Что такое хороший сайт и хороший дизайн? Подробный разбор с примером.
Мне часто присылают на оценку макеты с вопросом:«Как тебе дизайн?» И каждый раз мой первый вопрос: а какую идею этот макет должен доносить? Потому что если мне показывают просто картинки без ТЗ, без описания, какую идею нужно донести и кому, я искренне не понимаю, зачем мне это присылают и как я могу это оценить.
Хороший дизайн с точки зрения маркетинга — это не «красивость», а донесение идеи.
История про макет в стиле супрематизма
Моя знакомая Варвара — коуч и бизнес-консультант — недавно прислала макет своего будущего лендинга, сделанный в духе супрематизма. И спросила: «Как тебе?»
Я сразу задала ей встречный вопрос:«А что этот дизайн должен доносить?»
Агентство предложило ей в качестве основы стиля супрематизм, потому что у нее нестандартный подход к коучингу. И специалистам хотелось подчеркнуть революционность.
Но лично у меня это вызвало сомнения:
• Во-первых, тренд на супрематизм прошел лет 13 назад. У тех, кто его знает, это может вызвать ощущение устаревшего визуала.
• Во-вторых, у тех, кто его не знает, он вообще ничего не вызовет. • В-третьих, делать лендинг в стиле «я — революционер» — слишком общее место, потому что почти каждый бизнес в какой-то степени говорит, что он революционный. Это может быть одной из ценностей, но не единственной.
Я начала раскладывать Варварину задачу на составные части и слои. Для меня дизайн — это не просто плоская картинка.
В визуале человек считывает как минимум три уровня:
→ идею,
→ стиль,
→ формы, цвета и картинки.
Соответственно, разные ценности могут быть переданы через один из этих слоев и при этом не противоречить друг другу.
Мы разбирали этот кейс с GPT, и сначала он крутился вокруг generative art, брутализма и других визуальных стилей, но я быстро вернула его к тому, что это лишь инструменты, а не сама идея. Идея передается через сильную метафору. так что, даже ИИ иногда путает «сладкое» с «желтым». Стиль — это еще не смысл.
Представьте сайт, у которого главным фоном стоит черно-белая фотография северного дикого пляжа, дюн и летящих бакланов.
Теперь та же черно-белая картинка северного пляжа, но нарисованная ИИ.
А теперь тот же пляж, но на нем стоит розовый арт-объект.
Это три разных слоя, затрагивающих разные ценности, которые вы хотите передать через сайт.
И можно догадаться, что за этими тремя картинками будут стоять три совершенно разных бренда, работающих в разных сферах.
Как я искала правильную метафору: пример моего проекта
Я очень люблю контрасты. Например, недавно думала, как пересобрать сайт «Тропы». Начала погружаться в размышления, про что все это. Понятно, что «Тропа» — это про созерцание, про рефлексию, про перезагрузку через село, прогулки и все прочее.
И в какой-то момент стало предельно ясно, что нам совершенно не подходит макет сайта отеля, продающего просто номера. Гораздо ближе был бы макет сайта, который себе делают для личной рефлексии всякие арт-деятели. Я нашла такой макет и теперь пытаюсь объяснить дизайнеру, что я от него хочу.
Как я искала правильную метафору для Варвары
В случае с Варварой я начала думать: о чем на самом деле Варвара?
Она говорит, что рынок коучей делится на две крайности:
• либо жесткий консалтинг (харды),
• либо мягкое психологическое «а ты как чувствуешь?» (софты).
А она нашла золотую середину, у нее нестандартный подход, который соединяет эти два полюса. Более того, я работала с Варварой, и знаю, что ее действительно отличает от других коучей: она погружается в процессы клиента и помогает ему с операционкой, где необходимо, а не только консультирует.
Где я искала аналогии?
