ЗАПРЕТ РЕКЛАМЫ В ИНСТАГРАМЕ* С 1 СЕНТЯБРЯ 2025 ГОДА: страшилки, признаки рекламы и чек-лист для чистки инсты
*Инстаграм принадлежит Meta, деятельность которой запрещена на территории РФ.
В закон «О рекламе» не так давно внесли новые пункты, но тема уже обросла страшилками. Самая популярная – «срочно удалите из инсты всё о своих товарах и услугах за всё время существования аккаунта и больше о них не пишите».
Спойлер: всё не так, но многое придётся менять и играть по новым правилам.
Здравствуйте! Я Елена Брозовская, контент-стратег, копирайтер, автор телеграм-канала Textbomba и книги "Я продаю, а у меня не покупают" (издана в "ЭКСМО-Бомбора"). Нововведения, о которых я здесь рассказываю, касаются меня и моей работы непосредственно, поэтому я добралась до первоисточников, как следует разобралась в ситуации и разложила всё по полочкам, чтобы никто не бегал с криками: "Мы все умрём" - а знал, что надо предпринять в ближайшее время.
Главная проблема ситуации – что считать рекламой. Официальная формулировка довольно расплывчатая, сама ФАС это признаёт и периодически дает разъяснения и уточнения.
Вот актуальные данные, согласно пункту 9 приказа ФАС № 821/23:
✅ МОЖНО. ЭТО НЕ РЕКЛАМА
◾Информация в вашем блоге о ваших товарах и услугах: о составе, правилах пользования, предупреждениях, наличии скидок (без ажиотажа), условиях покупки (но без цен и призывов).
◾Ваши товары и услуги – в виде каталогов, списков с краткой информацией, без чрезмерной эмоции и выделения какой-то позиции. В визуале – «обычный единый стиль».
◾Формат «До и После» без подчеркивания преимуществ.
◾Обзор одного или нескольких однородных товаров, услуг, которые подходят под тематику вашего блога, без призывов к покупке, ссылок, промокодов и др.
◾Ваш логотип и фирменный стиль, логотипы партнеров (если они не выделяются особо).
◾В вашем блоге – отзывы ваших покупателей, если это личное мнение без призывов к покупке.
◾В блоге покупателя – его собственный отзыв о вас, личное мнение, но без «я рекомендую», без акцента на положительных свойствах продукта, без ссылок и призывов к покупке.
❌НЕЛЬЗЯ. ЭТО РЕКЛАМА
(у вас и в чужом блоге):
◾Упоминание товара с яркой положительной эмоцией, с подчёркиванием его свойств, акцентом на преимуществах, в сравнении с конкурентами.
◾Формат «моя горячая рекомендация».
◾Прямые призывы к покупке (купите, закажите, ещё остались места на курс, свободны окошки, завтра цена поднимется, успейте до пятницы и др.).
◾Ссылка на сайт, форму для заявки, прайс.
◾Акции, распродажи, промокоды.
◾Конкурсы, стимулирующие интерес к конкретному продукту.
◾Если блогер рассказывает о ваших продуктах у себя по бартеру или бесплатно, это тоже реклама.
За каждое нарушение штраф для физлиц до 2 500 руб., для ИП – 4 000 – 20 000, для юрлиц до 500 000 (1 сторис, 2 поста, 1 рилс, в которых нашли нарушение, – это 4 штрафа, а не один).
Что? Теперь придётся удалять всю старую рекламу вплоть до 2015 года? Не факт.
Если скидки, промокоды, акции, призывы к покупке после 1 сентября актуальны – удаляйте.
Если неактуальны, оставляйте и не продвигайте:
▪удалите хештеги в рекламных постах и отключите комменты,
▪не давайте на неё ссылки в других соцсетях,
▪не репостите,
▪не отправляйте в закреп.
Это считается «распространением рекламы», вас оштрафуют.
Для самых дотошных в конце статьи я оставила все ссылки на первоисточники. А для самых оперативных составила чек-лист «ЧТО НАДО УСПЕТЬ СДЕЛАТЬ ДО 1 СЕНТЯБРЯ В ИНСТАГРАМЕ».
Сразу скажу, что этот чек-лист опубликован у меня в тг-канале в виде карточек. Очень удобно и наглядно. Можно пройти и сохранить себе их по ссылке: https://t.me/textbomba/737?single
А тут даю его сплошным текстом:
ШАПКА БЛОГА
*убрать слова, связанные с призывом к покупке или акциями (прайс, запишитесь, закажите и др.);
*удалить саморекламу и информацию о преимуществах продукта (самый, лучший, топ, №1, все формулировки в превосходной степени, выделяющие вас среди конкурентов);
*переписать информацию о себе, своих товарах и услугах в нейтральном стиле (вместо набираю на курс – работаю с такими-то ситуациями);
*заменить ссылку на сайт или контактную информацию, ведущую к покупке, на разрешённую соцсеть (Telegram, ВК, Яндекс.Дзен, Youtube);
*сменить никнейм, если он связан с рекламой, саморекламой, продажами (закуп_рекламы, Юля_продвигает, девушка_на_миллион и др.).
