотые умы Алтая» в Бийске. Кроме того, мы регулярно участвуем в выставке «Безопасность и охрана труда» (БИОТ) и во всероссийской неделе по охране труда (ВНОТ). Организация подобных событий — это длительная работа в режиме нон-стоп, здесь наша практика наглядно демонстрирует, что слаженность команды, умение понимать друг друга с полуслова, быть на одной волне — не менее важные составляющие успеха, чем опыт и высокий уровень компетенций. Например, когда проходит финал «Золотых умов Алтая», то команда работает в разных часовых поясах — часть в Москве, часть в Бийске, но это не мешает слаженно делать одно дело. Турнир длится два дня, а еще неделю идет подготовка к нему.
Какая ваша стратегия управления?
Моя философия управления основана на предоставлении свободы действий в рамках общего курса и глобальной стратегии. Каждый из команды специалист своего дела, это непреложная истина. Я это «безумие» контролирую и направляю в нужную сторону. У каждого из сотрудников есть собственный блок задач, которые он решает, но если где-то что-то не получается, то тут «врываюсь» я и помогаю, либо задаю необходимый вектор.
Какими принципами вы руководствуетесь в работе?
Любой результат должен быть оцифрован и подкреплен фактами, поэтому я всегда опираюсь на аналитику. Мы регулярно проводим мониторинг публичного поля, детально анализируем, как представлен каждый наш бизнес и Группа в целом. Кроме того, мы смотрим, как ведут себя наши конкуренты: что они транслируют в СМИ и в соцмедиа, какие темы у них ключевые. Исходя из этого мы смотрим, что мы можем сделать или что нам следует скорректировать. У нас есть определенный бюджет, в рамках которого мы действуем, а также ресурсная база, которой мы руководствуемся (инфоповоды, активности, интересы Группы). Мой подход в том, что все наши шаги основаны исключительно на фактах и объективных данных. Работа ведется последовательно и с вниманием к деталям, позволяя избежать возможных ошибок и ненужных рисков.
Вы называете свой отдел «PR-джедаи». С чего началась эта история?
История зародилась на одной из первых планерок с топ-менеджментом Группы, когда я только пришел в компанию. Мы обсуждали, куда движемся, что хотим получить, как это видит руководство. Тогда же и был представлен PR-отдел со мной во главе. У меня возникла идея подать нашу работу в более дружелюбном формате, снизить степень формальности, потому что то, чем мы занимаемся — коммуникации — это в первую очередь про взаимодействие между людьми. Так появились PR-джедаи. Эту концепцию я уже применял в своей работе, но в другом ключе. Она мне близка и понятна. Команда приняла идею с энтузиазмом, и мы начали данную тему активно развивать. У нас появился собственный маскот, хранитель отдела — игрушечный малыш Грогу, или бейби йода (персонаж телесериала «Мандалорец»), которого в отделе прозвали на отечественный манер Гришкой. Затем состоялась прекрасная фотосессия отдела в джедайской стилистике. Фотография занимает почетное место в нашем кабинете. Со временем сформировалось собственная философия, отличающая нас от классических пиарщиков. Этот образ мы периодически транслируем во вне, подчеркивая свою креативность и позволяя себе немного «безумия». Здесь еще можно сделать отсылку к Максу Фраю и его «Лабиринтам Ехо»: там есть отдел, который его начальник ласково называет «филиал приюта безумных». Эта аналогия хорошо отражает наш стиль работы и творческий подход к решению задач. Своеобразная метафора для пространства, открытого новым идеям и экспериментам.
Какие ключевые факторы успеха можете выделить?
Нам удалось совершить качественный рывок, превратив прежнюю разрозненную активность в стройную, осмысленную стратегию, основанную на измеримых показателях эффективности. Сегодня вся работа построена на цифрах. Каждый шаг продиктован объективными метриками, благодаря которым мы детально понимаем, какой контент востребован аудиторией, какие площадки приносят максимальный трафик, а какие нуждаются в оптимизации. Кроме того, мы регулярно проводим вебинары, тестируем прямые эфиры в Telegram-канале, затем внимательно изучаем полученные результаты и, при необходимости, корректируем подходы.