Я начала перебирать сферы, где найден новый смысл на стыке противоположностей, искать референсы:
• В психотерапии → Диалектическая поведенческая терапия (DBT), которая родилась на стыке жестких методов и мягкой поддержки,
• В генетике → CRISPR, который соединяет точность (хард) и гибкость (софт),
• В музыке → фьюжн, который соединяет несовместимые стили,
• В гастрономии → умами, новый вкус между четырьмя классическими. Я перебрала много кейсов, когда инноватор нашел баланс между хардом и софтом — от DBT до Захи Хадид. Я искала узнаваемые образы, которые помогут сразу почувствовать правильный смысл.
И в итоге поняла, что… архитектура — это идеальная метафора, потому что:
• архитектор проектирует общее видение,
• инженер знает, как это построить,
• а вместе они создают красоту и прочность.
Варвара — не просто архитектор идей, она инженер, который проверяет, выдержит ли эта конструкция реальную жизнь бизнеса.
И вот здесь родилась идея: давай сделаем лендинг, который выглядит как сайт архитектурно-инженерного бюро.
Почему именно архитектурное бюро? Чтобы человек зашёл на сайт и подумал:« Я что, на сайте архитектурного бюро?»
А потом увидела, что:
• вместо домов кейсы спроектированных бизнесов,
• вместо чертежей зданий схемы бизнес-процессов, скетчи, воркшопы.
Это ломает шаблон и в то же время сразу дает понять, что человек перед тобой — не просто визионер-архитектор, а инженер, который умеет строить реальные конструкции.
Как эта идея решает три задачи?
а) Революционность
Использование макета из другой ниши и адаптация его под коучинг говорит о панорамном мышлении и умении соединять несоединимое.
Можно вынести это в слоган, например:
«Мы взяли принципы архитектурного проектирования и применили их к бизнесу — потому что бизнес тоже строится по чертежам, только это чертежи решений.»
б) Варя — человек дела
Эта мысль подчеркивается противопоставлением «архитектор» vs «инженер-архитектор». Кажется, этот образ считывается лучше, чем супремы.
Это можно выразить короткими фразами: «Я не архитектор, я инженер бизнес-решений.»
Визуально это можно дополнить деталями:
• смешение шрифтов — диджитальных и печатных «с плакатов», если это визуально не создает бардака (это уже дизайнер должен смотреть),
• чертежи, визуально похожие на архитектурные планы, но про бизнес,
• реальные фото работы Варвары не 1:1 с клиентом, а «в полях», в его операционке,
• множество маленьких визуальных деталей.
в) Собственный метод, соединяющий харды и софты
Этот посыл можно усилить сочетанием:
• строгих линий и мягких цветов,
• рукописных пометок или скетчей,
• элементов brutal minimalism.
Теоретически тут возможна аккуратная визуальная отсылка к Захе Хадид (хотя это тоже немного избито). Или, например, можно на фото сидеть на стуле, транслирующем ту же идею. Такие детали считываются только теми, кто в теме, но говорят о многом. Очень люблю такие триггерные мелочи.
Стулья как метафора баланса хард/софт:
• Panton Chair — Вернер Пантон,
• Louis Ghost — Филипп Старк,
• Wiggle Chair — Фрэнк Гери.
Все три — про баланс жесткого и мягкого, про инженерность и человечность, это сильно резонирует с концепцией Варвары.
Неожиданные приемы, которые усиливают концепцию:
• Добавить один яркий цвет — это необычно для сайтов в духе архитектурных студий.
• Использовать портрет в необычном стиле. На сайтах архитектурных бюро редко встречаются портреты. И если снять его со смыслом, это уже высказывание.
• Настраивать интенсивностью визуала: от 20% (ближе к классическому сайту в нише) до 80% (смелая архитектурная эстетика).
В итоге получилось четкое позиционирование.
Варвара — инженер бизнес-решений. Она проектирует конструкции, которые выдержат реальность. И именно в этом для меня заключается суть хорошего дизайна, построенного на донесении ценностей и философии бизнеса.
Подытожу: может показаться, что с этим итак справится дизайнер, мол зачем забивать свою светлую голову, но в реальности, я за всю свою жизнь встречала единицы дизайнов, передающих идею бизнеса.
И тут заказчик должен контролировать работу, и уметь понимать, что не так.
В ТГ-канале еще больше о моем подходе к бизнесу.