«АКТУАЛЬНЫЕ» (хайлайтс, вечные сторис)
*удалить папки о выгодах продукта, акциях (например, «Прайс», «Чёрная пятница», «Топ-продукт»);
*удалить папки и отдельные сторис, где информация о вас подана не в нейтральном стиле, а как самореклама (самый, лучший, ведущий, топ, мать всех блогеров и др.);
*пересмотреть остальные папки и удалить все сторис со ссылками на сайт или форму заявки, с призывами к покупке;
*убрать отзывы клиентов и рекомендации блогеров, которые выбиваются из понятия «не реклама» (т. е. содержат горячую рекомендацию, чрезмерные эмоции, выделение преимуществ и выгод вашего продукта, призывы к покупке);
*удалить рекламу чужих продуктов (например, в закрепе «Турция» у вас похвалы отелю со ссылками или словом «рекомендую»).
ВАЖНО: если в постах при определённых условиях можно оставить рекламу, размещённую до 1 сентября, то в хайлайтс – нет. Хайлайтс – это способ продвижения. Перед удалением «запрещёнки» сохраните её, чтобы запостить в Telegram или ВК.
REELS
*Пересмотреть все рилсы и удалить то, что можно отнести к рекламе:
- упоминание вашего или чужого продукта с положительной эмоцией, с подчеркиванием его свойств, акцентом на преимущества, в сравнении с конкурентами;
- самореклама;
- формат «моя горячая рекомендация»;
- рилсы с отзывами клиентов, где они откровенно рекомендуют вас, ваш продукт, призывают к вам обратиться;
- прямые призывы к покупке (купите, закажите, ещё остались места на курс, свободны окошки, завтра цена поднимется, успейте до пятницы и др.);
- все рилсы со ссылками на сайт, форму для заявки, прайс;
- акции, распродажи, промокоды.
ВАЖНО: даже если это старые рилсы, удаляйте, потому что алгоритмы продвижения инсты непредсказуемы, соцсеть может продвинуть ваш ролик после 1 сентября.
«ЗАКРЕПЫ» И ПОСТЫ
*удалить закрепы (3 закреплённых верхних поста в ленте блога), если они рекламные (см. критерии выше, в разделе REELS);
* удалить все публикации о продажах, акциях и скидках, актуальных после 1 сентября 2025 года;
*рекламные посты, переставшие быть актуальными до 1 сентября, можно оставить, но удалить все хештеги и геотеги, чтобы соцсеть не продвинула пост;
*в таких постах отключите комментарии, чтобы не стимулировать активность;
*удалите в других соцсетях ссылки на ваши рекламные посты из Инстаграма (даже старые);
*удалите репосты как в Инстаграме, так и репосты в других соцсетях с сохранением ссылки на оригинальный источник из Инстаграма (вы будете считаться распространителем рекламы).
ВАЖНО: вот уточнения ФАС, при каких условиях рекламу можно оставить после 1 сентября https://fas.gov.ru/documents/690033
Успевайте до 1 сентября привести свою инсту в законопослушный вид. И, конечно, подписывайтесь на мой телеграм-канал Textbomba https://t.me/textbomba
Там я рассказываю о том, как в новых реалиях работать с контентом в соцсетях, продавать товары и услуги и продвигаться, если из бюджета только мозг.
А вот обещанные ссылки на первоисточники, которые касаются запретов в Инстаграме с 1 сентября 2025 года и закона «О рекламе»:
1. Федеральный закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ
«О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и Федеральный закон "О рекламе"»
2. Официальная формулировка, что считается рекламой (ст. 3 п. 1 № 38-ФЗ «О рекламе») https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
3. О штрафах (штрафовать будут по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушения закона о рекламе)
4, 5. Уточнения ФАС, какая информация признаётся рекламой https://fas.gov.ru/news/32269 и https://fas.gov.ru/pages/otvety_po_reklame
6, 7. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2025 года с критериями, что относить к рекламе, чем реклама отличается от информационно-аналитических материалов, считаются ли отзывы рекламой https://fas.gov.ru/news/34119 и http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202507250057?index=2
8. Разъяснения ФАС о том, какую рекламу, опубликованную до 1 сентября 2025 года в Инстаграме, можно оставить (здесь подробности того, о чем я говорю в конце поста): https://fas.gov.ru/documents/690033
9. Примеры в карточках от ФАС, что считать рекламой и не рекламой