Каких результатов удалось достичь за то время, что вы в SRG?
Лучше всего результаты работы подтверждают конкретные цифры. Мы растем в геометрической прогрессии — аудитория наших аккаунтов в социальных сетях увеличилась практически в два раза, если сравнить показатели июня этого года и предыдущего. В сегменте b2b коммуникаций, где в основе лежит органический рост, мало кто может таким похвастаться. Медийная заметность SRG за год также значительно выросла: число упоминаний наших спикеров в ведущих деловых изданиях страны увеличилось с 37% до 65%, а цитируемость управляющего партнера Группы Федора Спиридонова выросла в шесть раз. Регулярно появление в федеральных и региональных СМИ обеспечивает постоянный интерес к компании и ее услугам. С цифрами спорить сложно. Мы стали более узнаваемы в бизнес-сообществе, в том числе и информационно, благодаря чему укрепили доверие к компании и повысили узнаваемость бренда. Теперь наши клиенты и партнеры чаще говорят, что читали статьи и новости о компании.
Помимо выстраивания работы со СМИ, что еще удалось реализовать?
Еще одним крупным успехом стало создание единого прозрачного и понятного бренда Группы SRG. В прошлом году компания отмечала свое 25-летие. К этому событию мы переработали логотип, подчеркнув в нем историю ее существования. Исторически сложилось, что у каждого бизнеса была своя версия логотипа, между собой они не сочетались. Обновленная айдентика помогла визуально консолидировать все в единое целое, придав компании целостность. Сейчас мы продолжаем эту тему развивать. Онлайн-ресурсы также получили существенные обновления — теперь во всех наших каналах коммуникации прослеживается единая айдентика.
Символом единства компании стала «Башня ценностей», иллюстрирующая главные составляющие деятельности Группы SRG, в том числе наш фонд развития детей и молодежи «Алтай». Фонд оказывает поддержку талантливым детям и молодежи, помогая раскрыть их потенциал в области математики, физики и аналитики. Его история началась с поддержки школьников Бийского лицея — учебного заведения, которое окончил Федор Спиридонов, управляющий партнер Группы SRG, основатель Фонда.
Башня состоит из нескольких уровней, символизирующих бизнесы Группы. Основа, фундамент башни, — фонд «Алтай». Следующий уровень — социальная устойчивость, забота о труде и безопасности людей, этим занимается наш бизнес «Социальная устойчивость предприятий». Затем идет история про IT разработки — бизнес «IT-решения в жилой недвижимости», далее — «Финансовый консалтинг и инжиниринг» и «Проектное бюро». И над всей этой историей уже стоит управляющая компания во главе с Федором Спиридоновым и под руководством Дмитрия Смирнова.
Как вы видите работу в дальнейшем?
На текущий момент сделан очень качественный рывок в формировании структуры коммуникаций и создании собственного фирменного стиля, который стал узнаваем не только среди руководителей высшего звена, но и среди компании в целом. Важно сохранить заданный высокий темп и уверенно двигаться вперед. Нам удалось выстроить процессы, установить продуктивное взаимодействие со СМИ, обеспечив высокую частоту и качество публикаций. Теперь наша задача заключается в том, чтобы эту работу масштабировать, тем самым увеличивать узнаваемость Группы SRG.
Есть еще куда расти. Мы стремимся делиться опытом и результатами своей деятельности как внутри компании, так и во внешнем контуре. Важно рассказывать о наших внутренних ценностях, философии и творческом подходе, которые объединяют команду и выделяют среди остальных. Например, недавно у нас появилась собственная книга для отзывов и предложений. Самая настоящая, бумажная. Она стала символом открытости и готовности к диалогу.
Мы всегда рады нашим коллегам, когда они приходят к нам и делятся тем, что у них происходит. Для этого даже поставили у себя традиционный русский самовар, чтобы устраивать чаепития с алтайским чаем и баранками. Такие небольшие, но значимые элементы превращают нашу команду в нечто большее, чем традиционный PR-отдел. В мире корпоративной культуры, часто ограниченной строгими правилами, умение привнести яркие краски и живость позволяет достичь вершин профессионального успеха.